Среда, 9 октября, 2024

Семеро необыкновенных Согомонянов

Читаемое

Семеро Согомонянов: Комитас (Согомон Геворгович Согомонян), музыковед и композитор;

Чаренц (Егише Абгарович Согомонян), поэт; Амбарцум Семенович Согомонян, владелец коньячно-спиртового завода; В.Я. Согомонян, председатель Харбинского Армянского общества;

Ричард Амаякович Согомонян, один из первых организаторов атомной промышленности в СССР; Артур Яковлевич Согомонян, заслуженный деятель науки РСФСР; Артур Аршамович Согомонян, национальный благотворитель, – эти удивительные армяне принадлежат к разным эпохам, но все они знамениты, каждый из них по-своему уникален.

Фамилия Согомонян ведет свое начало от армянского мужского имени Согомон (армянского эквивалента Соломон), которое в переводе на русский означает «гармоничный», «цельный». Нарекая таким именем ребенка, родители надеялись, что он покажет себя настоящим мужчиной и преданным другом.

КОМИТАС (СОГОМОНЯН СОГОМОН ГЕВОРГОВИЧ)

(26.09.1869 – 22.10.1935)

Создатель Божественной Музыки, священник, музыковед, композитор, аранжировщик, певец и хормейстер.

Отец его Геворг был не только жизнерадостным человеком и хлебосольным хозяином, но и одаренным музыкантом, певцом и поэтом. Геворг женился на очень красивой и столь же музыкально одаренной девушке по имени Тагуи Ованнисян, и 26 сентября 1869 г. счастливый отец взял на руки своего первенца, которого решил назвать Согомоном. Мальчик лишился матери, едва ему исполнился год. В одиннадцать лет он остался без отца и фактически влачил полуголодное существование.

В 1881 году сын сапожника Геворга Согомоняна из Кутины, затерянной в бескрайней Анатолии, предстал в Святом Эчмиадзине пред очи Католикоса всех армян Геворга IV. Привез голосистого отрока-сироту местный священник по просьбе Патриарха. На первый же его вопрос мальчик ответил на турецком: «Я не говорю по-армянски, если хотите – спою».

Не разумея смысла слов, он исполнил армянский шаракан – духовный гимн. Проникновенный сочный голос растопил душу Патриарха. Мальчика зачисляют в духовную семинарию Геворгян.

В 1890 году Согомона, в совершенстве освоившего родной язык, посвящают в сан монаха. А еще спустя три года он завершает обучение в семинарии, принимает сан священника и берет себе имя Комитас, в память о выдающемся поэте-католикосе VII века, авторе шараканов.

Ведя уроки музыки в родной семинарии, он создает хор, оркестр народных инструментов, принимается за обработку народных песен, очищая армянскую мелодию от персидских и турецких элементов. Рождаются первые труды об армянской церковной музыке.

В 1895-м, получив духовный сан архимандрита, едет в Тифлис учиться в музыкальном училище, где курс композиции ведет уже снискавший себе известность композитор Макар Екмалян. После едет в Берлин – в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Одновременно посещает императорский университет Берлина, слушает там лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки.

Вернувшись в Святой Эчмиадзин, ведет занятия по родной музыке в семинарии. С головой уходит в изучение духовной музыки, занимается расшифровкой древней армянской нотописи – хазов.

Комитас приступает к работе над «Этнографическим сборником» – энциклопедией народной музыки, вобравшей в себя более 3000 напевов. Важную часть творчества архимандрита составили обработки песен скитальцев-антуни – жанра, рожденного самой историей его страны. «Цицернак» («Ласточка») и «Крунк» («Журавль») любимы каждым армянином. Они стали лучшими образцами работы Комитаса в данном жанре.

Оказавшись перед стеной непонимания и равнодушия, Комитас оставляет Эчмиадзин и едет в Константинополь, где продолжает напряженно работать. Его шедевр «Патараг» («Литургия») для мужского хора вошел в сокровищницу мировой музыки. Свой триумф Комитас пережил в Париже, когда в 1914 году ему рукоплескала вся образованная Европа. Фредерик Маклер, профессор Сорбонны, писал, что лекции и концерты армянского композитора вызвали бурю восторгов и всеобщее восхищение.

Предчувствие надвигающейся беды не обмануло Комитаса. Тревога его нарастала. События, одно другого страшнее, накатывали, терзая душу. Апрель 1915-го не обошел и его. Ссылка вглубь Анатолии, сопровождаемая насилием, явила ему картины ужасающие: на глазах у него пытали и истязали детей, стариков, женщин. Психика человека утонченного не выдержала. Исключительно благодаря заступничеству влиятельных друзей и поклонников его таланта Комитас был возвращен в Константинополь.

К 1916 году здоровье его было окончательно подорвано, и он в 1919-м помещен был в клинику для душевнобольных в Вильжюифе – предместье Парижа. Увы, было слишком поздно… Двадцать лет терзала его болезнь. Глаза запали, прозрачная кожа на лице напоминала пергамент. Сознание иногда прояснялось, но говорить он не мог.

22 октября 1935-го жизнь великого Комитаса оборвалась. Его тело забальзамировали и в стеклянном гробу похоронили в склепе парижской армянской церкви Св. Иоанна Крестителя. Весной 1936 года прах Комитаса был перевезен в Армению и предан земле в Ереване. Так и возник Пантеон деятелей культуры им. Комитаса.

ЧАРЕНЦ (СОГОМОНЯН ЕГИШЕ АБГАРОВИЧ) 

(13.03.1897, Карс – 27.11.1937, Ереван)

Великий поэт, прозаик, переводчик, эстет, мыслитель, классик армянской литературы.

Родители Чаренца – отец Абгар Согомонян и мать Текхе Мирзаян (подданные Персии) – родом из города Маку. Абгар занимался мелкой торговлей. Семья Согомонян в 1883 году бежала в Карин (Эрзурум), что в Западной Армении, а оттуда в Карс, где и родился будущий поэт.

Близкие друзья Егише говорили, что Чаренцом он стал потому, что уже с самого детства был очень непослушным ребенком («чар» с армянского – «злой, непоседливый»). Будучи взрослым, поэт заслужил репутацию бунтаря и скандалиста.

В 1908 году Чаренц поступил в Карсское реальное училище, где в 1910-м в школьном альманахе «Гарун» («Весна») был опубликован цикл его стихов, посвященный временам года.

Вихри Первой мировой войны и манящая мечта о национальном освобождении отрывают Чаренца от юношеских грез – он оказывается среди добровольцев, шедших освобождать Западную Армению. Ужасы войны, крах национальных чаяний разрушают и эти романтические иллюзии юноши. Он создает поэму «Дантова легенда» – одно из сильнейших описаний войны в начале XX века. Роман-поэма Чаренца «Страна Наири» описывает падение Карса и его жителей.

В 1915 году Егише Чаренц отправляется в Москву для продолжения своего образования и поступает в Московский городской народный университет им. генерала-золотопромышленника Альфонса Шанявского. В феврале 1917-го со студентами университета участвует в освобождении политзаключенных Бутырской тюрьмы.

В 1918 году Чаренц вступает в ряды Красной армии, в 1919-м едет в Ереван и некоторое время работает учителем. В том же году в Тифлисе выходит в свет поэма «Неистовые толпы», которая стала заметным событием не только в творчестве Чаренца, но и во всей армянской поэзии.

Его перу принадлежат переводы на армянский язык произведений А.С. Пушкина, В.В. Маяковского, И.В. Гете, Э. Верхарна, У. Уитмена, М. Горького.

В 1921 году Егише Чаренц вступает в брак с Арпеник Тер-Аствацатурян, и они вместе уезжают в Москву на учебу в Университет трудящихся Востока. Егише тогда было 24, Арпеник – 22.

Любовь Чаренца к Арпеник была сильной, позже он назовет ее «женой, товарищем и героическим другом». Эта любовь и в дальнейшем служила источником вдохновения для поэта. Характер у Арпеник был мягкий, спокойный, терпеливый, в отличие от беспокойной и бунтарской натуры Чаренца. Супруга всегда была для него психологической опорой.

В сентябре 1926-го, когда Арпеник по делам уехала в Ленинград, у Чаренца возникает чувство, сыгравшее с ним злую шутку. В одном из ереванских клубов он встречает 16-летнюю Марианну, сестру композитора Артема Айвазяна, и неожиданно увлекается ею. Он несколько раз пытается заговорить с девушкой, но получает отказ. В городском парке Чаренц стреляет в Марианну и слегка ранит.

Возбуждается уголовное дело против Чаренца, и он оказывается в тюрьме. В конце декабря резко ухудшается здоровье Арпеник, к тому времени вернувшейся в Армению. У нее возникли осложнения во время беременности. 1 января 1927-го Арпеник умерла. Чаренца выпускают из тюрьмы на похороны жены. Поэт крайне тяжело перенес смерть любимой. Уже у могилы он сопротивлялся, не разрешал опустить гроб в землю, заставил открыть крышку гроба, чтобы вновь увидеть лицо покойной.

В 1931-м Чаренц женится на Изабелле Мовсесовне Ниазян, которая в 1932 году родила ему дочь Арпик, а в 1935-м вторую – Анаит.

В сентябре 1936-го Чаренца задержали. Поэт был обвинен в контрреволюции, национализме, троцкизме и терроризме. Чаренц из тюрьмы пишет жене: «Будь крепкой, родная, даже если и на улицу бросят. Ведь не мы одни так страдаем, но и очень, очень многие, такие же люди, как и мы».

23 ноября 1937 года арестовывают и Изабеллу Чаренц. 27 ноября того же рокового 37-го в 7 часов утра Чаренца не стало. Он умер в ереванской тюремной больнице. До сих пор нет достоверных данных о причине смерти поэта. Выдвигаются версии о возможной насильственной смерти.

СОГОМОНЯН АМБАРЦУМ СЕМЕНОВИЧ(1863–1925)

Владелец коньячно-спиртового завода в Ереване (Эривани), мастер коньячного дела треста «Арарат» (1921–1925).

Известно, что производство коньяка в Армении было основано Нерсесом Таиряном в 1887-м в Ереване. Однако и после этого знаменательного события в развитии коньячного производства в административном центре Эриванской губернии также были основаны и даже успешно работали другие коньячные заводы.

Один такой завод принадлежал Амбарцуму (Амбардзуму) Согомоняну, где производился не только коньяк, но и вина, водка, ликер и фруктовые консервы. Производство Согомоняна расширялось, и в начале 1910-х в самом сердце Еревана – на Докторской улице, 23 (ныне Туманяна) – было построено красивое здание по проекту архитектора Бориса Меграбяна.

Многие помнят этот самобытный дом из черного туфа, украшенный скульптурными виноградными листьями и гроздьями, когда он находился на улице Туманяна, по соседству с нынешней стоматологической клиникой «ВАН». Десятилетиями это здание действовало как типография и имело большие и обширные подвалы и погреба. Во время строительства Северного проспекта здание было демонтировано и перенесено. Сейчас оно находится на улице Мелик-Адамяна вблизи площади Республики и является главным офисом Республиканской партии.

Амбарцум происходил из семьи известных тифлисских бизнесменов Согомонянов, которые еще в 1853-м основали в Тифлисе завод по производству водки и вина. Амбарцум же основал свой коньячный завод в середине 1890-х.

Благодаря своим вкусовым и ароматным особенностям коньяк, произведенный Согомоняном, завоевал высокие награды на разных международных выставках, в том числе в Чикаго и Париже.

В 1893 году на Колумбийской выставке в Чикаго Ректификационным коньячным и водочным заводам братьев Согомоновых была присуждена медаль за натуральный коньяк. В выставке участвовали 24 штата США, 50 иностранных государств и 37 колоний.

СОГОМОНЯН В.Я.
 

Председатель Харбинского Армянского общества.

В ходе революции 1917 года и Гражданской войны многочисленные беженцы пробирались в Маньчжурию – туда, где был слабее национальный и религиозный гнет, где имелись большие возможности для предпринимательской деятельности. Число армян особенно велико было в Харбине, центре Северо-Восточного Китая.

Из двухнедельной национально-общественной литературно-беспартийной газеты Армянского национального общества в Харбине «Голос армянина» (1921, №5):

«Среди армян-мигрантов послереволюционной волны большую часть составили выходцы из Зангезура и Нагорного Карабаха – торговцы, мелкие ремесленники, чиновники, адвокаты, инженеры, – отмечает китайский историк У Яньцзю. – Особым авторитетом пользовались врачи, а один из них, Степан Мухдесян, был руководителем здравоохранения Харбина».

За короткий срок в центре Харбина, на Пристани, по улице Китайской появились армянские торговые предприятия, фабрики, фотоателье, пекарни и рестораны. Первоклассная гостиница «Отель Палас» на Пристани принадлежала Г. Мхитарянцу.

Обувные фабрики «Армения» и «Т-во Адаянц», Фирма по производству обуви братьев Атоян, а также магазин хозяйственных товаров П.А. Сукоянца расположились на Китайской улице. Успешно вела торговлю кондитерская Аспенян. Любители кавказской кухни посещали рестораны «Самсон» Аветикова и «Татос», который в 1901 году открыл армянин Татос Григорьевич Тер-Акопов (он же в 20-е годы основал первую в Харбине винодельню).

Армянское общество в Харбине, главой которого был доктор Степан Гаспарович Мигдисов (Мухдесян), сформировалось в 1917 году по адресу: ул. Садовая, дом 18. Мигдисов бескорыстно лечил всех обездоленных и как истинный христианин не делал различия между национальностями тех, кто к нему обращался.

В газете «Голос армянина» (№1 от 16.01.1921) сообщается, что «в скором времени в гор. Харбине в Харбинской армянской колонии будет устроен традиционный армянский вечер. Будет представлена известная пьеса на армянском языке «Пепо» с участием артистки тифлисского армянского театра В. Меликьянц».

28 декабря 1934-го по указу правительства Маньчжоу-Ди-Го (частично признанное марионеточное государство, образованное японской военной администрацией на оккупированной Японией территории Маньчжурии, просуществовавшее с 01.03.1932 по 10.08.1945 г.) для безоговорочного подчинения российских эмигрантов японским властям был создан специальный орган эмигрантского правительства – Бюро по делам российских эмигрантов (БРЭМ), целью которого являлось налаживание связей между эмигрантской массой и правительственными органами маньчжурских властей и японского правительства. Отказ от регистрации в БРЭМ расценивался как неповиновение властям.

Как отмечает в своей диссертационной работе У Яньцзю «Российские диаспоры в Китае в первой половине XX века: национальный состав, проблемы адаптации и тенденция развития» (Владивосток, 2014): «Армянское национальное общество «Миютюн» на рубеже 1930–1940-х гг. насчитывало всего 400 членов. Главами общин были В.Я. Согомонян и С.В. Грдзелов». Поэтому, проживая в Маньчжурии в указанный период, армянская колония была вынуждена демонстрировать свою лояльность и безусловное подчинение оккупационным властям.

Армянская национальная община просуществовала с 1917 по 1945 г. Ее деятельность была прекращена после занятия Маньчжурии советскими войсками. Окончательный исход армян из Китая произошел после окончания Второй мировой войны. После обращения к Сталину части армянской диаспоры Китая в 1948 году разрешили переехать на жительство в Советскую Армению и они поселились в Ереване. В 1950-х большая часть из них переселилась в США и Австралию.

 

СОГОМОНЯН РИЧАРД АМАЯКОВИЧ 

(09.10.1907, Тифлис – 06.11.1981, Москва)

 

Один из первых организаторов атомной промышленности в СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий.

Ричард Согомонян с 1947 года работает в Первом Главном управлении (ПГУ) при Совете Министров СССР (ПГУ занималось координацией научно-технических исследований и инженерных разработок по всем направлениям и аспектам атомной программы). Начальник производственно-технического отдела ПГУ (с 1949 по 1953 г.), заместитель начальника отдела Главного технического управления Минсредмаша СССР (с 1953 по 1956 г.), начальник этого же отдела (1956 по 1974 гг.).

Постановлением Совета Министров СССР от 06.12.1951 г. под грифом «Совершенно секретно» инженеру Согомоняну Ричарду Амаяковичу «за большую организаторскую работу в создании оборудования, проектировании, сооружении и пуске заводов по обогащению урана-235» была присвоена Сталинская премия второй степени.

Тем же постановлением «за разработку изделий РДС (реактивный двигатель С. – Авт.) с уменьшенным весом и разработку конструкции с составным зарядом» присвоена Сталинская премия первой степени: академику Курчатову И.В., члену-корреспонденту АН СССР Харитону Ю.Б., академику Бочвару А.А., доктору физико-математических наук Щелкину К.И. (Киракос Ованесович Метаксян, трижды Герой Социалистического Труда СССР – 1949, 1951, 1954).

Закрытым постановлением комитета по Ленинским премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР от 21.04.1964 г. Ричарду Амаяковичу Согомоняну присуждена Ленинская премия «за выполнение специального задания правительства».

 

СОГОМОНЯН АРТУР ЯКОВЛЕВИЧ 

(23.03.1914, Андижан, Узбекистан – 18.08.2002, Москва)

 

Заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ).

В 1939 году окончил механико-математический факультет МГУ. В 1941-м ушел на фронт и до конца Великой Отечественной войны сражался в рядах действующей армии. Был тяжело ранен. По окончании вой-

ны вернулся в университет, где стал доктором физико-математических наук (1954), профессором кафедры газовой и волновой динамики механико-математического факультета (1955–2002).

Основное внимание в своей научной деятельности Артур Яковлевич уделял нестационарным задачам движения сплошных сред, созданию их математических моделей. А.Я. Согомонян занимался исследованием задач отражения и дифракции взрывных ударных волн в газообразных, жидких, упругих средах, математического моделирования высокоскоростного проникания твердых тел в эти среды, пробивания слоистых преград, а также моделирования природных явлений эрозии почв и оползневых процессов в водонасыщенных грунтах на склонах холмов.

Автор научных трудов: «Пространственные задачи по неустановившемуся движению сжимаемой жидкости», «Удар и проникание тел в жидкость», «Динамика пробивания преград».

 

СОГОМОНЯН АРТУР АРШАМОВИЧ 

(род. 15.06.1967 г. в Ереване)

 

Национальный благотворитель.

Предки Артура Согомоняна родом из Муша, что в Западной Армении. Название Муш происходит от армянского слова «мшуш», что означает «туман» или «мгла». Согласно армянской традиции, языческая богиня Астхик имела привычку по вечерам спускаться с горы Гргур и купаться в реке. Местные смельчаки, узнав об этом, стали разводить костры на холмах, чтобы увидеть ее красоту. Догадавшись об этом, Астхик стала напускать непроницаемую мглу. Поэтому город и весь район, где туманы – частое явление, стали называться Мшуш, что, переходя из уст в уста, трансформировалось в Муш.

Город Муш расположен в южной части Таронской (Мушской) равнины, у подножия хребта Армянский Тавр, на левом берегу реки Меграгет, притока Арацани. Позднейшая Мушская каза (провинция) соответствовала в основном гавару (уезду) Тарон края Туруберан Великой Армении. В начале

360-х гг. нашей эры неподалеку от Муша родился создатель армянского алфавита Месроп Маштоц.

В конце XVIII – начале XIX веков многие армянские села Мушского уезда совершенно опустели. После Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. значительное число местных армян с согласия фельдмаршала И.Ф. Паскевича переселились в Восточную Армению, Алашкерт, Каракилису (совр. Ванадзор) и так далее. С 1830-х в оставленных армянами селах турецкое правительство стало поселять курдов, в результате чего национальный состав казы претерпел существенные изменения. Начался новый исход армян.

Предки Артура Согомоняна покинули Муш в 1850 гг. Власти Ново-Баязетского уезда Эриванской губернии выделили им небольшой участок земли на берегу озера Севан в селении Норадуз (Норадус).

Документ подписали начальник Ново-Баязетского уездного управления (в г. Новый Баязет) коллежский асессор Степан Иванович Черняховский и его помощник – губернский секретарь армянин Каграман Исаакович Мелик-Агамалов.

 

ПРЕДКИ АРТУРА СОГОМОНЯНА: РУБЕН, АЙРИК, АРШАМ
 

 

 

Рубен Согомонян, прадед Артура Согомоняна, построил в Норадузе для семьи домик с одной комнатой и посадил на клочке земли несколько фруктовых деревьев. Айрик, сын Рубена, в начале 1930-х женился на местной армянке Кнкуш, которая подарила мужу двух дочерей и трех сыновей (старший из братьев скончался в младенчестве, две сестры умерли с голоду во время войны). Айрик Рубенович работал на износ, чтобы прокормить большую семью.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии, и Айрик был отправлен на фронт по первому призыву. При попытке прорваться из окружения попал в плен и был вывезен в Германию. После освобождения из плена содержался в фильтрационном лагере, откуда был переведен в Москву грузчиком… в гастроном рядом с Курским вокзалом.

В столице вторично женился на русской женщине из деревни Черная Грязь, что на 32-м километре Ленинградского шоссе. В 1954 году умудрился вернуться на одну ночь в родные пенаты в Норадуз, где едва сводили концы с концами первая жена и сыновья Ерем и Аршам.

Ерем для Аршама был не только старшим братом, но и отцом: трудился на стройке с семи лет, помогая матери прокормить семью. В 1949-м девятилетний Аршам пошел на стройку к брату Ерему. Младший гордился, что на первую зарплату приобрел белые туфли своей маме. Эти туфли Кнкуш хранила до самой смерти.

Аршам окончил местную школу и в 1958 году поступил в Киевское военное училище связи, которое окончил с отличием. По специальности – военный летчик. На доске почета среди трех выпускников училища значился и Аршам Согомонян, ставший мастером спорта и чемпионом Киева по тяжелой атлетике. Он виртуозно играл на кларнете, сам собрал электропианино, но, к сожалению, не успел запатентовать.

В 1964-м Аршам вернулся в Ереван и взял в жены красавицу Анаит.

Артур Согомонян вспоминает отца с глубоким уважением и искренней благодарностью:

«Отец – главный учитель в моей жизни. Он был очень добрым, мудрым и глубоким человеком. Он учил меня, что доброта – это не слабость, а сила, учил меня предъявлять высокие требования к себе и жить так, чтобы все, что делаешь, устраивало в первую очередь себя самого и не было стыдно и обидно, что мог сделать лучше, но спасовал. В нем удивительным образом сочетались военная выправка, требовательность, дисциплина, доброта и уверенность.

Папа был военным, летчиком-истребителем, большим ученым в этой области. Его работа была засекречена, и он известен лишь в очень узком кругу. В его честь названа общеобразовательная школа в Норадузе, куда мы с мамой и братом приезжаем каждый год 1 сентября.

Мы часто общались с отцом о важных в жизни вещах. Когда я шкодил, папа никогда не ругал меня, но всегда объяснял, в чем я не прав, и это действовало намного сильнее, мне становилось стыдно, и я запоминал это надолго. Мне его не хватает сегодня, и хотя уже 28 лет, как его нет, я иногда советуюсь с ним в уме.

Отец привил мне чувство уважения к людям и чужому труду, ответственности за свои дела и поступки, а также трудолюбие, потребность всегда развиваться, двигаться вперед и всегда добиваться своей цели».

 

 

Аршам Айрикович настраивал связь между самолетами и подводными лодками, когда они находились в погруженном состоянии. Это достаточно сложная техническая задача. Основная проблема состоит в том, что электромагнитные волны с частотами, используемыми в традиционной радиосвязи, сильно ослабляются при прохождении через толстый слой проводящего материала, которым является соленая морская вода.

 

 

По долгу службы Аршам Согомонян с семьей пять лет жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), 13 раз менял место жительства: Вильнюс, Минск, Подмосковье, Москва…

Друзья Аршама по гаражному кооперативу часто обращались к нему, чтобы он отремонтировал их разбитые машины. Артур спрашивал у отца: «Почему ты так тщательно делаешь свою работу, ведь никто не заметит мелкие погрешности». В ответ он говорил: «Зато это замечаю я».

В подмосковном поселке Вешки Аршам получил участок земли, где он с братом Еремом за два года построили добротный кирпичный дом, где и живет сейчас его сын Артур с семьей.

 

 

В беседе с нами Артур Аршамович рассказал: «8 января 1996 года во время отделочных работ отец узнал, что у строителей закончился хлеб. Папа немедленно сел за руль и поспешил за хлебом. На повороте его машина столкнулась с другой машиной. Авария была серьезная. 11 января папа скончался в больнице».

На похороны Аршама Айриковича Согомоняна пришло очень много людей, а гаражный кооператив – в полном составе. Такая искренняя была к нему любовь.

Многие Аршама звали Ашотом. Его младший сын Арсен (папа хотел назвать сына Араратом, но мама была против) в память об отце дал своему сыну имя Ашот.

Артур Согомонян:

«Мама в нашей семье всегда была хранительницей очага. Очень вкусно и разнообразно готовила, особенно армянские блюда. Мы после ужина или обеда ставили оценки за еду, и это всегда было 5 или 5+.

Мама у нас замечательная: смешливая, добрая, открытая, очень любит всех разыгрывать. Вообще мы с братом Арсеном выросли в тени большой любви, мы ни разу не видели ссоры родителей».

 

 

 

КРЕСТ-КАМНИ НОРАДУЗА
 

Сегодня в Армении насчитывается приблизительно 10 тысяч хачкаров. Каждый из таких крестов-камней оригинален и обладает неповторимым узором. Древнейший датированный хачкар на территории Армении относится к 879 году (Гарни), а на территории Карабаха-Арцаха – к 853 году.

 

Обычно хачкары вырезаются из вулканического базальта или туфа. В центре обязательно должно быть изображение армянского креста. Это расцветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест. Под крестом иногда высекают круг. Круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры.

Верхнее крыло креста на хачкаре длиннее горизонтального, а нижнее – длиннее верхнего. Этим и была обус-

ловлена пропорция каменной плиты – узкая и длинная, придававшая общему облику памятника вполне благоприятный вид. Это усиливалось еще и тем, что крылья креста-скульп-

туры стали украшаться барельефом, включавшим в себя новые детали из мотивов растительного мира и геометрических фигур.

Хачкар. Он делит мир на четыре страны света. А в центре – Он, Иисус, Единственный, Святый, Бессмертный. Столп веры нашей.

Мы в древнем армянском крае – гаваре (уезде) Гегаркуни (ныне Гаварский район области Гегаркуник). Впервые нам, авторам данной публикации, довелось побывать здесь 22 года тому назад – в октябре 2001-го.

Мыс, выступающий в озеро Севан, и крупное село – малая родина Согомонянов, – разметавшееся по берегу, носят одно и то же название – Норадуз. История его происхождения теряется во времени. Зрелище, открывшееся нашим глазам, заворожило нас настолько, что мы позабыли, кажется, обо всем на свете. На холме – скорбное шествие. Людская толпа в горестном молчании как бы идет и в то же время не движется, застыв в едином порыве. Наводящая жуть картина – это всего лишь кладбище. Кажется, не камни это над прахом предков, а люди окаменевшие. Столетиями возникали здесь надгробия. Одних хачкаров больше тысячи: самый старый установлен в 996 году. А сколько их было повалено и порушено, пущено иноверцами на камни для фундаментов домов!

Перед нами то ли энциклопедия народной жизни, то ли мастерская художника-каменотеса. Вот сцена с пахарем – лошади помогают ему рыхлить поле. А вот застолье – в непринужденных позах застыли гуляки. На одной плите музыканты стараются, наяривают вовсю, на другой – баран на вертеле доходит. Есть памятник охотнику, стреляющему птиц. Что ни надгробие – рассказ о роде занятий усопшего. У портного ножницы за поясом, у ратника – кинжал, монаху крест в руки вложен. Лукавый и мудрый герой армянских сказок, весельчак и балагур кочует с одного камня на другой, и всюду с ним музыка и веселье, птицы сказочные и знаки, знаки – сплошная символика его бесконечных достоинств.

Сработанные из туфа и базальта, высотой от полуметра до трех, здешние хачкары большей частью стоят на постаментах и чуть наклонены. Верхняя кромка защищает их от непогоды. Стынут на ветрах – одиночные и сдвоенные, повернутые все как один на запад, затканные ажурной резьбой, с непременным образом Креста Животворящего.

К слову, в Норадузе, да и по всей Армении, двух схожих хачкаров не сыскать.

В языке армян «хач» – крест, «кар» – камень. Хачкар – это псалом. Ковер, сад, песня… Вокруг креста плоды и травы, люди и звери, вензеля буквенные. Крепится хачкар вертикально как символ жизни при помощи особого зубца на памятной плите. Ставили хачкар не только как надгробие, но и в память о значимых событиях – когда пускали воду в оросительный канал, закладывали храм. Нередко хачкары увековечивали память о людях, проживших жизнь честную, праведную, и тех, кто добрыми делами прославился.

Хачкар завораживает. Каменотес и спустя века приковывает внимание особым изяществом исполнения: рисунок создает ритм – два оконца одно против другого, две колонны, на которые опирается свод, две птицы, сидящие клюв к клюву, два листа одного и того же растения и два лепестка одного и того же цветка. В эту симметрию непременно вносит мастер нечто свое, неповторимое, хотя его хачкары – как бы близнецы-братья…

Внимательный глаз легко раскроет секрет изготовления каменного кружева. Резьба выполнена в двух плоскостях: на мелкой сетке орнамента выбран горельефно более высокий рисунок. Чем мельче орнамент, тем «моложе» хачкар. Хотя возраст его не сразу определишь. Полагают, что первый появился не раньше IX века, да что-то не верится: уж очень много уводящих в куда более седую старину примет у этого Богом освященного искусства.

 

АРТУР ЖИВЕТ ВЕРТИКАЛЬНО, А НЕ ГОРИЗОНТАЛЬНО
 

Это о таких, как Артур Согомонян, народный артист Олег Ефремов говорил: «Такие люди живут вертикально, а не горизонтально».

Это удивительный человек, харизматичный и самодостаточный, который живет с ощущением радости, не прячет эмоций и строит жизнь по своему желанию. Он искренне восхищается успехами и достижениями достойных людей, не отступает перед трудностями, ответственен за свои действия и всегда готов прийти на помощь.

Артур Аршамович родился в Ереване. Когда младенцу исполнилось два месяца, Согомоняны всей семьей переехали в Ленинград, а затем – в Москву. В 1984-м Артур окончил среднюю школу в подмосковных Мытищах. С 1985 по 1987 г. служил в Вооруженных силах СССР в Белоруссии – в ракетных войсках стратегического назначения.

В детстве Артур гонял мяч во дворе, а позже вошел во вторую команду «Локомотива» и провел там несколько матчей. Однако между футболом и образованием Артур выбрал образование и поступил в Московский институт электроники и математики на факультет прикладной математики, который окончил в 1992-м.

Учась в институте, Артур, будучи президентом Армянской студенческой ассоциации, в 1989 году стал помощником депутата Верховного Совета СССР Галины Васильевны Старовой-

товой, помогал ей переводить поступавшие на ее имя письма из Армении, а также злободневные публикации. Старовойтова была выдвинута кандидатом в народные депутаты СССР от Армении и 14 марта 1989 года была избрана подавляющим большинством избирателей, получив 75,1% голосов.

В 1992-м Артур организовал встречу лауреата Нобелевской премии мира 1975 года, депутата Верховного Совета СССР, академика Андрея Сахарова, а также его жены-помощницы Елены Боннер (ее настоящего отца звали Левон Саргисович Кочарян, а приемного – Геворг Саргисович Алиханян) со студентами своего института. Артур часто навещал правозащитников Сахарова и Боннер в их московской квартире.

В 1999-м Артур окончил Национальную экономическую академию (финансы и экономика), а спустя четыре года получил ученую степень кандидата экономических наук (научный руководитель – всемирно известный ученый, академик Абел Гезевич Аганбегян). Академик и стал крестным (кавором) семьи Артура и Анны Согомонян.

Кавор в армянской семье – это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов. Кавор обязательно должен быть из ближнего круга семьи жениха. Раньше обязанности кавора выполнял дядя жениха (брат матери), но со временем этот обычай изменился.

 

БЕСЕДЫ С АРТУРОМ СОГОМОНЯНОМ
 

Мы продолжаем расспрашивать Артура о самом дорогом – его семье.

Артур Согомонян:

– С будущей женой нас познакомил Абел Гезевич Аганбегян, мы общались по работе. Сыграли свадьбу, на которой Абел Гезевич был крестным. Анна не только родила мне троих детей, но и сумела самостоятельно построить свой бизнес. Меня удивляет и восхищает ее целеустремленность, хватка и трудолюбие, которое она успешно передает нашим детям.

Бизнес Анны – «Народная аптека» – это сеть, объединяющая более 40 точек, из них 33 в Москве, а также в подмосковных Пушкино, Мытищах, Ивантеевке, Королёве…

Из отзыва о «Народной аптеке» на Вокзальной улице, дом 7а (Софрино), Ивана Сергеевича Швеца (01.02.2021):

«Удивительно: никогда ничего подобного не писал, но здесь – просто обязан. Во-первых, выручили – нигде не было моего лекарства (даже по рецепту, который выписал кардиолог), и если бы не «Народная аптека»… Второе, что приятно удивило – качество работы этого пункта. Сотрудники – серьезны, но доброжелательны. Обычно ведь как: если серьезные, то строгие, лишний вопрос боишься задать, смотрят сверху вниз. Здесь все как-то по-человечески. Внутри – очень чисто, информация – понятна, обслуживают быстро – но если нужно, все объяснят».

Начало 2020-го ознаменовалось появлением коронавирусной инфекции. Уже в апреле, одной из первых, «Народная аптека» начала помогать. Запасы Московской областной больницы им. профессора Розанова В.Н. в г. Пушкино существенно пополнились препаратами первой необходимости и средствами индивидуальной защиты для врачей (комбинезоны, очки, респираторы, маски, перчатки). И эта помощь пришлась очень кстати!

«У нас сейчас развернуто 4 отделения, где лежат пациенты с подозрением на коронавирусную инфекцию. И, естественно, для того, чтобы обезопасить и пациентов, и персонал, мы активно используем средства индивидуальной защиты. Понятно, что сегодня они уходят очень быстро. А «Народная аптека» оперативно собрала все, в чем мы нуждались, за что им огромное спасибо», – отмечал главный врач больницы заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Владимир Михайлович Мануйлов..

«Я сама из подмосковного Пушкино, здесь выросла, здесь находится наш офис, и нам очень хотелось помочь именно нашей больнице, – рассказывала генеральный директор сети «Народная аптека» Анна Александровна Согомонян. – Посоветовавшись с администрацией городского округа, мы в кратчайшие сроки собрали то, в чем была необходимость у нашей больницы. Я считаю, что в это трудное время каждый из нас должен хоть чем-то помочь медработникам».

 

С детства Артур Согомонян мечтал добиться чего-то значимого в жизни, создать большую и дружную семью.

О своих детях Артур говорит скромно, но с большой любовью. Сразу видно, что он требовательный отец.

Артур Согомонян:

– Старшая дочь больше любит творчество – играет на фортепиано, выиграла несколько конкурсов по изобразительному искусству. Еще одна дочка и сын профессионально занимаются теннисом и хорошо учатся. Мне нравится, что мои дети, как и я, занимают активную позицию по жизни.

Анне-младшей – 16 лет, Алине – 14, Аршаму (назван в честь деда) – 11 лет. Домочадцы привыкли к «военной дисциплине» главы семьи: всё по расписанию – подъем, отбой.

Артур Аршамович балует своих принцесс Анну и Алину, но, даже если очень хочется, он не задаривает их подарками и вкусностями. Девочки видят, как отец обращается с матерью, и наблюдают их романтичные отношения.

Даже когда сын был совсем крохой, Артур постоянно занимался с ним активными играми, причем оба получали от этого огромное удовольствие. Сейчас своим авторитетом он подает сыну-подростку пример того, как нужно себя вести и к чему стремиться. Отец поощряет, хвалит Аршама за успехи и поддерживает при неудачах.

Артур Аршамович уверен, что необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками, чтобы не подавать плохой пример детям.

Мы спросили его, чего он никогда в жизни не сделает, и получили короткий, но емкий ответ:

– Я никогда не смогу поступить против своих ценностей и убеждений, даже когда понимаю, что это чревато проблемами.

М. и Г. Мирзоян:

– Кто оказал наибольшее влияние на формирование Вашего мировоззрения?

Артур Согомонян:

– В первую очередь это был мой папа, военный летчик по образованию и интуитивный философ, а также Армен Борисович Джигарханян, Абел Гезевич Аганбегян, Никита Павлович Симонян и Наталья Гундарева.

На наш вопрос, что делает его счастливым, Артур Аршамович отвечает:

– В жизни так много счастливых дней и событий, что сложно выделить что-то одно. Самое счастливое время – студенческие годы и поездки со спектаклями с Арменом Борисовичем, Наташей Гундаревой и Валерой Гаркалиным.

Ощущаю себя счастливым, когда рядом дорогие мне, родные по духу люди!

М. и Г. Мирзоян:

– Кто Ваш любимый писатель и почему?

Артур Согомонян:

– Люблю читать мастера короткого жанра Сергея Довлатова, чья проза, одновременно печальная и ироничная, со временем стала классикой и ушла в народ. Мне на всю жизнь запомнилась цитата из его сборника «Чемодан»:

«Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:

– Что, в двух словах, происходит на родине?

Карамзину и двух слов не понадобилось.

– Воруют, – ответил Карамзин».

Постоянно возвращаюсь к трудам философов и историческим романам. Прочитал все книги об истории Армении, переведенные на русский язык.

Артур – ярый любитель футбола, как и его супруга Анна. Глава семьи увлекается горными лыжами и вейксерфингом (более 25 лет) – экстремальными видами спорта, которые помогают снять психологическое напряжение или, наоборот, получить немного адреналина. Увлекается хелискингом – это прыжки с вертолета и катание по нетронутым горным склонам. Сначала вертолет сбрасывает его с друзьями на горную вершину, а затем они самостоятельно спускаются с этой высоты на лыжах. Артур катается на Кавказе и на Камчатке, в Альпах и в горах Америки.

 

 

Артур Согомонян:

– Мы всю жизнь провели за пределами Армении, но своей родиной считаем Армению, дети учат армянский язык. Любим путешествовать, были во многих странах. Больше всего я люблю Америку, эту любовь мне привил Армен Борисович Джигарханян.

 

АРТУР И ПРОИЗВОДСТВО ПОРОЛОНА
 

Свой основной бизнес Артур открыл в 1992 году вместе с братом Арсеном и институтскими друзьями. Бизнес связан с нефтехимической промышленностью: производство поролона для матрасов, мебели, автомобилей и т.д.

 

 

В настоящее время их компания «ФомЛайн» занимает лидирующие позиции по производству эластичного пенополиуретана в Восточной Европе. Большая часть заводов компании находится в России, по одному – в Казахстане, Узбекистане и в Сербии.

Артур Аршамович поделился с нами:

– Брат – выпускник Московского экономического института. В юности он тренировался в ЦСКА у знаменитого вратаря Юрия Пшеничникова, затем у Владимира Дорофеева и Бориса Копейкина. Он подавал большие надежды, но, как и я, предпочел учебу и бизнес. У нас есть футбольная команда ветеранов, куда входят и знаменитые Шмаров, Кузнецов, Кирьяков, ездим, играем. Так вот, на всех ветеранских турнирах моего брата Арсена признают лучшим вратарем.

 

АРТУР И АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН
 

Артур был близким другом народного артиста СССР Армена Борисовича Джигарханяна (1935 – 14.11.2020). Судя по тому, что об Артуре известно и как он высказывается и держится на публике, он уверен в себе и обладает такими нужными качествами в современном мире, как оптимизм и жизнерадостность. Их многолетняя дружба с народным любимцем Арменом Джигарханяном началась в 1995 году и длилась до смерти Великого артиста.

В сложный для Армена Борисовича период Артур Согомонян привлек к себе внимание тем, что не бросил его в беде, доказал, что он реальный настоящий друг. Он помог другу и во время его болезни, и в период скандального расставания с молодой женой.

Из интервью Артура Согомоняна главному редактору русско-армянской независимой газеты «Ноев Ковчег» Григорию Анисоняну (№11, ноябрь 2021 г.):

«Армен Борисович изменил мою жизнь кардинально. Расскажу одну историю, которую я запомнил на всю жизнь. Армен Борисович решил создать свой театр из выпускников своего курса ГИТИСа в 1995 году, я с удовольствием подключился к этой идее. Мы начали искать место для репетиций и спектаклей. Армену Борисовичу понравилось одно помещение, и я его купил: на Кооперативной улице (сейчас там располагается малая сцена театра). На тот момент это был красный уголок, который надо было перестроить под театр. Мы активно включились в работу, я приезжал туда рано утром, до работы, встречался со строителями, вечером вновь возвращался на стройку, оказалось, что практически все пришлось строить с нуля, работы было очень много, так продолжалось около года. Дело шло к открытию театра, уже была назначена дата, вокруг этого события было много ажиотажа, интерес СМИ был очень большим. Но, как это бывает в большом коллективе, начались какие-то интриги, кто-то хотел, чтобы театр открылся, кто-то не хотел. Я был еще молод, неопытен и тоже попал в этот водоворот, вокруг меня ходили какие-то слухи, но я не обращал на это внимания.

Армену Борисовичу на меня часто жаловались, что я многое делаю неправильно и слишком много на себя беру, хотя я все делал искренне и на собственные средства. В один день Армен Борисович сообщил мне, что назначил большое совещание со всеми действующими лицами. Я приехал на него и увидел, что Армен Борисович очень напряжен, мы обсудили несколько вопросов, а в конце он сказал: а сейчас я хочу обсудить то, что делает Артур. Он при всех достаточно жестко и прямо раскритиковал многое, что я делал. Армен Борисович спросил, почему я принимаю решения, не согласовав их с сотрудниками театра. Он был прав, я действительно не знал всех тонкостей театральной сцены. Я вышел с совещания эмоционально раздавленный, мне было очень обидно, ведь я делал все искренне, а в ответ получил жесткую публичную критику. Я уехал и несколько дней не приезжал в театр.

Через некоторое время Армен Борисович позвонил мне и попросил приехать, чтобы поговорить. Я приехал, он сел напротив и сказал: «Артур, я очень переживал, сможешь ли ты правильно меня понять. Ты знаешь, как я к тебе отношусь, – если ты попросишь мой пиджак, я отдам и не спрошу, зачем он тебе нужен. Я действительно считаю тебя своим близким другом, но когда мы делаем серьезное дело, мы должны уметь высказывать все сомнения друг другу в лицо, честно и при всех. И после этого наши отношения не должны никак измениться, это и есть настоящая дружба. Тогда никто уже не сможет вмешаться в наши отношения и что-либо изменить!»

Я понял, что именно такие отношения дорогого стоят. После этого случая уже никто в наши отношения не вмешивался. Если ему кто-то что-то обо мне говорил, он тут же набирал мой номер телефона и при этом человеке задавал вопрос, все сразу решалось на месте…

Меня сильно огорчает, что Армен Борисович последние два-три года жизни провел в очень нервной атмосфере. Я очень корю себя за то, что не смог его от этого уберечь! Вокруг его имени было много сплетен, пересудов, интриг, притом что Армен Борисович категорически не любил пускать журналистов в свою личную жизнь. Он был человеком совсем другого масштаба…

К сожалению, это продолжается даже после его смерти. Так, в интернете пишут, что могила Джигарханяна находится в запустении и т.д., но это все выдумки нечистоплотных журналистов…

Что касается памятника, работы идут в штатном режиме. Мы провели небольшой конкурс, лучшую идею предложил скульптор Ваге Согоян, сын знаменитого скульптора Фрида Согояна, с которым Армен Борисович дружил на протяжении всей своей жизни.

В последние несколько месяцев своей жизни Армен Борисович практически ежедневно вспоминал о трагически ушедшей из жизни дочери, на его столе всегда стоял ее портрет. Он хотел быть похороненным рядом с ней на Ваганьковском кладбище. И у нас не было выбора. Хотя, я считаю, Джигарханян заслуживает места на Новодевичьем кладбище».

В воскресенье, 14 ноября 2021-го, прошла церемония открытия памятника на могиле Армена Джигарханяна на Ваганьковском кладбище, где он похоронен рядом с дочерью Еленой.

Авторы памятника – заслуженные художники России и Армении Ваге и Микаэль Согояны – решили изобразить актера в одной из своих знаменитых ролей. Фигура Джигарханяна облачена в тогу и сандалии и выполнена в сидячем положении в его любимой роли Сократа в спектакле «Беседы с Сократом».

Артур Согомонян:

– Мне очень повезло в жизни – общаться с таким человеком, как Армен Борисович Джигарханян! Конечно, сейчас мне бесконечно его не хватает, но он многому научил меня, и я продолжаю жить по этим правилам.

 

АРТУР И МАРШАЛЫ ПОБЕДЫ
 

В начале февраля 2023-го в ереванском Доме кино состоялась премьера документального фильма «Танкист №1», посвященного жизни и подвигам Героя Советского Союза, основоположника современной теории бронетанковых войск Амазаспа Хачатуровича Бабаджаняна (1906–1977), прошедшего славный путь от пастушонка до главного маршала бронетанковых войск СССР.

 

 

Картина была создана кинокомпанией «Партнер фильм» на военно-технической базе «Мосфильма» с участием военной бронетехники и автомобилей времен Великой Отечественной войны при поддержке фонда «Наследие и Прогресс» (президент фонда академик РАН Армаис Камалов) и Музея Победы на Поклонной горе в Москве.

Премьера фильма «Танкист №1» 25 мая того же 2023-го прошла и в стенах Музея Победы в Москве (Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.).

Режиссеры фильма – Вага Варданян и Олег Массарыгин, продюсеры – Артур Согомонян и Тигран Манасян.

Фильм «Танкист №1» стал четвертым по счету из цикла «Маршалы Победы»: ранее уже были созданы фильмы о маршале авиации С.А. Худякове, адмирале флота Советского Союза (что соответствует сухопутному воинскому званию Маршала Советского Союза) И.С. Исакове, Маршале Советского Союза И.Х. Баграмяне.

Идея создания цикла принадлежит члену попечительского совета фонда «Наследие и Прогресс» Артуру Согомоняну, который решил снять документальные фильмы о пяти известных армянских маршалах.

17 апреля 2022-го в зале «Жуков» Музея Победы состоялся премьерный показ первого фильма «Две судьбы маршала Худякова». Маршал авиации Сергей Александрович Худяков (Арменак Ханферянц; 1901–1950), занимал должности командующего рядом фронтов и армий, заместителя командующего и начальника штаба ВВС Советской армии.

В Музее Победы 8 сентября 2022-го прошла презентация фильма «Адмирал Исаков», посвященного адмиралу флота Советского Союза, Герою Советского Союза, члену-корреспонденту Академии наук СССР Ивану Степановичу Исакову (Ованесу Исаакяну; 1894–1967), первому заместителю наркома Военно-морского флота СССР, начальнику Главного морского штаба.

По случаю 125-летия со дня рождения выдающегося советского полководца, командующего армиями и фронтами Великой Отечественной войны, Маршала Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна (1897–1982) в день его рождения в стенах Музея Победы на Поклонной горе 2 декабря 2022-го состоялась премьера фильма «Искусство побеждать. Маршал Баграмян». Офицер Русской Императорской армии, дважды Герой Советского Союза Иван Баграмян стал последним маршалом среди полководцев Победы.

Планируется выход пятой картины, посвященной маршалу инженерных войск СССР Сергею Христофоровичу Аганову (Оганяну; 1917–1996). Это уникальная, удивительная, но засекреченная личность. Он начал свой путь еще в финскую войну, до Великой Отечественной войны, а закончил Чернобылем, пройдя и Афганистан, и Карибский кризис.

Спонсор и продюсер фильмов Артур Согомонян отметил, что главный посыл всего цикла, посвященного видным советским военачальникам-армянам, – еще больше укрепить связь Армении и России, а также в очередной раз привлечь внимание молодежи к героическому прошлому сынов Армении. «Когда мы обратились к теме армянских маршалов, выяснилось, что все пять наших военачальников были интересными, неординарными личностями. Примечательно, что все они происхождением из Нагорного Карабаха», – говорит наш собеседник Артур Аршамович.

 

АРТУР И ЕГО НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
 

Артур Согомонян – член Генерального совета организации «Деловая Россия», в 2018-м был назначен послом данной организации в Армении. Является сопредседателем попечительского совета Фонда памяти Арно Бабаджаняна. Совместно с заслуженным тренером Советского Союза Никитой Симоняном они создали Фонд поддержки ветеранов спорта СССР.

Артур из тех людей, благодаря которым в Армении реализуются классные идеи и поддерживаются уже существующие инициативы. Одним из его интересных проектов станет фильм, рассказывающий о роли армян в становлении христианства. В киноленту включено интервью с Папой Римским и руководителями нескольких конфессий, которые когда-то сформировались под влиянием армянского народа.

Бизнесмен также анонсировал выход книги об армянских мальчиках, которых забирали османы, чтобы воспитать из них янычар, регулярных пехотинцев вооруженных сил Османской империи в 1385–1826 гг.

 

АРТУР И ЛЕГЕНДЫ АРМЯНСКОГО ФУТБОЛА
 

Для Артура Согомоняна легенда армянского футбола Хорен Оганесян был кумиром детства. К сожалению, Хорен Оганесян оказался человеком неблагодарным…

День рождения – хороший повод, чтобы собрать всех друзей. Хорен скромный по натуре человек, подумал Артур, сам он ничего бы не стал организовывать. Но как приятно в этот день увидеть всех своих друзей. И Артур решил проявить инициативу. Хорен сразу дал добро.

Хорен Оганесян – один из самых харизматичных представителей армянского футбола. Выступая за ереванский «Арарат» с 1975 по 1985 г., прославился как хороший организатор игры, обладающий удивительной техникой. Провел 35 матчей за сборную СССР (1979–1984), забил 7 голов. Бронзовый призер Олимпийских игр (1980); чемпион Европы (1976) среди молодежных команд; обладатель Кубка СССР (1975); серебряный призер весеннего чемпионата СССР (1976). В 1982-м принял участие в чемпионате мира в Испании, став автором красивейшего гола в ворота сборной Бельгии.

28 марта 2015-го в Ереване на Республиканском стадионе состоялся товарищеский матч между бывшими звездами СССР и мира, посвященный 60-летнему юбилею Хорена Оганесяна. Такой подарок решил преподнести ереванцам и юбиляру Артур Согомонян.

Встреча завершилась результативной ничьей – 3:3. Голы у сборной СССР забили Валерий Газзаев, Хорен Оганесян и Игорь Беланов, у звезд мира отметились Жан-Пьер Папен и дважды Иван Саморано.

В состав сборной мира входили: Ринат Дасаев, Станислав Черчесов (оба – Россия), Альдаир, Сержиньо (Бразилия), Дженнардо Гаттузо, Марко Матерацци, Анжело Ди Ливио (все – Италия), Жан-Пьер Папен, Венсан Кандела (Франция), Звонимир Бобан, Дарио Шимич (Хорватия), Иван Саморано (Чили), Христо Стоичков (Болгария), Яри Литманен (Финляндия), Паоло Феррейра (Португалия), Тиджани Бабангида (Нигерия), Фаустино Асприлья (Колумбия). Главным тренером звездной дружины стал Евгений Ловчев. Сборную СССР возглавил Анатолий Бышовец.

Матч носил благотворительный характер, и все собранные средства были направлены в Фонд помощи детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь».

Еще одну встречу легендарных футболистов в Ереване Согомонян организовал по случаю 2800-летия основания Еревана. Вечером 8 июля 2018-го на Республиканском стадионе прошел футбольный товарищеский матч легенд Европы и Латинской Америки: на поле сошлись команды, состоящие из звезд футбола Старого и Нового Света.

На поле вышли известные футболисты: Ривалдо, Батистута, Креспо, Стоичков, Дида, Кафу, Беланов, Бебето, Савиола, Альдаир, Джоркаефф, Дюгарри, Сержиньо, Литманен, Фигу, Гиггз. В составе команды Европы было двое армян: это Роман Березовский и Хорен Оганесян.

Латиноамериканскую команду «тренировал» выдающийся футболист Рональдо, а европейскую – Паоло Мальдини. В итоге сборная Латинской Америки выиграла матч со счетом 5:2. Среди европейских игроков голами отметились Фигу и Джоркаефф, а в латиноамериканской команде забили Габриель Батистута, Хавьер Савиола, Бебето и Розарио (дубль).

Артур Согомонян не в первый раз организовывал подобные мероприятия в Армении. Это он провел 22 апреля 2002-го в Ереване похожее торжество по случаю 75-летия Никиты Павловича Симоняна. На стадионе «Раздан» состоялся большой футбольный праздник в честь прославленного советского футболиста и тренера. На поле вышли футболисты сборной СССР и «Арарата» образца 1973 года.

Как водится в таких встречах, матч закончился боевой ничьей – 5:5. 20.000 любителей футбола в этот день увидели забитые голы в исполнении Ярцева, Заназаняна, Якубика, Погосяна (2), Беланова, Галустяна (2), Бубнова (2). Главный судья матча, прославленный советский арбитр Валерий Бутенко, назначил послематчевые пенальти. Первым к мячу подошел лучший игрок Европы 1986 года Игорь Беланов и «мастерски» послал мяч… на трибуну. Ответный удар сделал сам юбиляр – мяч влетел в ворота сборной СССР.

Благодаря Согомоняну в Ереване в 2003 году состоялось торжество в честь 30-летия победы «Арарата» в чемпионате и Кубке СССР, старшим тренером которого был Никита Симонян, а начальником команды – большой любитель футбола Армен Джигарханян. Никита Симонян – заслуженный мастер спорта СССР (1954), заслуженный тренер России (1968), заслуженный тренер СССР (1970). Симонян является лучшим бомбардиром в истории московского «Спартака», забившим 160 мячей.

В честь 50-летия знаменитого футболиста, бывшего защитника «Арарата» Альберта Саркисяна 13 июля 2013-го на ереванском стадионе «Мика» состоялся товарищеский матч между бывшими футболистами ереванского «Арарата» и сборной СССР. Тренером «Арарата» был Аркадий Андреасян, а СССР – Евгений Ловчев. Встреча завершилась со счетом 5:4 в пользу «Арарата». Все футболисты были одеты в форму с надписью «Альберт 50». Спонсировал матч Артур Аршамович.

 

АРТУР И ЕГО КЛУБ «ПЮНИК»
 

Летом 2017-го Артур Согомонян приобрел футбольный клуб «Пюник». Летом следующего года «Пюник» пробился в квалификационный раунд Лиги Европы, где в первом туре одолел македонский «Вардар» (1:0, 2:0), во втором раунде – казахстанский «Тобол» (1:2, 1:0). Впервые в истории армянского футбола вышли в групповой этап и одержали две победы над именитыми соперниками.

 

 

В декабре 2018-го между клубами «Пюник» и испанским «Леганесом» было заключено соглашение о сотрудничестве. Лучшие дети созданной Согомоняном академии «Пюник» (юных спортсменов более 1735) проходят стажировку в Испании. По результатам сезонов 2017/18 и 2018/19 клуб завоевал путевку в Лигу Европы, где зарегистрировал исторический результат, выйдя в третий раунд квалификации Лиги Европы.

«Пюник» в 2022-м добился наивысших результатов в истории клубного футбола в Армении, а национальный футбол показал худшие результаты в развитии за всю свою тридцатилетнюю историю. Те же плачевные результаты у молодежных сборных на отборочных играх двух последних чемпионатов Европы. Сборная Армении U21 умудрилась проиграть 18 игр из 20 (по 9 в каждом розыгрыше) и опуститься на самое дно европейского рейтинга. На жеребьевке молодежного Евро-2024 Армения оказалась в последней, шестой корзине вместе с Сан-Марино, Гибралтаром и Андоррой. К примеру, Фарерские острова находятся выше в рейтинге и попали в пятую корзину. То есть армяне опустились ниже сборных, состоящих из любителей! Еще хуже обстоят дела с юношескими сборными Армении U19 и U17, проигравшими все свои матчи на последних отборочных играх чемпионатов Европы.

Из интервью Артура Согомоняна корреспонденту Sport24 (13.03.2023):

«За три года управления действующего руководства Федерации футбола Армении (ФФА) прекратили существование и покинули армянский футбол пять клубов высшей лиги. Из-за несогласия с действиями руководства федерации. Причем четыре из них представляли крупные регионы. Ушли также инвесторы и из первой лиги. Главная сборная страны тоже не блещет результатами, проиграв в прошлом году 9:0 Норвегии в гостях и 1:4 и 0:5 Шотландии и Украине на домашней арене. Лидер сборной Армении – Генрих Мхитарян – завершил выступления за сборную Армении. Все понимают, что это связано с людьми, которые сейчас управляют ФФА…

Дилетантство и непрофессионализм руководства ФФА не только не позволяют нам двигаться дальше, но и разрушают весь детско-юношеский футбол в Армении. Чего, к примеру, стоят искусственные поля, которые они строят по всей стране, осваивая деньги ФИФА и УЕФА. На этих полях заниматься футболом противопоказано и даже опасно для здоровья, так как покрытие часто, в нарушение всех норм, кладется на обычный бетон…

На протяжении трех лет я регулярно встречался с руководством федерации – господами Меликбекяном и Никогосяном. Каждый раз, как мне казалось, мы обо всем договаривались, но ни разу ничего так и не было выполнено… Я решил выступить публично, изложить свои аргументы и потребовать отставки руководства ФФА…

Сейчас подрастает прекрасная талантливая молодежь, я это вижу по академии «Пюник». Наши ребята участвуют в международных турнирах, демонстрируют характер, показывают техничный футбол и добиваются хороших результатов. Но отношение федерации к детско-юношескому футболу и принципы формирования сборной Армении перечеркивают всю нашу работу…В заключение хочется подчеркнуть, что меня в Армении многие знают именно по футболу».

20 мая 2023-го в зале торжеств Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви состоялся юбилейный вечер, посвященный 70-летию заслуженного мастера спорта Шаварша Карапетяна – спортсмена-пловца, который при жизни стал легендой. Поздравить Шаварша Карапетяна пришли более 220 гостей. Торжество было организовано Артуром Согомоняном.

Перечислять регалии Карапетяна можно долго: 11-кратный рекордсмен мира, 13-кратный чемпион Европы, 15-кратный обладатель Кубка СССР, 7-кратный чемпион СССР, почетный гражданин Еревана.

Шаварш Карапетян знаменит еще и тем, что для 20 человек дата 16 сентября 1976-го стала вторым днем рождения. В этот день в Ереване он нырнул на огромную глубину за пассажирами утонувшего троллейбуса. На глубине 10 метров при нулевой видимости Карапетян разбил ногами заднее окно троллейбуса и вытащил 46 пассажиров из 92. Двадцать из них удалось вернуть к жизни.

 

Еще семеро Согомонянов. Наши современники
 

 

КЕРОП ДЗАРУКОВИЧ СОГОМОНЯН

 

С 17 марта по 9 апреля 2023-го в Выставочном зале в Денежном переулке Москвы проходила выставка «Живописные грани мастерства», посвященная памяти московского художника Керопа Согомоняна (29.07.1951 – 18.05.2022) и включающая в себя более 50 его живописных и графических работ, многие из которых демонстрировались впервые.

Кероп Согомонян родился в селе Чалтырь Ростовской области. После окончания с отличием в 1971-м Ростовского художественного училища им. Грекова прошел хорошую жизненную закалку: служил в армии, работал на кирпичном заводе, занимался реставрацией памятников архитектуры, масляной живописи, иконописи. По приезде в Москву в 1978 году работал кровельщиком и лишь в 1986-м по настоянию друзей принял участие в 16-й, а затем и в 17-й Молодежных выставках, отбор на которые он блестяще прошел. Активный участник зарубежных выставок: Париж, Тулуза, Женева, Мадрид и др.

 

ВАН МАРТЫНОВИЧ СОГОМОНЯН

 

Художника-философа Вана Согомоняна (род. в 1937 г. в Тбилиси) величают отцом современной национальной керамики. Но сам он называет себя просто скульптором. Живет он и в Армении, и в Германии. Мастерская супругов Вана Согомоняна и Ноны Габриелян находится в центре города Висбаден, где они занимаются любимым делом более 25 лет.

Именно в Германии творческая жизнь Согомоняна изменилась. Теперь живопись маслом стала для него приоритетом: в Германии Вана называют творцом без рамок.

«Для меня важно настроение минуты и, конечно, событие, явление, факт, прочитанная книга, увиденный спектакль, услышанная мелодия и прочие раздражители. Все то, что составляет жизнь, которой я живу. Потому и не признаю никаких догм в искусстве, не говоря уже о том, чтобы свои чувства и мысли последовательно разрабатывать. Это не для меня. Максимум – это очень лаконичная программа, скорее проект, который стараюсь осуществить быстро», – признавался как-то Ван Согомонян.

Результат работы Согомоняна всегда радует глаз. Темпераментный художественный ряд, импульсивность пера, целые стены вместо холстов, детали, тщательно зафиксированные на монументальных с виду работах…

Среди его известнейших трудов – «Крушение Вавилонской башни», «Венеция», «Вавилон XXI века», «Алтарь», «Видение»…

Как правило, Ван Мартынович создает свои картины в Армении, куда супруги приезжают из Германии на лето.

 

ВИКТОР ЭРНЕСТОВИЧ СОГОМОНЯН
 

Виктор Эрнестович Согомонян (род. в 1979 г. в Ереване), филолог, литературовед, журналист. Доктор политических наук, профессор кафедры международной журналистики МГИМО.

Окончил факультет русского языка и литературы Ереванского государственного университета, аспирантуру Института литературы им. Манука Абегяна Национальной академии наук Республики Армения.

Руководитель аппарата, спикер парламента Армении (2003–2004), пресс-секретарь президента Армении (2005–2008). В 2008–2023 гг. – глава канцелярии и помощник экс-президента Республики Армения Роберта Кочаряна.

Автор книг «Пресс-секретарь президента: все о работе пресс-секретаря главы государства» (Москва, изд. АСТ, 2009); «Политика как сюжет. Драматургия современных предвыборных кампаний» (Москва, изд. Альпина ПРО, 2022).

Виктор Согомонян недавно создал общеармянскую информационную платформу AIpha News («Альфа Ньюс»), которая освещает жизнь и проблемы армянства, исключая сплетни и хейтспич (язык вражды, риторика ненависти). В настоящее время AIpha News имеет корреспондентские пункты в Москве, Ереване и Лос-Анджелесе.

 

АННА (АННУК) СОГОМОНЯН
 

Окончила Институт иностранных языков им. Брюсова в Ереване, получив степень магистра психологии, а затем решила, что у нее есть другое призвание, и поступила в Академию художеств в возрасте 27 лет. Анна работает в технике батика (батик: ручная роспись по ткани – шелк, хлопок, шерсть, синтетика, – наносится соответствующая ткани краска), но ее работы не относятся к декоративному искусству. У Анны получаются сложные и глубокие образы.

Аннук: «Я родилась в 1980 году и выросла в маленьком, очень живописном городке Дилижан, где каждый уголок, каждое дерево может стать прекрасной картиной, где в осени можно отыскать десятки оттенков желтого. Возможно, именно поэтому природа и особенно цвет до сих пор играют очень важную роль в моей жизни. И я очень счастлива, что нашла для себя профессию, где можно свободно колдовать и цветом, и линиями».

Аннук не только расписывает платки, но еще и пишет картины. Кистью и красками она выражает свое отношение к миру, к людям и социальным явлениям.

 

АРСЕН СОГОМОНЯН
 

 

 

Арсен Согомонян (род. в 1983 г. в Ереване): «Был такой год, тысяча девятьсот пятнадцатый… Вот в это время семья моего прадеда эмигрировала в Румынию, обосновалась в Бухаресте. В 1946 году они вернулись в Армению, дед получил землю под дом в Ереване, в самом на сегодняшний день престижном месте, известном ереванцам как «Монумент», там стоит памятник Матери Армении в честь Победы в Великой Отечественной войне. В Ереване родилась моя мама, и я впоследствии…»

В 2001 году, в возрасте семнадцати лет, Арсен был признан лучшим на международном конкурсе молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Будучи студентом третьего курса Ереванской государственной консерватории им. Комитаса (класс Рафаэля Акопянца), стал солистом Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна (Ереван), где исполнял партии Жоржа Жермона («Травиата»), Шарплеса («Мадам Баттерфляй») и др. В 2009-м стажировался в Италии.

В том же 2009-м получил приглашение от Московского музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. В «Севильском цирюльнике» Россини, в своем первом спектакле, он пел Фигаро. Исполнял также партии Белькоре («Любовный напиток» Доницетти), князя Елецкого («Пиковая дама» Чайковского), Наполеона («Война и мир» Прокофьева), Таддео («Итальянка в Алжире» Россини). В 2015 году впервые выступил в Большом театре Москвы, спев Жоржа Жермона («Травиата» Верди).

На сцене Московского музыкального театра родился уникальный спектакль – «Отелло». «Мы, армяне, очень ревнивый народ. Задачи, поставленные Шекспиром и режиссером-постановщиком Кончаловским в музыкальном сопровождении Верди, я понял по назначению. Да, национальность играет большую роль», – говорит исполнитель партии Отелло Арсен Согомонян.

Московская сцена станет четвертой, на которой будут «душить» Хиблу Герзмаву. Народная артистка России уже исполняла партию Дездемоны в Париже, Дрездене и Нью-Йорке. Но нынешнюю постановку считает лучшей: «У меня изумительный Отелло! Один из лучших Отелл – Арсен Согомонян. Душит он замечательно! Очень правильно! По-настоящему,

кстати».

 

СОГОМОН АЛЕКСАНДРОВИЧ СОГОМОНЯН
 

Педагог, критик и теоретик литературы. С 1952-го – секретарь Союза писателей Армении, главный редактор журнала «Советская литература и искусство» на армянском языке.

В 1962-м назначается заведующим кафедрой зарубежной литературы в Ереванском государственном русском педагогическом институте им. Валерия Брюсова. В 1966 году успешно защищает докторскую диссертацию, а в 1971-м занимает должность заведующего кафедрой зарубежной литературы в Ереванском государственном университете, где он работал до последних дней своей жизни.

Перу заслуженного деятеля науки Армении профессора С.А. Согомоняна принадлежат монография «Контуры зарубежной литературы» и фундаментальный труд «Армянская советская литература» в трех томах. Он автор предисловий к сочинениям Шиллера, Гете, Гюго и Сервантеса.

 

КСЕНИЯ СОГОМОНЯН

 

Ксения Согомонян родилась 22.05.1995 г. в Ростове-на-Дону в небогатой семье армяно-казачьих кровей. Кроха появилась на свет без левой руки. Родители работали на обувной фабрике, зарабатывали сущие гроши. А тут в обществе инвалидов тренер предложила восьмилетней Ксюше ходить в бассейн на льготных условиях.

Ей никогда ничего не давалось легко, все победы в жизни и спорте она буквально выжимала. Ксения окончила ростовский Южный федеральный университет (ЮФУ), где в настоящее время работает старшим преподавателем в Академии физической культуры и спорта при ЮФУ.

Ксения – мастер спорта по плаванию, участница двух Паралимпийских игр 2012 (Лондон) и 2016 (Рио-де-Жанейро) гг., многократный призер чемпионатов мира и Европы, многократная чемпионка и рекордсменка России, шестикратная чемпионка Всемирных игр по спорту на инвалидных колясках и с ампутированными конечностями (IWAS).

Ее муж тоже паралимпийский спортсмен, тоже пловец, но у него ДЦП (детский церебральный паралич).

«Однажды он сказал моей маме:

«Я рад, что родился таким; если бы был здоровым, Ксюшу бы не встретил». И я рада, что все так сложилось – он совершенно уникальный человек, отец, муж, всё вместе. В семье я по-настоящему счастлива», – говорит Ксения.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МАРИНЫ И ГАМЛЕТА МИРЗОЯН

Значение слова УДИВЛЯТЬ в «Словаре В.И. Даля» (Санкт-Петербург, 1863–1866):

«Удивить кого, дивить, изумлять, заставить дивиться… Удивительный, рождающий удивленье, чудный, странный, необычайный или необычный, чрезвычайный, дивный, изумительный, необыкновенный, исключительный…»

И наконец, «человек, чем-нибудь из ряду вон», то есть очень отличающийся от других, выдающийся.

ИсточникНоев Ковчег
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Развод для незаконопослушных граждан: Мошенники в соцсетях предлагают «левые» права

«Меня просто обманули, потом я понял, что это обман». Таким образом, не подозревая, что информация, распространяемая в одной из социальных сетей, является мошенничеством, гражданин поддался искушению и даже заплатил 600 тысяч драмов.

Похожее