Одним из сценариев событий в Арцахе после блокады было назначение Самвела Бабаяна военным министром, памятуя его заслуги в организации ополчения, Рубена Варданяна – председателем ГКО. На этот сценарий наталкивало изменение Конституции, согласно которой в военное время президент избирается не всенародно, а парламентом. Казалось, что президент Араик Арутюнян, преобразовав власть, облегчает себе отставку. Однако получилось наоборот, ушел не Арутюнян, а «ушли» Рубена Варданяна. Надо сказать, что он проявил определенные дипломатические способности, обнявшись с Араиком Арутюняном и чуть не поблагодарив его за свою отставку. Тем не менее Рубен Варданян остался в Арцахе и, надо полагать, еще попортит крови Арутюняну, рулящему в Арцахе финансовыми потоками, к прозрачности которых призывал Варданян.
Алиев откровенно выражался о своем неприятии персоны Варданяна, и было за что. Варданян человек с обширными связями, за счет которых ему удалось придать проблеме Арцаха международное звучание, вплоть до Гаагского суда. Понятно, что т.н. международная общественность ограничилась традиционными формулировками типа «вызывает озабоченность» или «сильную озабоченность», но тем не менее тема обрела звучание. Тут надо заметить, что в закрытых переговорах азербайджанской и армянской сторон в присутствии российских миротворцев азербайджанцы выдвигали требование о снятии с должности Рубена Варданяна. Сегодня, можно сказать, требование азербайджанской стороны удовлетворено. Надо заметить, что персона Варданяна, бывшая или ставшая неприемлемой для президента Арутюняна, неприемлема также, надо полагать, и для Никола Пашиняна, ибо в самой его персоне таилась опасность и для него. Понятно, что Варданян вряд ли удовлетворился бы должностью госминистра Арцаха. Поправив там дела, не исключено, что он собирался въехать в Ереван на белом коне, что никак не устраивало Пашиняна и компанию. Так что в данном случае налицо консенсус Алиева, Арутюняна и Пашиняна. Не первый и, надо полагать, не последний. У Пашиняна достаточно серьезные рычаги воздействия на Арцах, самым важным из которых являются субсидии. Понятно, что в эту кухню ни Пашинян, ни Арутюнян никого впускать не хотят. Мера уступок в арцахском вопросе со стороны Пашиняна имеет несколько переменчивый характер: то он не прочь отдать его Азербайджану, то – пустить его в одиночное плавание в переговорах с Азербайджаном, не оказывая поддержки. Не говоря о том, что в начале своей премьерской карьеры в ораторском угаре провозгласил «Карабах – это Армения, и все!» Что, впрочем, хорошо согласуется с его недавним заявлением, что мы живем в доме, который валится. Более того, весь существующий миропорядок тоже валится, и в этой ситуации противоречивые заявления – сегодня одно, а завтра противоположное – вполне закономерны. Тем самым он забил за собой почти легитимное право на противоречащие друг другу заявления, которым он обильно пользуется на всем своем премьерском и допремьерском пути.
Что получил Арцах за отставку Варданяна – неясно. 1 марта диверсионная группа азербайджанцев проникает на территорию Арцаха и открывает стрельбу по полицейской машине, трое погибают, один ранен. Однако эта группа попадает под огонь арцахских сил самообороны, на что она совершенно не рассчитывала, и ретируется с потерями, число которых не сообщается. После этой акции с минимальным разрывом во времени организуются ответные в Баку, Ереване и Степанакерте против российских миротворцев. В Баку – на уровне заявлений, в Ереване и в Степанакерте – в виде малочисленных демонстраций. Однако проблема не в малочисленности и персональном составе демонстрантов, а в самом их факте, о котором можно говорить, раздувая цифирь. В Степанакерте это был десяток сотрудников НКО и примерно столько же прочих граждан, не исключено, что переодетых полицейских. В Ереване чуть побольше.
Но это дало право Пашиняну заявить, что народ недоволен российскими миротворцами – они не защищают граждан Арцаха. К сожалению, в полной мере защищать Арцах сложно – контингент небольшой и взять под контроль все границы он не в состоянии, а Алиев, решивший, что Россия спецоперацию на Украине проиграет, становится все решительнее.
2–3 марта Пашинян провел с супругой в Германии, где отметился двумя примечательными заявлениями. Он отметил, что присутствие общины западного Азербайджана (организация, составленная из бывших жителей Армении, переехавших в Азербайджан и всячески им раскручиваемая) в Лачинском коридоре чревато широкомасштабной агрессией Азербайджана против Армении. Бывшие граждане Армении или те, кто ими представляется, как бы жаждут вернуться на свою историческую родину, и им необходимо обеспечить безопасность. А безопасность – это агрессия, обеспечивающая принудительное переселение народов. Понятно, что азербайджанская политическая мысль кишит поводами для захвата Армении. Ереван – это азербайджанский Иреван, для озера Севан тоже придумано тюркское название.
Сегодня происходит накопление турецко-азербайджанских сил в направлении Джермука, против которого уже была совершена агрессия, и вполне можно вообразить сценарий, когда толпы «мирных» граждан рвутся на свою историческую родину. И поскольку их безопасность международные структуры обеспечить не могут, то этим займется Алиев. Т.е. агрессия под прикрытием «мирных» граждан, принятая со времен раннего Средневековья, когда войска прикрывались женщинами и детьми. Цель – рассекающий удар, делящий Армению на восточную и западную части.
Второе заявление было сделано на встрече с армянской общиной, где Пашинян заявил, что безопасность Армении не гарантирована. Получается, что Азербайджан готовит агрессию, о чем свидетельствует серьезное накопление сил на джермукском направлении, а Армения не защищена. И во время своей пресс-конференции он снова подтвердил эти тезисы. В этом ключе он отказался от назначения представителя Армении на должность заместителя Генсека ОДКБ, решив, что тем самым не он выходит из ОДКБ, а ОДКБ выходит их Армении. При этом можно привести несколько примеров того, как Пашинян торпедирует помощь ОДКБ. Это и размещение наблюдателей, и отказ от военной и военно-технической помощи, и отказ от участия в совместных маневрах. Получается, что Армения не защищена, но ее руководство отказывается от помощи в ее защите.
В противоположность отношениям с ОДКБ теплеют отношения с т.н. коллективным Западом. Из последних проявлений теплоты – визит в Армению бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, пребывавшего на этой должности в примечательные 2009–2014 годы. Он награжден высшими орденами всех прибалтийских республик и Польши, был советником Порошенко и выделялся проамериканским курсом. Понятно, что его визит, учитывая его опыт, предшествует не столько миру, сколько войне. Идет вытеснение российского военного присутствия натовским. Пока на уровне визитов и переговоров, потом, надо полагать, в это дело включится натовская креатура в самой Армении, представленная как должностными лицами, так и общественными организациями. В этом же ключе следует рассматривать арест бывшего командующего 3-м армейским корпусом Григория Хачатурова по обвинению в злоупотреблении служебным положением, присвоении собственности и т.д. Это один из самых эффективных армянских офицеров, и понятно, что он должен преследоваться.
Примечательно, что на своей пресс-конференции, что для последнего времени является экзотическим событием, Пашинян всячески избегает отвечать на серьезные вопросы – он заявил, что сегодня все зависит от волевых качеств арцахцев. Сумеют остаться на своей земле – ну и пусть остаются. И вообще, получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Кроме того, был вброшен термин «управление угрозами». Обычно стремятся к управлению рисками, а угрозы пытаются купировать. Как можно управлять чужими угрозами – непонятно. Только в том случае, если они исходят от себя самого. Если угроза исходит от другого, то очень трудно представить себе, как можно ею управлять. Впрочем, революций без изменения устоявшихся представлений не бывает.
В жанре новых истин выступила и супруга премьера Анна Акопян на форуме «Возможности и препятствия. Место и роль женщин в Армении». Она заявила, что не встречала в Армении счастливой армянки. Хорошо воспитать ребенка, быть хорошей невесткой, родить героев для Родины – это все не то и не делает армянок счастливыми. А те женщины, которые пытались жить по-другому, может быть, и были близки к счастью, но окружающая среда не позволяла им этого сделать в полной мере, и на них вешали ярлыки. И вообще, «любовь в сердце армянской женщины, которая исключительно «обслуживает» семью, не только не растет, а в конце концов с какого момента начинает засыхать или умирает, превращая некогда красивую и порхающую девушку в несчастное и обозленное существо». В то время как «армянки могут распространить свою любовь и заботу на сотни и тысячи других людей, помимо членов своих семей». Что это, культурный посыл в сфере разрушения семьи или выброс подсознания? Трудно представить себе нормального мужчину, которого устроила бы эта формула. Да и нормальную женщину – тоже.
Теперь о событиях в Грузии, подпадающих под общую формулу изменения архитектуры безопасности. Я уже говорил о программе-максимум турок и англосаксов – устроить здесь современную редакцию Закавказского сейма под антироссийским флагом. Видимо, Грузия не проявила достаточной лояльности этому проекту, и теперь там идет явная попытка смены власти. В Грузии после неудачной войны 08.08.08 с Россией, в которой США ее фактически кинули, серьезное влияние на процессы отошло Германии и Франции. «Голубем мира» выступил тогдашний президент Франции Саркози, всячески избегавший войны с Россией. Прокси-война под водительством англосаксов – одно, прямое столкновение – другое. Более того, от факта поставок оружия на Украину всегда можно будет отмазаться – мол, за нас решали, а мы вообще ни при чем. А затевать что-то самим, за что придется отвечать, в их намерения не входит. И потому арест Саакашвили не вызвал особого напряжения с их стороны, тем более что Мишико к тому времени уже сбрендил совершенно. И если сравнивать состояния, то если он раньше кусал свой галстук, то сейчас он вполне может его съесть. Но поскольку Франция и Германия находятся в вассальной зависимости от США, то теперь, когда англосаксам необходимо закрепиться в Закавказье, они просто уступают поле деятельности, и протесты по поводу законопроекта об иноагентах раздуваются в массовый протест как предтечу очередной «цветной революции». «Махать шашкой» в сторону США малые страны не могут, и если и есть сопротивление англосаксонским планам, то только с помощью более сильных стран, в нашем случае – Германии и Франции, правда, как показывает опыт – до поры до времени. И потому попытка «цветной революции» в Грузии – это скорее всего лишь разведка боем на одном частном фронте. Есть еще Абхазия и Южная Осетия, а на тбилисском участке пока выявляются «огневые точки». Президент Грузии – гражданка Франции Саломе Зурабишвили была вызвана в США на предмет получения инструкций, откуда на фоне статуи Свободы призывала народ к бузе против законопроекта, который в более жесткой форме действует и в США, и в Европе. Помнится, как к бузе призывал и наш президент, житель Британии, куда он, надо полагать, и ретировался, когда посчитал свою миссию в Армении завершенной.
Премьер Грузии Гарибашвили показал в своем заявлении четкое знание предмета: «Правящая партия «Грузинская мечта» не допустит открытия в стране второго военного фронта. Я знаю, что с Украины приехали несколько десятков человек. Я хочу обратиться к ним: пусть у вас не будет иллюзий и ожидания того, что тут что-то произойдет. Я хочу пожелать всем бойцам на Украине вернуться в семьи здоровыми, но призываю вас: не поддавайтесь грязным провокациям. Мы знаем намного больше, чем они себе могут представить. «Грузинская мечта» находится у власти, мы не допустим второго фронта, это исключено», – сказал он.
Премьер также назвал неприемлемым участие военных в акциях протеста и призвал не пытаться вызвать беспорядки в Грузии. Более того, он и Зеленского призвал сперва разобраться с проблемами в своей стране и только потом вмешиваться в политическую жизнь Грузии.
Офицер разведки Корпуса морской пехоты США в отставке Скотт Риттер выразил схожее мнение. По его словам, Вашингтон намерен использовать помощь в размере 40 миллионов долларов, которую ежегодно выделяет через Агентство по международному развитию USAID, чтобы устроить в Грузии «мягкий переворот» и привести к власти правительство, которое будет соответствовать американским, а не грузинским целям и задачам, в том числе и созданию второго фронта против России. Это только USAID, но есть и другие каналы финансирования. Многочисленность акций, для разгона которых пришлось применять водометы, говорит о т ом, что значительное число граждан Грузии «сидят» на иностранных грантах и готовы побороться за свой кусок хлеба. Закон, от греха подальше, отозван.
И два слова о серьезности момента. США выбирались из своих кризисов войнами, и это скорее всего стало привычкой. Просто в этой войне, в отличие от предыдущих, есть риск ядерного уничтожения планеты. Насколько учитывается это обстоятельство – сказать трудно. И так же трудно сказать, что неядерная война будет способствовать решению США своих экономических проблем. Другие времена, другие обстоятельства – в частности, колоссальный госдолг, который США выплатить не в состоянии, чего еще не было. Так что все акции подрыва государств, попавших в сферу интересов англосаксов – процесс долгий, а в жесткой последовательности в своих действиях англосаксам не откажешь.
Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван