Установленные в 1993 году между Арменией и Малайзией дипломатические отношения к настоящему времени не очень активны. Согласно сайту МИД РА, перекрестно вакантны посты послов двух стран, а объемы товарооборота по итогам прошлого года составили чуть более трех тысяч долларов по экспорту и примерно 30 тысяч по импорту. Тем не менее, как утверждают исторические хроники, армянский след здесь обнаруживается с XVI–XVII веков, когда в Малайзии проживала колония из 500 армян, переселившихся в эти края из Индии и Старой Джульфы.
В основном это были купцы, привозившие морем диковинные товары, которые пользовались большим спросом на полуострове Малакка: розовая вода, серебро, оружие, изделия из стекла, красители индиго и армянская кошениль. А на обратном пути их трюмы были заполнены не менее ценными товарами, состоящими из экзотических специй, сандалового дерева, фарфора, золота, шелка. Кстати, достаточно интересно географическое положение государства, поделенного Южно-Китайским морем на две части, что, впрочем, не является разделяющим фактором для местного этноса. Здесь по-прежнему доминируют малайцы, самоназвание которых можно перевести, как «люди горной страны», поскольку на санскрите Малайзия – это «горная страна».
Что касается армян, то, поселившись на этих землях в расцвет Малакки после 1500 года, они быстро приобрели репутацию добропорядочных горожан и добросовестных работников в сферах услуг, торговли и особенно строительства. Например, в Джорджтауне до сих пор стоят построенные ими здания, в том числе музей-гостиница Eastern and Oriental hotel, где сохранились памятные доски с именами армян-основателей. Первых клиентов отель принял в 1889 году, а местная пресса писала о нем, как «о самом очаровательном и комфортабельном местожительстве с сотней номеров и обеденным залом для банкетов и торжеств». К концу XIX века большинство армян обустроились в респектабельных особняках престижных городских кварталов. В 1895 году ими был создан фонд помощи жертвам резни, организованной правительством султана Абдул-Гамида, а в 1917 году фонд передал крупные пожертвования для беженцев из Турции. Но это будет потом, а в Средние века постоянные захватнические набеги европейцев – португальцев, голландцев, англичан – привели к тому, что значение Малайзии в регионе как удобного транспортного узла существенно снизилось. Такое положение дел не могло не сказаться на перевозках армянских мореходов, решивших направить свои маршруты в более благополучные регионы, в основном в Англию или Сингапур. Но напоминанием о них в малайзийских городах остались вышеназванный пятизвездочный отель E&O, созданная в 1840 году братьями Ованнесом и Сатуром Антони компания A.A.Anthony & Company, основанная Тиграном Саркисом фирма Sarkies & Company да еще улицы – Армениан стрит, Аратун роуд.
К 1930 году оставшиеся армяне даже не упоминаются в Счетчике населения Малайзии, настолько малым было их количество. Однако развал Союза в конце ХХ века по непостижимому стечению обстоятельств привел новых армянских эмигрантов из бывших советских республик именно в эту страну. В настоящее время здесь постоянно проживают всего 50 армян, осевших в основном в современной малайзийской столице Куала-Лумпур и провинции Джохор. Как и прежде, они востребованы в сфере услуг и образования, занимаются бизнесом и телекоммуникациями. В 2016 году благодаря инициативе местного активиста Эмиля Петросяна была сформирована армянская община и открыта воскресная школа для армянских детишек, в том числе от смешанных браков. А в 2017 году после длительного перерыва архимандрит Завен Язычян с благословения Католикоса всех армян Гарегина II отслужил в русской православной церкви Святого архангела Михаила Божественную литургию в присутствии всех членов общины. Под куполом храма прозвучала молитва «Отче наш» на армянском языке. Также священнослужитель совершил обряд крещения трех малышей, став, по сути, крестным отцом будущего поколения армянской общины. Обратившись к присутствующим, отец Завен отметил, что «твердая вера и безграничная любовь к нашей Церкви и отечеству объединяет нас сегодня в этом священном месте. Несмотря на то, что в Малайзии нет армянской церкви, ваше рвение и энтузиазм заслуживают высокой оценки». Созвучного мнения придерживаются и наши соотечественники, отмечая, что, хотя в Малайзии нет армянской школы и нет своих армянских храмов, тем не менее здесь молятся по канонам Армянской Апостольской Церкви, знают молитвы на родном языке и читают армянские книги. Кстати, первая церковь Сурб Григор Лусаворич на этой земле была построена в 1824 году при непосредственном участии главы общины Хачатура Галстана, а служба в ней проводилась вплоть до 1901 года. Но в начале XX века из-за отсутствия священника и малочисленности паствы власти демонтировали церковь. Однако улице оставили прежний топоним – «Армянская», где шеренга строений из буддистских храмов, китайских магазинов и ресторанов резко контрастирует с названием. А недавно в начале старейшей улицы Armenian Lebuh в центре Джорджтауна на территории в 1600 квадратных метров был открыт «Армянский парк», который, по словам губернатора штата Пенанг Датук Меймунах Шерифа, «стал реализацией инициативы по озеленению города в память об армянских первопроходцах, положивших свои знания и труд на благо Малайзии».
Примечательно, что в этой исламской стране толерантно сосуществует множество религий. Например, на втором месте идет буддизм. Основным Законом страны – Конституцией немалайцам гарантирована свобода вероисповедания, что полностью соблюдается, в частности, для христиан, составляющих всего 9,4 процента от местного населения. По словам главы общины Эмиля Петросяна, сплоченность, вера и язык делают небольшое сообщество армян полноценной общиной, почитающей национальные ценности и традиции даже вдали от исторической родины. Почитают наши соотечественники и предков, упокоившихся в Юго-Восточной Азии. Это пять идентифицированных надгробий, старейшее из которых принадлежит Ованесу (Иоанну) Саркису, погребенному при церкви Святого Петра. «В могиле покоится молодой Иоанн, происходящий из Еревана и умерший в возрасте 30 лет в год 1736 от Рождества Христова. Он был сыном Саркиса, весьма уважаемого торговца», – гласит надпись на армянском языке. Известно и надгробие Якова (Акопа) Шамьера, на котором изображены черепа со скрещенными костями и фамильный герб. На самом гербе – весы для взвешивания драгоценных камней, чернильница с пером и торговые инструменты Якова – ножницы и портновский метр. По сохранившимся архивам известно, что купец был одновременно ученым, основателем типографии и первого армянского периодического издания в Индии. К сожалению, две ранние могильные плиты, описанные в 1905 году, давно бесследно исчезли. Но в малайзийский Музей Стадхёйс для исследований перенесено несколько надгробных плит, которые, по предположению ученых, являются армянскими.
По мнению Эмиля Петросяна, несмотря на трудности, жизнь продолжается и связи с родиной поддерживаются. Кстати, среди трудностей можно назвать и дорогие авиаперелеты. К сожалению, несмотря на установленный между нашими странами безвизовый режим, он остается пока неактивным. И все же если в Армении знают о Малайзии в основном по трагическому происшествию с авиалайнером Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, который мистически исчез в небе над Южно-Китайским морем, то местные жители больше знают не об Армении, а об армянах. Например, кумиром почитается Посол доброй воли ЮНИСЕФ, представитель Фонда помощи детям Организации Объединенных Наций Генрих Мхитарян, который способствует узнаванию Армении в Малайзии. И хотя, по словам Петросяна, община еще довольно молода, тем не менее она старается жить активной жизнью. Часть местных армян имеют собственные компании, занимающиеся экспортом-импортом, производством солнечных батарей, телекоммуникациями, модельным бизнесом. Другая – на договорных началах работает в различных секторах малайзийской экономики.
«Армяно-малайзийские отношения носят пока что стихийный характер. В рабочей среде мы стараемся по возможности наилучшим образом представлять армянина и Армению. Структур и учреждений, способствующих сохранению армянства, в Малайзии нет. Однако совместными усилиями мы проводим образовательные и культурные мероприятия, а в сохранении национальной идентичности помогают семьи. Община тоже вносит в этот процесс свою лепту. Например, привозим детей в Армению, где посещаем исторические места, знакомим с национальной культурой, – рассказывает глава общины. – Это важно, поскольку подобные поездки на историческую родину можно с полным основанием назвать подлинной кузницей познания собственных корней».
Сергей Тигранян