«Толерантность» – один из ключевых компонентов азербайджанской пропаганды и конструирования международного имиджа Азербайджана; ради её продвижения организуются мероприятия, издаются книги, публикуются статьи на разных платформах.
Об этом пишет известный в Армении научно-аналитический фонд.
«Недавно в двух изданиях США были опубликованы две статьи, предназначенные для международной аудитории – A Fascinating Nation at the Crossroads of Civilizations[1] и Travel: Visiting Azerbaijan, a little-known country at the crossroads of everything[2]. Следует отметить, что авторы статей даже не скрывают, что создают пропагандистские материалы за вознаграждение. Более того, в их публикациях наблюдается удивительное сходство: как будто эти статьи написаны на основе методических пособий, полученных из Баку.
Так, одно из американских изданий представляет Азербайджан как страну «на перекрестке цивилизаций», а другое американское СМИ – «на перекрестке всего». В другом СМИ Азербайджан изображен островком толерантности, «зажатым между Россией, Каспийским морем и Ираном», а согласно тому же американскому СМИ, это «островок», расположенный между Ираном, Арменией, Грузией и Турцией.
Смешение Востока и Запада, по словам авторов, представляет собой незнакомое туристам место. Также одно из них отмечает, что «возможно, Азербайджан не главная тема вечерних новостей», а другое издание формулирует это так: «малоизвестный Азербайджан, который многие, включая читателей этой колонки, возможно, даже не смогут найти на карте».
Об Армении:
В этих пропагандистских статьях Армения представляется в негативном свете. По версии самого пропагандистского американского СМИ, «войну начала именно Армения, а не Азербайджан, оккупировав значительную часть международно признанной территории Азербайджана, именно Армения устанавливала мины не для обороны, а чтобы помешать возвращению азербайджанских вынужденно переселенных семей».
Другое СМИ пишет иначе, возлагает ответственность за установление мира на Армению: «вся эта армянская тема запутанная, но будем надеяться, что мирное соглашение решит проблему, если только Армения захочет выйти из орбиты Владимира Путина».
А чтобы понять, почему нет мира или почему недавно снова была война, автору достаточно ознакомиться с выступлениями Ильхама Алиева. Он неоднократно говорил о том, как Азербайджан начал военные действия, выдвигал предварительные условия и требования, а также регулярно выступал с угрозами и антииармянскими выступлениями.
Об Иране:
Чтобы подчеркнуть «ценность» Азербайджана, необходимо упомянуть и Иран. Одно из американских СМИ пишет: «В Азербайджане высокий уровень толерантности, особенно если учесть, что он граничит с Ираном и его исламским режимом». Здесь сложно найти даже логику: Азербайджан толерантен вопреки Ирану? Или каким образом одна страна вообще может влиять на внутреннюю толерантность соседнего государства?
Другое американское СМИ отмечает: «светское, прозападное (ред. – действительно ли?), богатое энергоресурсами государство Азербайджан, соседствующее с Ираном, играет ключевую роль в региональной безопасности и геополитических интересах США».
Понятно, что Азербайджан продолжает позиционировать себя как потенциальный союзник сил, выступающих против Ирана. Долгосрочная цель Баку – это территориальные притязания на тюркоязычные регионы северо-западного Ирана.
Толерантность в генах:
Ильхам Алиев любит повторять на разный лад: «Мультикультурализм и толерантность – это для нас не просто образ жизни, но и приоритет азербайджанской политики»
Эту же мысль выражают авторы вышеупомянутых статей: Один из них пишет, что «это не просто государственная политика, а часть национального нравственного облика», а другой журналист формулирует это так: «культура азербайджанцев пронизана толерантностью и многообразием».
Толерантность и мультикультурализм – это не государственная политика, а государственная пропаганда, которой пользуются почти все азербайджанские чиновники.
Еврейская община:
Авторы статей приводят в пример существование еврейской общины в Азербайджане как свидетельство толерантности и мультикультурализма.
Один из авторов: «доказательство тому – крепко обосновавшееся еврейское население в Азербайджане».
А его коллега: «евреи живут в Азербайджане более 2000 лет и продолжают процветать».
Согласно статистике, по данным переписи 1970 года в Азербайджане проживало около 49 тысяч евреев, в 1989 году – около 31 тысячи, в 2009 году – 9000, в 2019 году – 5000. По данным Всемирного еврейского конгресса в Азербайджане проживает 7200 евреев. В итоге получается, что в «процветающем и толерантном Азербайджане» число евреев регулярно снижалось.
Еще одно обстоятельство: почему азербайджанская пропаганда акцентирует внимание на евреях, но забывает о существовании талышей, лезгин и других народов?
Следует помнить, что 2000 лет назад и долгое время после этого не существовало никакого государственного образования под названием Азербайджан. Лендриту это должно быть хорошо известно.
В этих двух публикациях есть и другие проблемные формулировки. Так, Леннокс, говоря о коврах, утверждает: «Надежный источник сообщил мне, что вековые традиции азербайджанского ковроткачества превосходят традиции других стран региона». Уверен ли Леннокс в этом? И есть ли вообще необходимость такими высказываниями принижать ремесленное наследие соседних народов? Это и есть толерантность?
Вместо эпилога:
Яркий пример азербайджанской «терпимости» – завершенное на днях строительство мечети в селе Каринтак Шушинского района, которое азербайджанцы называют Дашалты. Авторам статьи, пропагандирующим «государственную толерантность Азербайджана», предлагаем сравнить эти две фотографии.
Фотография номер один – новая мечеть Каринтака.
Фотография номер два – спутниковая фотография села Каринтак, которое до 2020 года было постоянно населено армянами, а в настоящее время село полностью сровнено с землей. Вандализму подверглась и церковь Сурб Аствацацин в Каринтаке. Это и есть азербайджанская «толерантность»? Это ли религиозное и культурное многообразие, межрелигиозный диалог?
На деле эти два издания и их авторы стали соучастниками кампании Баку, который, прикрываясь «толерантностью», пытается замести следы преступлений и заглушить критику. Хотелось бы, чтобы СМИ, исповедующие демократические и христианские ценности, затрагивая тему Южного Кавказа, также упоминали о насилии, вандализме, уничтожении армянского христианского наследия со стороны Азербайджана и, в целом, о геноцидальных действиях Азербайджана против армян.