Если Армения сможет построить высокоскоростную автомагистраль «Север-Юг» от границы Ирана до границы Грузии, она сможет стать одним из важных звеньев транспортного коридора «Север-Юг», соединяющих Индию и Россию через территорию Ирана. Об этом в гостях у Новости Армении на передаче «Фактор силы» заявил бывший вице-премьер Армении Ваче Габриелян.
По его оценке, проблема не в том, чтобы опоздать, а в том, чтобы вообще попасть в эту программу.
«Коридор обходит как Северный коридор, один из маршрутов, соединяющих Китай с Европой через Россию, так и участок Суэцкого канала морского пути Азия-Европа, нестабильный из-за атак йеменских хуситов и ситуации на Ближнем Востоке.
Хотя маршрут через Иран не является лучшим вариантом для Евросоюза, но в этом случае время в пути сократится на 2-3 дня при перевозке грузов по сравнению с дорогой через Россию.
Основной маршрут коридора сейчас проходит через Баку, поскольку здесь инфраструктура более полноценна. Хотя прямого сообщения от порта Бандар-Аббас в Индии до Баку нет, ее нет и в случае с Арменией.
Если у Армении будет дорога, проходящая через ее территорию, то можно обеспечить эту диверсификацию. В то же время существует программа соединения Персидского залива с Черным морем, если рассматривать вариант выхода не в Россию, а в Европу.
Было бы хорошо, если бы Армения была первой и здесь проходили бы торговые потоки, но тут встает вопрос экономической логики.
Например, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс построена, но она не функционирует в полную силу. Следовательно, если мы сможем построить дорогу «Север-Юг» и сделать ее максимально быстрой, выгодной с экономической точки зрения, международные перевозчики каждый раз будут проводить расчет.
Эта концепция интересна также для Индии и Китая, но она со стороны Армении не сформулирована. Раньше была некая сформулированная концепция. Сейчас программа «Север-Юг» не является приоритетным для правительства. Мы еще далеки от завершения участка даже на севере.
По расчетам, в случае реализации программы ВВП Армении может увеличиться на 1-2%, что является самым низким показателем в регионе. В Грузии рост этого же показателя оценивается в 5-6%. Все зависит от того, как быстро и с каким качеством мы будем доставлять товары из Армении в Поти или Анаклию. Автомобильный транспорт более гибок: в случае с железной дорогой приходится выгружать товар, а затем снова его загружать. Поэтому в случае с Арменией дорога может дать определенное преимущество. Для этого, однако, сначала должна быть дорога», – отметил Габриелян.