17 ноября великому актеру, сценаристу, продюсеру и режиссеру качественного правильного «гангстерского и жизненного» кино Мартину Скорсезе исполняется 82 года. В преддверии этой даты хочется вспомнить о некоторых важных этапах жизни легендарного режиссера, эдакого героя своего времени, а также о роли в его творчестве профессора кафедры киноискусства Нью-Йоркского университета Хейга Манугяна, полученный опыт и учебу у которого Мартин Скорсезе назвал «самым драгоценным подарком», который он когда-либо получал.
Фильмы, удостоившиеся разных номинаций на «Оскара»: в 1981 году за фильм «Бешеный бык», в 1989 году за работу «Последнее искушение Христа», в 1991 году за фильм «Славные парни», в 2003 году за «Банды Нью-Йорка», в 2005 году за фильм «Авиатор», в 2007 году за фильм «Отступники», в 2012 году за фильм «Хранитель времени», в 2014 году за фильм «Волк с Уолл-стрит» и в 2020 году за фильм «Ирландец».
Скорсезе родился в Нью-Йорке в семье сицилийца (дедушка режиссера по отцу – Франческо Скорсезе. – Авт.), который прибыл в страну свободы и возможностей в начале XX века. Однако имя он получил в честь деда по материнской линии, тоже сицилийца, поселившегося в штате Нью-Джерси. Родители жили напротив друг друга и работали вместе на швейной фабрике. Мартин был вторым ребенком в семье, рос болезненным мальчиком – страдал от астмы, но при этом родители делали все, чтобы их мальчики были образованны и воспитаны по итальянским традициям.
Поскольку родители всячески оберегали своих сыновей от улицы, мальчик часто проводил время дома за рисованием. По воспоминаниям самого режиссера, взрослея в Нижнем Ист-Сайде, он не понимал, что происходит, было очень сложно сохранять равновесие между тем, какой видел правильную жизнь он – и тем насилием, которое было вокруг. Насилия среди людей, которые его окружали, оказалось слишком много. Наверное, поэтому, во многих его культовых картинах, много разборок и насилия, временами даже очень жесткого, когда герои борются с несправедливостью, ложью и непорядочностью этого мира.
Кино с детства было одним из развлечений маленького Скорсезе – отец водил его на все фильмы о родной Италии («С тех пор как я сидел со своими бабушкой, дедушкой и родителями более 70 лет назад и смотрел по телевизору «Пайзу» Росселлини, итальянское кино занимало особое место в моем сердце, присутствие, которое направляло меня, поддерживало, побуждало к работе как режиссера»).
Родители были верующими католиками, и Мартин хотел стать священником, поэтому в 1956 году он пошел учиться в католическую школу, но любовь к кино взяла верх, и в 1959 году он с друзьями уже снял свою первую короткометражку. Он не видел конфликта между Церковью и кинотеатром, святым и мирским: «Есть крупные различия, но я также вижу и сильное сходство. Оба места для того, чтобы люди собирались вместе и делились», – считает Скорсезе.
Знакомство со своим главным учителем, верным и преданным почитателем его таланта Хейгом Манугяном произошло в 1960-е годы во время учебы в школе кино Нью-Йоркского университета. Профессор кафедры киноискусства стал главным почитателем таланта Мартина, а студент отвечал взаимностью. Манугян требовал от студентов снимать реальную жизнь – о себе. И у Скорсезе получалось в короткие сроки снять шедевры.
Первый полнометражный фильм спонсировал отец режиссера, который взял кредит в банке на 6 тыс. долларов США, но драма «Позови танцующих девчонок» не была принята публикой Нью-Йоркского кинофестиваля. И тогда один из учредителей показа, увидев потенциал режиссера, написал профессору Манугяну, чтобы тот помог Скорсезе переснять фильм. И Манугян помог – нашел спонсора из числа своих бывших студентов. Он обратился к успешному юристу Джозефу Вейлу, который воспринимал кино как хобби и с удовольствием вложил в фильм 37 тыс. долларов США.
Не покладая рук Скорсезе с Манугяном работали в монтажной, сохранив лишь удачные сцены. Хейг Манугян просил Скорсезе переписать сценарий, внести кое-какие коррективы, обострить некоторые сцены, пригласив к сотрудничеству второго сценариста – свою супругу Бэтси. Съемки второго варианта возобновились, заняли три месяца и завершились летом 1967 года. Название фильма претерпело несколько изменений, в итоге остановились на названии «Кто стучится в мою дверь?» Премьера фильма, вышедшего на большие экраны под названием «Я звоню первым», была показана на Чикагском кинофестивале, но, к сожалению, режиссер не смог присутствовать на нем из-за нехватки денег на автобус до Чикаго…
Не зря он называл Манугяна одним из своих самых больших вдохновителей: в 1969 году Манугян вновь поддержал своего любимого студента и устроил Скорсезе личным ассистентом в университет, где тот целый год стабильно получал деньги и удовольствие от работы. По работе он отправился в Европу, посетив много важных кинофестивалей, благодаря чему завязалось множество знакомств, среди которых одно из важных в его жизни – с Фрэнсисом Фордом Копполой.
Снятый Скорсезе в 1973 году фильм «Злые улицы» был высоко оценен публикой, но режиссер неоднократно переживал тяжелые времена на пути к своей вершине. Вечная нехватка средств – а долги росли пропорционально отснятому материалу, – стрессы и депрессия привели его к употреблению запрещенных веществ.
Стоит заметить, что режиссер, так любящий уличную борьбу, банды и мафиози, умеет дружить и имеет хороших и преданных друзей и единомышленников, которые постоянно сотрудничают с мэтром. Среди них монтажер Тельма Скунмейкер, Леонардо Ди Каприо, непревзойденный Роберт Де Ниро и другие персоны, которые рядом с ним на протяжении всех этих лет. На свое творчество Скорсезе признает влияние таких режиссеров, как Бертолуччи, Феллини, Бергман, Пауэлл, Форд, Антониони и других.
Картина 1974 года «Алиса здесь больше не живет» повествует о жизни Алисы, которая потеряла мужа, осталась с ребенком на руках и без работы. Лента удостоилась «Оскара» за лучшую женскую роль, а также двух премий BAFTA за лучший фильм и лучшую женскую роль.
Скорсезе можно по праву назвать и мастером документального кино. Например, документальный фильм Скорсезе «Последний вальс» о заключительном концерте канадско-американской рок-группы The Band прославился как эталон «концертного кино». А по следам музыки из фильма была выпущена пластинка.
Вообще, музыка занимает особое место в творческом пути режиссера. Например, это клип, снятый для Майкла Джексона в 1987 году на песню Bad, работа над мюзиклом, документальные фильмы о непростой судьбе Боба Дилана, о рок-группе «Роллинг Стоунз», дизайнере Джорджо Армани, а документальный сериал «Представьте, что вы в городе» на Netflix и вовсе рассказывает об удивительных людях из мира спорта, кино и музыки. Годом документального кино в творчестве мэтра по праву можно считать 2010 год, когда он активно начал работать и с каналом HBO, по заказу которого был снят художественный сериал «Подпольная империя».
Многие фильмы того времени были удостоены наград, но ни одна из них не оценила режиссерского таланта Скорсезе. Однако в 1976 году фильм «Таксист» принес ему высокую оценку критиков, именно здесь был отмечен его талант режиссера. Но и это еще не всё. Роберт Де Ниро, который великолепно исполнил роль таксиста, бывшего морского пехотинца Тревиса Бикла, и фантастическая работа оператора Майкла Чэпмена также были удостоены высокой оценки. А с Джуди Фостер, которой на тот момент исполнилось 12 лет, работала бригада психотерапевтов. Во время премьеры фильма ее не пропустили в зал без родителей. В итоге – «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля 1976 года, две премии BAFTA. Картина получила 18 кинопремий, номинировалась на четыре «Оскара» и другие награды.
По словам самого режиссера, «Я смотрю на идеи, которые проявляются в моих фильмах, и вижу, что это истории аутсайдера, борющегося за признание. Я понял, что всю жизнь был аутсайдером, причем одиноким, но никогда не осознавал этого». Наверняка, исходя из этого, большинство фильмов Скорсезе основаны на реальных событиях, а он периодически исполняет небольшую эпизодическую роль в них.
Падение на дно из-за зависимости от наркотиков и прочей запрещенной дряни, из которой, как он рассказывал сам, выкарабкался едва живой, началось во время съемок мюзикла «Нью-Йорк, Нью-Йорк» с Лайзой Миннелли и Робертом Де Ниро (главная музыкальная тема New York, New York позже стала настоящим хитом в исполнении Фрэнка Синатры. – Авт.). К счастью, здесь ему помогла настоящая дружба.
В 1978 году, во время начала работы над фильмом «Бешеный бык», он едва не умер от передозировки кокаина. И тогда Роберт Де Ниро решил навестить Скорсезе в больнице и серьезно поговорить с ним: «Неужели ты не хочешь дожить до того дня, когда твоя дочь вырастет и выйдет замуж? Ты что, из тех режиссеров-неудачников, которые, сняв парочку фильмов, растворяются в пустоте? Я думаю «Бешеный бык» будет великим фильмом. Так что, снимаем или нет?»
После этого разговора двух друзей Скорсезе все-таки снял фильм об известном американском боксере итальянского происхождения, чемпионе мира Джейке Ламотте. Роберт Де Ниро спас режиссеру жизнь, вернул его к работе, друзьям и в семью. Фильм повествует о непростых взаимоотношениях Джейка со своим братом и тренером Джоуи и женой Викки, он был высоко оценен критиками и получил «Оскара» за лучшую мужскую роль и за лучший монтаж, а также номинации еще в шести категориях. Рассказывают, что во время премьеры фильма Ламотта обратился к жене с вопросом: «Я был таким?», на что жена ответила: «Ты был хуже».
26 мая 1980 года Скорсезе сообщили о смерти Хейга Манугяна, что его очень расстроило. Фильм «Бешеный бык» и последние строки из Библии он посвятил своему наставнику и близкому другу в знак уважения и вечной благодарности.
Время шло, Скорсезе выдавал шедевр за шедевром. Он неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссеров современности наряду со Спилбергом и Полански. Точную параллель проводит Винсент Лобрутто – составитель официальной биографии режиссера, который сравнивает его с легендой мира кино Стэнли Кубриком, «только Кубрик холоден и аналитичен, а Скорсезе – горяч и эмоционален».
В августе 1988 года премьера фильма «Последнее искушение Христа» (снимали в Марокко) прошла в США и Канаде. В фильме произошел казус, по словам Скорсезе, это был знак свыше. В момент распятия Христа пленка засветилась, и на экраны эта часть фильма пошла без изменений. По мнению режиссера, это придало фильму более правдивый вид. Следует отметить, что в фильме занят известный актерский состав, который согласился работать с режиссером за скромный гонорар.
1990-е годы были непростыми для Скорсезе. В начале 90-х умер отец, а в 1997 году – мама. Для Мартина родители были самыми дорогими и близкими, ведь первыми помощниками и критиками были именно они. Практически во всех своих картинах он предоставлял им роль. Как-то мама режиссера с юмором и присущей итальянцам эмоцией заявила: «Терпеть не могу, когда он заставляет нас часами торчать в кадре, а потом вырезает это». Это были люди, которые подарили себя сыну и до конца своих дней верили в талант и творчество Мартина. Боль и горечь утраты не помешали ему, а наоборот, придали силы и уверенности в работе. Он не останавливался, снимал фильм за фильмом: «Славные парни», «Мыс страха», «Эпоха невинности», «Казино», а картина «Кундун», основанная на истории о трагической судьбе XIV далай-ламы, была посвящена матери…
Кстати, после фильма «Кундун» началось плодотворное сотрудничество режиссера с Леонардо Ди Каприо («Банды Нью-Йорка», «Авиатор», «Отступники», «Остров проклятых», «Волк с Уолл-стрит», «Убийцы цветочной луны» и др.), которого многие называли преемником Роберто Де Ниро. Однако это не так, так как, по словам самого режиссера, он работает с лучшими актерами своего поколения, а у каждого времени свой герой. А ведь Ди Каприо режиссеру посоветовал сам Де Ниро.
«Изначально Боб Де Ниро рассказал мне о Лео Ди Каприо, когда работал с ним в «Жизни этого парня». Он сказал: «Когда-нибудь ты должен поработать с этим парнем». А в то время Де Ниро никогда никого мне не рекомендовал. Так что за 23 года мы сняли вместе уже шесть картин… Я верю в него. Я знаю, что могу на него положиться. Он полностью погружается в процесс работы с человеком, которого пытается сыграть в рамках истории. Его бесстрашие – это то, что дает мне жизнь, когда я снимаю фильм. Знаете, он действительно гений кинематографа, и это видно по его лицу. Это видно не только по глазам, ему не нужно говорить ни слова. Все уже сказано. Вы можете увидеть это во всех его фильмах», – сказал Скорсезе на церемонии награждения премии National Board of Review за лучшую режиссуру и фильм «Убийцы цветочной луны».
Что касается Де Ниро, их дружба, преданность и верность проверены временем, и он всегда рядом. Чего не скажешь о женах режиссера: вступал в брак пять раз, за плечами четыре развода, но с пятой женой Хелен Моррис живет с 1999 года. Их дочь Франческа снялась в фильмах отца «Отступники» и «Авиатор». У Скорсезе есть еще две старшие дочери: от первой жены Ларейн Мари Бреннан – Кэтрин, названная в честь матери режиссера, и вторая дочь режиссера – Доменика Кэмерон-Скорсезе, которая родилась в браке с писательницей Джулией Кэмерон и тоже стала актрисой и снялась в фильме отца «Эпоха невинности». В супружестве с Изабеллой Росселини и продюсером Барбарой де Фина детей не было.
В феврале 2003 года Скорсезе стал обладателем звезды на голливудской Аллее славы.
В 2010 году популярный американским журнал Paste провел опрос, который показал, что жители США считают Скорсезе лучшим современным режиссером. Он является обладателем ряда наград, включая «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус», «Эмми», «Грэмми», «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой медведь», «Сезар», «Серебряный лев» и премию Гильдии режиссеров Америки.
Скорсезе всегда трудился в поте лица и каждый свой шаг проходил, как первый, не ожидая ничего взамен. Но судьба наградила его – 26 февраля 2007 года фильм «Отступники» получил свою долгожданную премию «Оскар» в номинации «Лучший режиссер». Это был величайший триумф. Также фильм получил отличные отзывы кинокритиков и ряд наград, включая шесть номинаций на «Золотой глобус» в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер» (Леонардо Ди Каприо), две номинации – «Лучший актер второго плана» (Джек Николсон и Марк Уолберг) и «Лучший сценарий» (Уильям Монахэн).
Говоря об армянском окружении Мартина Скорсезе, стоит отметить фильм «Ирландец», снятый в 2019 году по сценарию Стивена Заилляна, который получил 10 номинаций на премии «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская роль второго плана» (Аль Пачино и Джо Пеши) и «Лучший адаптированный сценарий». Кроме того, на церемонии вручения премии «Золотой глобус» он был номинирован на пять наград: «Лучший фильм-драма», а также получил 10 номинаций на церемонии вручения наград Британской академии, в том числе «Лучший фильм».
Лучший режиссер XX века обожает свой Нью-Йорк, в котором и живет по сей день, продолжая созидать и учиться на своих фильмах. В планах режиссера множество проектов, но один из тех, что представлен общественности – это фильм об Иисусе Христе, сценарий которого уже написан, а после аудиенции у Папы Римского в мае 2023 года режиссер объявил, что намерен взяться за работу.
Учитывая мастерство и свою любовь к производству документального кино о знаменитостях (например, в ноябре ожидается выход документального фильма о легендарной ливерпульской четверке «Битлз», где Скорсезе выступил в роли продюсера), режиссер также изъявил желание снять документальный фильм о Фрэнке Синатре. И хотя проекты на данный момент отложены, Скорсезе не сидит на месте: он часто посещает свою историческую родину, наслаждается изучением неореализма в итальянском кино, стал лицом коллаборации Giorgio Armani-Kith для своего друга Джорджо Армани (именно давняя дружба с дизайнером привела его к режиссуре «Сделано в Милане» – документального фильма о жизни Джорджо Армани и развитии бренда. – Авт.), получает призы и награды.
Всю свою жизнь он учится на своих фильмах. «Каждый шаг – это первый шаг, каждый мазок кисти – это тест, каждая сцена – это урок, каждый кадр – это урок, так что давайте продолжим учиться», – говорит легендарный Скорсезе – правящий король кинематографа, как его назвал режиссер Вим Вендерс, вручая «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале в феврале 2024 года.
В начале октября этого года режиссер, выступая в туринском Музее кино на церемонии вручения премии «Стелла» за выдающийся вклад и достижения в кинематографии, сказал: «Получать эту награду в такой момент моей жизни, здесь, в этом прекрасном музее в Турине, посвященном истории одной из величайших любовей моей жизни – итальянскому кино, очень много значит для меня». Одновременно успокоил публику, опровергая слухи о своем уходе на пенсию, и заявил, что ему еще предстоит снять множество фильмов: «Я надеюсь, что Бог даст мне силы их сделать».
Нана Аветисова