Четверг, 25 апреля, 2024

Каринэ Геворгян: Нужно сдержанно анализировать всё происходящее

Интервью с российским политологом, востоковедом, лингвистом, переводчиком

Читаемое

Интервью с российским политологом, востоковедом, лингвистом, переводчиком

– Здравствуйте, Каринэ Александровна! Сегодня мы будем говорить о наших болевых точках. В первую очередь – это Украина, это Армения с Арцахом. Хотелось бы узнать Вашу точку зрения по поводу того, что в начале сентября украинская сторона совершила попытку так называемого контрнаступления. Что сподвигло на это украинскую сторону? Почему они все-таки пошли на такие большие жертвы?

– Григорий Юрьевич, «Ноев Ковчег» – это русско-армянская независимая газета. И Ваш ресурс читают самые разные люди, принадлежащие к разным этносам в России, а не только этнические армяне.

Для меня как для гражданки России чрезвычайно важно поделиться своим пониманием того, что вообще происходит. И почему это не война, а специальная военная операция. С моей точки зрения, эта спецоперация имеет несколько уровней, которые необходимо рассмотреть. Это разведка боем. Причем и в военном плане, и в политическом, и в экономическом, и даже в социальном. Наша страна, огромная Россия, привыкла жить все 30 лет в пропаганде консюмеризма, ценностей глобализации. Обществу очень трудно перестраиваться. Поэтому многие эксперты говорят, что не хватает идеологии, которая будет мобилизовать граждан. Даже если мы с Вами или целый синклит напишет что-то наподобие манифеста КПСС, это не сработает. Так как вряд ли это мобилизует общество, ведь оно еще к этому не готово. Это очень постепенный процесс.

В тему спецоперации. От нас все время требовали блицкрига, особенно западные источники. Они говорили, что Россия пошла на блицкриг. Кстати, это слово – немецкое, а изобретение – британское. Все ждали блицкрига. Но это просто разведка боем. Что значит разведка боем? Потому, что она дает возможность вскрыть все места расположения противника, его закладки, его «спящие группы». Чем тщательнее она идет, не медленнее, а именно тщательнее, тем больше вероятность, что будут вскрыты слабые и сильные стороны противника, чтобы он раскрыл свои предварительные планы.

– С другой стороны, противник вооружается при помощи Запада более современным оружием.

– По поводу последних событий. Вспомните, где украинская сторона размещала огневые точки: в многоквартирных жилых домах, больницах, школах. Поэтому российские военнослужащие применяли очень ограниченные средства поражения. Теперь ВСУ пошли в контрнаступление, концентрированно, в открытое поле. Вспомните сложность штурма Мариуполя. Украину вооружает Запад, но ремонтной базы на Украине для этой военной техники нет.

– Да, она сразу выходит из строя… Не подвержена ремонту.

– Поэтому это и есть разведка боем. Наши противники из стран НАТО опустошают свои арсеналы. Америка имеет деньги, ВПК, ресурсы и собирается перезапустить свой военно-промышленный комплекс на фоне происходящих на Украине событий. Для того чтобы запустить на полную мощность ВПК, такой огромной и мощной стране, как Соединенные Штаты Америки, что необходимо? Им сейчас нужны высокотехнологичные специалисты, рабочие высокой квалификации. В Америке не модернизировали свои электростанции. Для того чтобы их перезапустить, им нужно модернизировать электростанции. На это у них уйдет два года, то есть до 2024 года. Иначе возникнут перегрузки и на электростанциях будут происходить аварии. Далее им нужно запустить ВПК – тоже год-полтора. Три года им необходимо на то, чтобы заполнить свои же арсеналы.

Что касается Европы. Там сейчас из-за энергетического кризиса закрываются сталеплавильные и другие промышленные производства. При этом необходимо отметить, что если домну, например, остановили, то запустить ее заново очень сложно. Во Франции было три домны, две из них уже погашены.

– Всё вот это проведение военной операции – оно спланировано и идет по плану.

– Оно идет по плану, но при этом не может идти без ошибок. Давайте будем откровенны – конечно, просчеты есть. Они есть у всех и всегда. Тот, кто работает, может совершать ошибки. Это всегда бывает на войне.

– Каринэ Александровна, все-таки возвращаясь к этому последнему контрнаступлению. Зачем это было нужно украинской стороне?

– Это такая пиар-война, как многие говорят. Все это нужно было на блюдечке преподнести к заседанию на американской базе Ramstein в Германии, где присутствовал министр обороны Украины Резников. При этом необходимо обратить внимание на то, что в Киев прилетел госсекретарь Соединенных Штатов господин Блинкен и, несмотря на все объятия и рукопожатия, даже орден ему Зеленский вручил, не привез того, что так ждал украинский президент.

– Каринэ Александровна, многие политологи и специалисты говорят о том, что «пояс» вокруг России – это не только Украина. Это и Приднестровье, Южный Кавказ, Средняя Азия. Все эти регионы Запад пытается расшатать. Нас сегодня интересует именно регион Южного Кавказа, поэтому я хочу перейти к обсуждению сложившейся там ситуации. Насколько опасны те тенденции, которые там происходят? Я имею в виду активизацию военных действий на границе Армении и Азербайджана, активизацию попыток Азербайджана захватить какие-то небольшие территории, в том числе и армянские, что имеет определенную политическую подоплеку. Как это все смотрится в разрезе реализации плана антироссийского пояса?

– План «Анаконда» никуда не девался, хотя его могут называть по-разному. Понятно, что Россия окружена и американскими биолабораториями, и тлеющими конфликтами, или самовозгорающимися – сейчас в таджикском Бадахшане идет спецоперация, на которую мало кто обращает внимание, но дело серьезное – рядом Афганистан. Мы знаем и другой тлеющий участок – границы Киргизии и Казахстана. Мы видим, как ведет себя Прибалтика, в первых антироссийских рядах.

Еще в начале нулевых, при президентстве Джорджа Буша, американское руководство решило не тратиться на свою агентуру в Старом Свете, особенно в регионах Ближнего и Среднего Востока, бывшего советского Востока: Закавказье, Средняя Азия и Казахстан. А вот у британцев она осталась. Когда стало понятно, что без агентуры невозможно, то британцы взяли на аутсорсинг и эту работу. Это было видно и по Еревану в 2016 году, что работают именно британцы, а не американцы. Работают они неплохо и системно. Правда, сейчас начинают конкурировать с Соединенными Штатами. Консервативные британцы, в том числе Алистер Хип, пишут о том, что американская империя и доминирование США идет к закату, поэтому Британия должна прорваться в высшую лигу. Они уже между собой тоже начинают конкурировать. Но «в поле» действуют британцы, через свою агентуру в Армении, в Азербайджане, в Грузии. Кто в Казахстане экономический советник президента Токаева?

– Британец?

– Тони Блэр. И зарплату получает от правительства.

– В тенге?

– Я думаю, нет. Во всяком случае, в конвертируемых тенге. Отдельный вопрос – как Британия себя чувствует в Казахстане. Я напомню, что у ВР там очень серьезные активы. Так же как и у американских компаний «Шеврон» и «Эксон Мобил». Но именно ВР имеет очень серьезные интересы в Казахстане. Казахстан – вообще место особенное. Сейчас, когда Франция потеряла месторождения своей атомной компании «Арева» в Африке, которая снабжала на 50% атомные станции в мире, Казахстан приобретает огромное значение, а урановые месторождения в Казахстане принадлежат Канаде. Это канадский актив. Канада же является членом Британского содружества.

Есть такое мнение, что Британия пытается стать восходящей Британской империей и заместить США, по крайней мере в Старом Свете. Это все проецируется на конкретную ситуацию на нашей с Вами любимой исторической Родине. Закавказье всегда – точка проявления этих процессов. Для большого мира – что такое Азербайджан? А что такое Армения? Но при этом эти места обозначены в некоторых стратегических разработках Пентагона. Как «калитки». Есть такие ключевые точки, куда давишь – и процесс идет.

С моей точки зрения, там идет определенный расчет, направленный на десуверенизацию. Легче всего, по их мнению, сейчас десуверенизировать Республику Армения. Азербайджанское руководство рассчитывает на то, что они там выиграют, у Армении отгрызут разные территории. При этом достаточно мощный сосед, с которым никто особо не хочет связываться – Иран, – держит свои войска и очень серьезное вооружение прямо при границе. И этнический азербайджанец, верховный руководитель Исламской Республики Иран аятолла Али Хаменеи категорически заявляет: «А мы не позволим никаких территориальных изменений Республики Армения».

– Это исходит из государственных интересов Ирана?

– Да. Причем это даже не этнический вопрос. Представим главную мечту человека, который армян ненавидит, живет в Баку, этнический азербайджанец, заточенный на установки, что не будет армян – запляшут лес и горы. И тогда нужно сказать, что на следующей итерации – вы следующие, причем вы еще «вкуснее». Потому что у вас больше ресурсов, у вас геополитический выход на Каспий и вас сделают «вот так» после этого. Вы выгодны, пока даете возможность выбить одну из составляющих Закавказья.

– Каринэ Александровна, раз мы говорим об Арцахе, об Армении, необходимо посмотреть и что творится внутри. Известный бизнесмен, филантроп Рубен Варданян отказался от российского гражданства, приехал в Арцах и хочет помочь народу Арцаха, своим соотечественникам устроить свою жизнь, сделать ее более приемлемой, поднять экономику и т.д. Но почему-то все всполошились: в Азербайджане, в самой Армении, как власть, так и оппозиция. Практически всех это очень сильно задело, все встали на дыбы. Каждая сторона уже высказалась. Как, по-Вашему, какова причина такого резкого всплеска эмоций, который вызвало заявление Рубена Варданяна?

– Григорий Юрьевич, не будем темнить. И Вы, и я лично пересекались с этим человеком. Не говорю, что была с ним дружна, но лично – знакома. Несомненно, это очень воспитанный, культурный, образованный человек. Но он обладает компетенциями в тех сферах, которые от меня очень далеки. Его компетенция – это сфера финансов. При этом мы с ним, наверное, прекрасно можем обсуждать явления искусства или историю искусства. И поэтому я хочу сейчас сказать не о личности – Рубене Варданяне, – а о его функции, о его имидже. Есть такая легенда о Василии Сталине, сыне Иосифа Виссарионовича. Как-то отец сказал ему: «Почему ты себя так плохо ведешь?» «Я – Сталин!» – ответил молодой Василий. Вождь подвел его к своему портрету и сказал: «Сталин – он, а не ты и не я». Понятно, что он имел в виду. Мы говорим сейчас о портрете. Прежде всего этот человек – Рубен Варданян, – имея репутацию человека, который компетентен в сфере финансов, успешен, небеден, делает явно политический шаг. Ведь его обращение не имеет отношения к финансовой сфере. То есть по каким-то причинам этот человек принял решение пойти в политику… Рубен Варданян сделал этот шаг потому, что сидел дома на кухне и обсуждал это с женой, потому что так просила его армянская душа. Он ведь так и сказал, что его семья, его жена одобрили этот его шаг. Верю, значит, это действительно так. А дальше возникает вопрос. Он сказал правду, но сказал ли всю правду. Или, например, те люди, с которыми он последние 35 лет работал, взаимодействовал во всем мире опять же в сфере финансов, которые его друзья… Ведь он человек, который ходил без охраны, а это означает, что он правильно строил свои отношения в этом деловом мире. Вспомните, сколько перестреляли разных деятелей в 90-е годы. Ни слова не известно, никто не трогал Рубена Варданяна. Значит, он умел вести свои дела так, что никто на него никакого зуба не имел. Верно?

– Да.

– Значит, он умеет строить деловые отношения. И явно у него интересные связи по всему миру. Он их обрубает? Я думаю, что нет. В какой степени на нынешнем этапе и в данном месте он будет выразителем взглядов, идеологий, интересов тех людей, с кем он был по своей успешной биографии связан, я не знаю. Это не в его стиле, он действительно человек очень мягкий и очень воспитанный. Хамство и он – две вещи несовместные. Имеют ли его деловые контакты и его друзья на него влияние? Дело в том, что он создал коллектив авторов, они выпустили очень интересную книгу о проекте будущего для Армении. Книга эта называется «Перекресток». И когда по его просьбе мы пересеклись, он сказал: «А Вы не могли бы написать рецензию на эту книгу? Там многие высказались» — и я ее прочитала. Я считаю его человеком, который воспитан, который реализовался в той парадигме в эти последние 35 лет, которая сейчас действовать перестает. То есть мир переворачивается. Вот тот кризис, который мы имеем, — кризис этой системы, и он же системный кризис.

– Значит, он понял, что его миссия в сфере финансов завершена? В глобальном смысле.

– Он этого не сказал. Я не знаю, как он к этому относится. Для меня сесть с ним лично и поговорить было бы очень интересно и приятно, познавательно. Я бы ему задала самые важные вопросы, касающиеся будущности глобального капитализма. Как он его видит. Если он мне это опишет, я пойму, куда бы он хотел, внося свой вклад в сохранение армянского народа на его исторической Родине, призывать идти, с кем взаимодействовать на этом пути, с какими силами, группами, идейными направлениями. Пока же я этого не знаю.

– Резкая реакция со стороны Азербайджана и политологов – это понятно. Там идет обеспокоенность усилением Арцаха. Непонятна реакция властей Армении и оппозиции Армении, которые выступают с определенной опаской. Чем грозит власти и оппозиции его приход?

– Давайте с Баку начнем. Я считаю, что в Баку все-таки в постсоветское время благодаря деятельности покойного Гейдара Алиева реально сложилась элита. Единичный случай на постсоветском пространстве. Мы сейчас не выносим ей оценки. Просто она есть и так или иначе, возможно из-за посттравматического синдрома 1994 года, укрепляла суверенитет страны. Как могла, как умела, но укрепляла, используя все возможные ресурсы. В том числе развивая столь близкие отношения с Турецкой Республикой.

Что касается Армении. С моей точки зрения, в Армении такого уровня элиты не сложилось. Можно это объяснять чем угодно, в том числе объективно обусловленным даже не отрицательным отбором, а просто тем, что управленцам высокого плана, с большими компетенциями в тех обстоятельствах блокады, голода, холода, закрытия предприятий – им просто нечего было делать. В основном они уехали в Россию. И они же очень успешны в России. Я езжу по регионам России – это очень дельные, профессиональные, успешные люди в разных регионах. У них просто не было возможностей в самой Армении, ведь тогда она была интегрирована в наукоемкое оборонное производство: 60% населения, занятого только в наукоемком оборонном производстве. Когда это рухнуло, то куда деваться этим специалистам? Они приехали в Россию. Небольшая часть специалистов по космической оптике уехала в Соединенные Штаты. Они были очень востребованы. Микробиологи, например. Их вообще с руками отрывали и предлагали им полный соцпакет, включая все для их семей, в Германии, в тех же США и так далее. Школы научные были блистательные. А потом эти люди разъехались. Поэтому общественная ткань стала распадаться, начало происходить переформатирование социума. Кстати, в Армении был очень интересный социум к моменту распада Советского Союза, интересный и сложно структурированный. И эти люди уехали. А пришла элита, у которой был узкий коридор возможностей использования советского наследства. Я бы это так назвала.

– Так все-таки почему оппозиция и власть сегодня против появления такой личности, как Рубен Варданян?

– Потому что они, как и мы с Вами, гадают о том, что я рассказала: «Кто Вы, господин Варданян? Чьих будете? Вы свои собственные интересы представляете? Вы представляете интересы людей, которые способствовали Вашему обогащению и карьере по всему миру? Кто вас сподвиг на это?» Для меня же это пока что, как я уже говорила ранее, лакуна. Я лишь хотела бы задать ему один вопрос: реально он считает, что Армения может, как в книге «Перекресток», стать хабом? Верит ли он в возможность реставрации глобализации в той редакции, в какой она действовала последние 30 лет? Если верит, то меня это удивит. Великий теоретик, один из американских авторов теории управления Рассел Линкольн Акофф еще в 2003 году говорил: всё, система рухнет. Он это увидел, когда был старым человеком, терять ему было нечего, он входил в директораты транснациональных компаний. Это знаковая фигура, такой «зубр». Так вот, он считал, что это все летит в тартарары. Далее он сказал, что нужен выбор нового пути, потому что реформирование не поможет. Нужна полная трансформация. Вот согласен ли Рубен Варданян с этим? После того как мы поговорим, я Вам отвечу на этот вопрос.

– Каринэ Александровна. Недавно у меня было интервью с известным политологом, полковником, специалистом в военной науке Константином Сивковым. Он сказал, что Армения должна уже сегодня окончательно определиться по поводу того, с кем она. И что Армения не может больше продолжать политику многовекторности. Вы согласны с мнением Сивкова или есть надежда на то, что Армения может сохранить политику многовекторности и вести свою политику как в отношении своих партнеров по ЕАЭС, так и с Западом?

– Знаете, география – это судьба. Армения, может, и хотела бы вести политику такой многовекторности. Потому что диаспора у нее большая и в разных странах. Но как государство, которое находится именно в одном из ключевых мест в мире, она не сможет это делать. По сути, как только Армения приступает к многовекторности, она лишается своего суверенитета. Кстати, на Балканах – такая же ситуация. Константин Сивков Вам сказал: «Армения должна обрести суверенитет». Потому что в данных геополитических, геостратегических, геоэкономических условиях у нее выбор очень конкретен. Она может опираться только на тех, кто защищает ее территориальную целостность. И кто защищает существование армянского народа на его исторических территориях. Кому это выгодно. Это важно России, это важно Ирану на сегодняшний день. Что бы кто ни говорил в Лондоне, Вашингтоне или в Париже. Говорить можно все что угодно. Но на самом деле им все равно, от них это далеко.

– Что скажете нашим читателям в связи с 25-летием газеты «Ноев Ковчег»?

– Григорий Юрьевич, я Вас поздравляю! Я с интересом всегда читаю Вашу газету. Очень достойная газета, прекрасные аналитические материалы, великолепные редакторы! Читаю вас с большим удовольствием. Настолько выверенный текст, хорошие корректоры, культура. Спасибо вам огромное за это! Даже и за сам способ подачи информации! Спасибо за то, что ведете интернет-ресурс, потому что не всем доступна печатная версия. По сути, вы выпускаете, конечно, ежемесячный журнал, хоть и называется он газетой. Чрезвычайно интересные материалы, прекрасные специалисты. Я вижу, что вы никогда не концентрируетесь, нет направленного фокуса на гиперармяноцентристское отношение. При всей Вашей любви к Армении, знании ее культуры, истории. Вы приглашаете очень разных собеседников. Это Ваша заслуга, если бы не Вы, этого не было бы. Вам здоровья, бодрости, красоты, удачи. И желаю Вам, чтобы не только наши соплеменники – это же русско-армянская независимая газета, – чтобы пул читающих расширялся. Вы даете очень взвешенные материалы. Конкретно нашим армянским читателям я бы хотела пожелать терпения. Пусть каждый в своем сердце, где бы он ни жил и как бы ни переживал за происходящее, попробовал бы сдержанно проанализировать все происходящее.

– Большое спасибо!

– Спасибо Вам!

Беседу вел Григорий Анисонян

ИсточникNovostiNk.ru
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Эрдоган призвал Армению работать над дорожной картой отношений с Турцией, исходя из реалий

Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган призвал власти Армении ориентироваться на существующие реалии для выработки дорожной карты нормализации отношений с Турцией.

Похожее