Сегодня день памяти выдающегося армянского поэта, общественного деятеля Ованеса Тадевосовича Шираза.
Вот несколько высказываний о поэте:
«…Ованес, что был вчера бездомным, хулиганистым парнем, сегодня, по-моему, стал душевным, чарующим лириком, достойным занять отдельное место среди поэтов Еревана и всего мира».
Аршак Чобанян
«Ованес – звезда, возникшая из вековой мглы горя армянского народа…»
Аветик Исаакян
«Шираз — большой талант. У него большое имя и мы очень ценим его творчество! Шираз – дорогая душа… Он талант, мы должны гордиться и считать большой честью, что знакомы с ним».
Уильям Сароян.
Ованес Шираз (при рождении Оник Карапетян) родился 27 апреля 1915 года в городе Александрополь (ныне Гюмри), в самый разгар Первой мировой войны, во время начатого младотурками Геноцида армян.
В мае 1918 г., Александрополь был захвачен турками. Отец Ованеса был убит турецкими солдатами в поле, во время работы. В декабре того же года Александрополь был возвращён в состав Армении. Ованес рос в приюте для сирот, пока однажды на рынке случайно не нашел свою мать Астхик. В отрочестве Ованес был помощником сапожника, работал на Текстильном комбинате Ленинакана.
Его первое произведение – «Приход весны», было опубликовано в 1935 г., после чего новеллист Атрпет дал молодому Ованесу псевдоним «Шираз», сравнив его поэзию с розами персидского города Шираза.
В 1937—1941 гг. Шираз учился на филологическом факультете Ереванского государственного университета, в 1956 г. – в Московском литературном институте им. Горького.
Опубликовал сборники «Начало весны», «Голос поэта», «Лира Армении»[3], «Сиаманто и Хджезарэ», «Памятник матери», «Армянская дантийская» и др. За сборник «Всечеловеческое» в 1975 г. был удостоен Государственной премии Армянской ССР.
В 1960 и 1969 гг. фирма «Мелодия» на виниле выпустила вокально-симфонический цикл Авета Тертеряна «Родина» на слова Ованеса Шираза.
Умер 14 марта 1984 года в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса. «Я помню похороны Шираза. Мы были студентами, из университета группой отправились на площадь у Оперы. Было море людей. Я никогда раньше не видел столько людей в одном месте. А когда тело Шираза вынесли из здания, все вокруг пришло в такое движение и волнение, что нам ничего не оставалось делать, как забраться на металлическую ограду, окружавшую площадь, и оттуда спрыгнуть на улицу.
Две вещи произвели на меня впечатление в тот день и навсегда врезались в память. Первое – это подснежники, которыми было усыпано тело Шираза, а второе – осознание того, что значит быть народным поэтом», – написал литературовед Овик Чархчян.