Фракция блока «Армения» не будет участвовать в голосовании по законопроекту о начале процесса членства в ЕС. Об этом заявил в своем выступлении в парламенте 12 февраля руководитель фракции блока «Армения» Сейран Оганян.
Правовая часть
- Это нельзя считать законом, поскольку любой закон должен устанавливать хотя бы один канон поведения, а данный законопроект такого не предусматривает.
- Решение вопроса о членстве в ЕС требует проведения референдума, исключительное право инициативы которого принадлежит правительству в соответствии с 205-ой статьей Конституции . Процедуры определяются законом РА «О международных договорах», а также конституционным законом «О Регламенте Национального Собрания». После признания обязательств, принятых подписанным соглашением о членстве, соответствующими Конституции РА, вопрос выносится на референдум решением Национального Собрания. Конституция не предусматривает иного механизма членства, в том числе в виде закона о начале процесса членства. В крайнем случае, эту инициативу можно считать заявлением или обращением НС, которое согласно Конституции и регламенту НС является политической позицией НС по какому-либо вопросу и которое, однако, не имеет нормативного характера, подлежащего обязательному исполнению. Между тем, Конституция предусматривает совершенно иную процедуру инициирования заявления или обращения, при которой данный проект гражданской инициативы не является легитимным.
- Кроме того, Национальное Собрание не может обсуждать законопроект такого содержания не только потому, что он не соответствует понятию «закон», но и потому, что правительство не имеет предусмотренной конституцией роли (исключительных полномочий) во всем этом процессе. Более того, если НС отклонит эту инициативу, то она не может иметь дальнейшего развития, поскольку законопроект не может быть вынесен на референдум, по которому исключительное право внесения предложения по решению рассматриваемого вопроса принадлежит правительству. Если бы правительство Армении подало заявку в ЕС на членство, были бы начаты переговоры и в результате было бы подписано международное соглашение о членстве, и только после этого, как предусмотрено Конституцией, вопрос должен был быть вынесен на референдум.
По существу в политическом плане
- Предлагаемая в настоящее время повестка дня членства Армении в ЕС, как таковая, не соблюдает соответствующие процедуры членства, которые установленны Евросоюзом. Таким образом, никакого процессуального заявления со стороны Республики Армения не поступало. Европейский совет, как институт, имеющий исключительные полномочия на начало переговоров по вопросу о статусе кандидата на членство, не выразил никакой политической позиции по этому вопросу.
- Подобная практика может лишь помешать развитию отношений между Арменией и Европейским союзом, уводя процесс от естественного пути развития, изложенного в подписанном в 2017 году «Соглашении о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между РА и ЕС» и дорожных картах по его реализации.
- Республика Армения в настоящее время далека от соответствия требованиям «Копенгагенских критериев» даже для получения статуса кандидата на членство в Европейском Союзе. В сложившейся ситуации, когда очевидно, что Армения в обозримом будущем не сможет стать членом ЕС, и, более того, контуры нового мирового порядка после нынешнего кризиса в международных отношениях пока не просматриваются, резкие геополитические перестановки со стороны Армении чреваты катастрофическими последствиями.
- Отношения Армения-ЕС должны развиваться естественным образом, для чего существуют огромные неиспользованные возможности, обусловленные пунктами «Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения-ЕС» (CEPA), подписанного в 2017 году. Это соглашение является достаточной правовой и политической основой для прогрессивного развития отношений между Арменией и ЕС. Оно наилучшим образом подходит как для правового и политического сближения Армении с ЕС, так и для развития стратегических и экономических отношений с Россией. Это изменение внешнеполитической архитектуры в настоящее время чревато серьезными рисками. Другими словами, нет большей возможности для политического сближения в правовом и договорном плане, чем CEPA, работа, проделанная в направлении которого, на сегодняшний день крайне недостаточна, особенно в плане укрепления верховенства закона, демократических систем и полного обеспечения прав человека. Даже политическая позиция Европейского парламента по вопросам, связанным с Республикой Армения и Арцахом, гораздо более объективна и проармянская, чем позиция нынешних властей Армении.
- Кроме того, сегодня ничто не мешает нынешним властям Армении предпринять достаточные шаги по либерализации визового режима Шенгенской зоны для Армении или, по крайней мере, по упрощению процесса выдачи виз.
Следовательно, принимая во внимание вышеуказанные политические и правовые обоснования, фракция «Армения» не будет участвовать в голосовании по данному законопроекту.