Вброшенная в феврале западными источниками информация о намеченном на начало марта приезде в Ереван и Баку хозяина президентского офиса в Киеве Владимира Зеленского, о котором активно судачили разного рода комментаторы, подтверждения не получила. Думается, здесь сразу стоит оговориться: пока не получила, так как данное политико-пропагандистское действо, вне зависимости от его конкретных результатов (либо скорее – отсутствия оных), призвано нести прежде всего символическую смысловую нагрузку. Напомним, после начала Россией 24 февраля 2022 года специальной военной операции на Украине так называемый президент Украины не побывал ни в одной из постсоветских стран, за исключением прибалтийских.
Согласно одной из версий, сценарий действа предполагал приезд Зеленского сначала в Баку, а оттуда уже в Ереван, куда он должен был привезти нескольких содержащихся в Азербайджане армянских пленных. Таким образом, европейские сценаристы задумали представить предводителя киевского режима в качестве «большого друга армянского народа» и спасителя удерживаемых в азербайджанских тюрьмах армянских военнослужащих, а возможно – также и политиков. На этот раз, видимо, по тем или иным причинам не получилось, однако можно не сомневаться, что подобного рода комбинации, нацеленные на пиар киевского режима среди широких народных масс в Армении, будут предприниматься и впредь. И уж конечно вероятный отказ официального Баку принимать Зеленского (после чего якобы засомневались в целесообразности столь одиозного антироссийского шага уже и в Ереване) не означает отсутствия формальных и неформальных встреч на разных площадках, в первую очередь – европейских. В частности, в феврале президенты Украины и Азербайджана пообщались «на полях» международной конференции по безопасности в Мюнхене.
Если верить украинским источникам, беседа шла на английском языке (что весьма симптоматично). Поздравив Алиева с победой на недавних президентских выборах, Зеленский среди прочего отметил вклад Азербайджана в работу украинской энергетической системы. Согласно лаконичной официальной информации, обсуждалось двустороннее сотрудничество в торгово-экономической, энергетической, гуманитарной и других областях, включая возможное использование украинских газохранилищ. «Наша поддержка территориального суверенитета и целостности Украины является незыблемой, и это не изменится. Мы как страна, которая страдала от оккупации, прекрасно понимаем вашу ситуацию и желаем мира украинцам и Украине», – цитирует Алиева киевская «Европейская правда», а вслед за нею – и бакинские издания, в том числе и провластные. И это также вполне символично, потому как практически совпало по времени с завершением многомесячной битвы за Авдеевку, в ходе которой боевики ВСУ потерпели поражение. «Когда нужно, президенты Азербайджана и Украины общаются друг с другом и по телефону, и в рамках международных мероприятий, и т.д. Со стороны Азербайджана продолжается оказывание государственной гуманитарной помощи» Киеву, в то время как из Армении таковая инициируется пусть и супругой Пашиняна, но без конкретных распоряжений ее мужа на этот счет в рамках официального протокола, акцентирует принципиальные отличия в подходах Баку и Еревана директор Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов: «Частная инициатива не может считаться элементом государственной политики».
Несколькими днями позже, 20 февраля, азербайджанский посол в Киеве Сеймур Мардалиев сообщил о состоявшейся встрече с министром внутренних дел Игорем Клименко, посвященной двустороннему сотрудничеству в борьбе с организованной преступностью, приграничному взаимодействию и чрезвычайным ситуациям. Проинформировав «о гуманитарной помощи Азербайджана Украине, в том числе в области разминирования», дипломат подтвердил намерение официального Баку дальше развивать сотрудничество с Киевом в сфере безопасности и разминирования, выразив готовность «делиться собственным опытом с Украиной и в дальнейшем помогать вам в этом вопросе. В частности, мы хотели бы оказывать вам помощь в проведении тренингов для [украинских] саперов». Ранее, в ноябре, Азербайджан передал «спасателям Полтавщины» новую гусеничную машину механизированного разминирования под названием Revival P. Сообщалось также о прибытии на Украину представителей компании-производителя для обучения местных
специалистов.
Ранее мы уже рассказывали о направляемой с берегов Каспия на подконтрольную режиму Зеленского территорию «гуманитарной» и иной помощи, общий объем которой, согласно отчету кабинета министров за 2023 год, составил более 57 миллионов манатов (около 34 миллионов долларов). Вот только некоторые из недавних примеров: 21 ноября из Сумгаитского технопарка на Украину отправились 23 грузовика с 18 трансформаторами и более 900.000 метров электрических кабелей и проводов, а 8 декабря на Украину отправилось 20 большегрузов с 6 комплектами трансформаторов и более 551.000 метров электрических кабелей и проводов. Впрочем, комплиментарные репортажи бакинских телеканалов с позиций боевиков ВСУ наводят на размышления относительно возможных форматов и способов оказания так называемой «гуманитарной» помощи. В плане оказываемой Киеву политической поддержки более чем показательны и мысли депутата Милли меджлиса, известного по многим экспертным форумам и интернет-эфирам, Расима Мусабекова (заранее приносим извинения за длинную цитату, которая приводится исключительно как характеризующая умонастроения части общества без целей распространения враждебной пропаганды): «Наступление ВСУ не дало ожидаемых результатов, так как пришлось проламывать хорошо организованную оборону противника. Упрекать украинских военных несправедливо, так как они не имеют превосходства в численности личного состава и вооружениях, тем более что атакуют без поддержки авиации. Как публично признает главком ВСУ [теперь уже бывший] генерал Залужный «война становится позиционной и зашла в тупик»… Цели «специальной военной операции», невразумительно сформулированные Кремлем как: «денацификация», «демилитаризация», признание «новых территориальных реалий», в сущности, сводились к уничтожению Украины как государства и нации. Результат оказался прямо противоположный. Украина выстояла, общество консолидировалось, кристаллизировалась ее идентичность. В этом смысле Украина уже победила, а кремлевские властители просчитались». В одном из последующих постов в социальных сетях парламентарий с пылом осуждает мифические «притязания кремлевских правителей посредством подчинения Украины восстановить имперскую сферу влияния в качестве СССР 2.0», которые «потерпели полный крах» – как будто не было ни кровавого государственного переворота в Киеве 10 лет назад, ни многолетних безуспешных попыток российской дипломатии решить дело миром, ни тысяч жертв на Донбассе в 2014–2022 гг., ни демонстративной подготовки инструкторами НАТО боевиков ВСУ к «броску на Восток» все эти годы…
Возвращаясь же к примечательной встрече Мардалиева и Клименко, отметим, что обсуждали они, по информации МВД Украины, не только дальнейшее сотрудничество, но и «обмен опытом реинтеграции оккупированных территорий, противодействие незаконному обороту оружия и борьбу с преступностью». Особенно, конечно, умиляет формулировка про «реинтеграцию оккупированных территорий», прямиком перекочевавшая из известного рода методичек. Как небезосновательно отмечает издание Eurasia Daily, «не присоединившись к западным санкциям, [Азербайджан и Турция] находятся в лагере государств, которые настаивают на политической капитуляции России на украинском театре военных действий».
25 февраля Зеленский во время пресс-конференции ответил на вопрос первого из иностранцев – обладателей «Креста почета» Министерства обороны Украины, сотрудника Восточноевропейского бюро бакинского агентства Report Мубариза Асланова, заявив: «Азербайджан поддерживает территориальную целостность Украины. Азербайджан является сторонником суверенных прав и мира. С другой стороны, конечно, мы были бы рады участию Азербайджана в формуле мира, если это возможно». Напомним, упомянутая «формула мира», по версии киевского режима, означает возвращение к границам бывших союзных республик по состоянию на 1991 год. Даже если официальный Баку не будет до поры до времени откликаться на совсем уж наглые «хотелки» Зеленского, само по себе приглашение с его стороны едва ли возникло на пустом месте.
Мюнхенская встреча Алиева и Зеленского была пустой, но при этом опасной в контексте европейской политики, говорит участник движения «Другая Украина» Владимир Олейник. По его словам, реакции со стороны России на заявление Алиева по Украине не будет. «Иногда Россия к таким высказываниям относится достаточно терпимо, исходя прежде всего из фактических отношений. А фактические отношения Азербайджана и России неплохие. Я не знаю, будут ли подобные заявления дальше интерпретированы в другие проекты, например, НАТО, но пока в Азербайджане молчат и не говорят о том, что они хотят стать страной, которая была бы членом НАТО. Хотя их ближайший союзник Турция – член НАТО. Поэтому здесь для России не так важны заявления, как дела. Многие заявления в политике не совпадают с теми делами, которые проводят лидеры стран. Алиев сейчас чувствует силу и поддержку…»
Как мы отмечали в предыдущем номере, риторическая пикировка между Баку и некоторыми западными институциями едва ли означает отход от наработанной десятилетиями практики прагматичного взаимовыгодного сотрудничества. Резкое сокращение экспорта российского природного газа в Европу привело к заметному прозападному сдвигу внешней политики Азербайджана, пишет научный сотрудник Института США и Канады Николай Бобкин. В июле позапрошлого года в присутствии главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен «Баку взял на себя обязательства об увеличении экспорта азербайджанского газа в ЕС с 12 млрд кубометров в год до 20 млрд к 2027 г. Официальные лица в Брюсселе, безусловно, понимают важность этого соглашения. Учитывая текущие геополитические события, расширение сотрудничества в области энергетики выгодно как Азербайджану, так и Европейскому союзу». С началом в феврале 2022 г. специальной военной операции (СВО) на Украине Азербайджан стал одним из основных партнером Брюсселя в сфере энергетической безопасности: в том же году «65,6% азербайджанского экспорта пришлось на рынок ЕС, а внешняя торговля Азербайджана с европейскими странами достигла самого высокого уровня за всю историю».
Немаловажное значение имеет и географическое положение страны на ключевом участке «Срединного коридора», соединяющего Китай через Центральную Азию, Каспий и Кавказ с Турцией и Европой. Данный маршрут предоставляет альтернативу торговым путям, проходящим через Россию и Белоруссию, что соответствует долгосрочным стратегическим интересам Вашингтона и Брюсселя. Думается, поддержка Киева официальным Баку, пусть не столь артикулированная публично, но от этого, думается, не менее деятельная, также полностью укладывается в логику текущих процессов, нацеленных на полное вытеснение России из Кавказского региона.
Андрей Арешев, Москва