«Алиева как самостоятельную фигуру не рассматриваю, за ним стоит Эрдоган, он решает», — говорит в интервью «ГА» востоковед, академик НАН РА Рубен Сафрастян.
Интервью публикуем ниже без изменений и сокращений:
— Как в Турции реагируют на трагические, катастрофические для армян события в Арцахе?
— Ликуют. Турция сегодня играет по-крупному, как игрок регионального масштаба, стремясь решать не только тактические, но и стратегические вопросы. То, что сейчас случилось – потеря Арцаха, это, конечно, «победа» Турции и «победа», которая приближает ее стратегическую цель. А цель – взять регион под полный контроль в геополитическом смысле. Был Арцах, Арцах мешал этому, сейчас Арцах постепенно сходит на нет как препятствие на пути к достижению Турцией своей геополитической цели. Остается Армения. Армению турки тоже будут стараться разными методами взять под свой контроль.
Сейчас идет процесс, когда Турция пытается выработать свою стратегию в отношении Армении, идет поиск вариантов того, какими путями нужно обезвредить уже Армению, чтобы турки достигли своих целей. Одним из этих вариантов, по всей видимости, является озвученная Эрдоганом новая инициатива «2+2» (Армения-Азербайджан, Россия-Турция в качестве посредников). Полагаю, Эрдоган с Алиевым уже ее обсудили.
— И в чем смысл этой инициативы?
— В том, что Турция пытается втиснуться в геополитический процесс у нас в регионе. До сего действовал трехсторонний формат с Россией в качестве посредника между Арменией и Азербайджаном, Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года, и т.д. Сейчас Турция пытается стать второй стороной – посредником. Почему она так поступает? Она делает это для того, чтобы застолбить за собой площадку на Южном Кавказе и идти дальше к расширению, с тем, чтобы полностью взять регион под свой контроль.
— В Нахиджеване между Эрдоганом и Алиевым обсуждался военный вариант вторжения в Сюник? Ждать вторжения?
— Да, ждать надо, и готовиться надо. Военный вариант вполне вероятен. Совершенно ясно одно: решать подобные вопросы будет Эрдоган со своими близкими друзьями узким кругом – это Фидан, еще 2-3 человека и Генштаб. Скорее всего, обсуждается два варианта: или немного подождать, переварить Арцах, а потом уже взяться за Зангезур, или воспользоваться моментом, и под шумок ударить по Зангезуру тоже. Конечно, второй вариант для турок рискованный. Это вызовет слишком негативную реакцию в мире. Пойдут турки на такое или нет, нельзя сказать точно, но они это точно обсуждают.
— Алиеву негативная реакция в мире не помешала почти целый год держать Арцах в осаде, потом напасть, а теперь осуществлять этнические чистки и геноцид.
— Так и есть. Но пойдет он сейчас еще дальше – думаю, нет. Между тем Алиева как самостоятельную фигуру не рассматриваю. За ним стоит Эрдоган, он решает.
— Эрдоган заявил, что Армения должна выполнить свои обещания по Зангезурскому коридору и все другие обещания. Что за другие обещания? И ведь власти РА утверждали, что никаких обещаний по коридору не давали…
— По итогам пражской встречи было заявление Пашиняна о том, что Армения признает терцелостность Азербайджана, и ни слова об Арцахе, о правах арцахцев, и т.д. Об этих обещаниях говорит Эрдоган, полагаю. Между Арменией и Турцией давно нет переговорного процесса, так что здесь ничего нового быть не может. Турция сказала, чего она хочет — Арцах и Зангезурский коридор. Арцах получили, сейчас все вертится вокруг Зангезурского коридора
— Экстерриториального…
— Да. И под турецким контролем. В турецкой печати промелькнуло предложение такого варианта, при котором Зангезурский коридор был бы под европейским контролем совместно с турецким и армянским. Но это было до нападения Азербайджана на Арцах и его итогов. Сейчас Турция на это не пойдет, для них это уже пройденный этап.
— А что пишут по поводу России и ее роли на Южном Кавказе в турецкой прессе?
— Особенно об этом не пишется, но я могу поделиться своим восприятием. Сейчас такой период российско-турецких отношений, когда эти государства, оставаясь стратегическими соперниками у нас в регионе, даже в какой-то мере не только соперниками, но и противниками (потому что в военно-политическом отношении они потенциальные противники), тем не менее сотрудничают. При этом надо понимать, что если между Западом и Россией произойдет военное столкновение, Турция будет делать то, что делает НАТО. Но сейчас в российско-турецких отношениях такой период, когда они не только противники, но и кооперируют друг с другом на основе взаимного интереса. Ядерная держава – Россия – нашла возможность как-то смягчать бремя санкций, используя часть Запада, которой является Турция, а Турция от этого получает огромные выгоды.
Между тем, при всем происходящем, я уверен, что Россия должна остаться нашим стратегическим союзником, без этого у нас в регионе ничего хорошего для Армении не получится. Я вижу, как стремительно нагнетается антироссийский тренд в Армении – это неправильно. Ничего, кроме вреда и новых потерь, нам это не принесет.