Суббота, 5 октября, 2024

«Золотой абрикос – 2024» был посвящен 100-летним юбилеям Шарля Азнавура и Сергея Параджанова

Читаемое

Недельный праздник мирового кинематографа, который впервые стартовал в Ереване двадцать лет назад под названием «Золотой абрикос», прошел в нынешнем июле под традиционным девизом «Перекресток культур и цивилизаций», что, по мнению директора и художественного руководителя Карена Аветисяна, лишь подчеркивает миссию и задачи международного фестиваля.

«Армения географически и исторически находится на стыке восточной и западной цивилизаций и соответственно имеет тяготение к традициям и той, и другой, – считает он. – Но именно эта мотивация, когда трудно примкнуть к какой-либо системе ценностей, может стать диалогом разных цивилизационных культур и большим преимуществом, причем не для выбора между Востоком и Западом, а для моста между Востоком и Западом с альтернативой лучшего варианта». Как отмечают организаторы, традиционно на конкурс представляются тысячи фильмов из сотен стран мира и даже из Турции, несмотря на непростые региональные и геополитические реалии. «В основном это ленты оппозиционных деятелей, которые сами страдают от эрдогановской цензуры. Многие из кинематографистов, ранее приезжавшие в Армению, сейчас либо сидят в тюрьмах, либо находятся в эмиграции, – говорит Аветисян. – Да и для нашего зрителя эмоциональное восприятие турецкого фильма – вне зависимости от контекста, мнения автора или сюжета – подсознательно имеет сильное негативное отторжение. Поэтому после 2020 года на фестивале не было турецких фильмов, но я уверен, что диалог с антитоталитарной Турцией рано или поздно все равно будет возобновлен».

В юбилейном для фестиваля году на суд зрителей было представлено около ста картин, включая более тридцати игровых и документальных фильмов, четыре программы, ретроспективные показы и несколько сборников короткометражек с охватом географии практически всех континентов, за исключением разве что Антарктиды.

Отличилась и хозяйка фестиваля – не только фильмами, но и сюрпризами. Кроме запланированных встреч, пресс-конференций, выставок и перформансов, в этот раз замена традиционной красной дорожки на авторские ковры дизайнера и художника Давида Кочунца стала полной неожиданностью для присутствующих. Замысел организаторов весьма понятен: поскольку юг Армении и Арцах всегда считались исторически признанными центрами армянского ковроткачества, то эксклюзивные карпеты были призваны еще раз подчеркнуть аутентичные ценности принимающей стороны.

Кстати, в нынешнем году не было даже намека на скандалы прошлых лет, связанные с пропагандой ЛГБТ-культуры (движение признано экстремистским и запрещено в России) и трансгендерства в киноискусстве, когда из программы «Золотого абрикоса» были исключены фильмы, посвященные субкультуре сообществ с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Конечно, радетели западных ценностей не преминули заявить тогда о своей обеспокоенности, а именно влиянии цензуры Союза кинематографистов РА на аннулирование внеконкурсной программы «Армяне: взгляд изнутри и снаружи» и обвинили организаторов в нежелании решать насущные вопросы с правами человека, подвергающегося общественному и социальному давлению за свою сексуальную независимость.

Впрочем, кучка проплаченных феминисток из местных НКО в этот раз все же попыталась спровоцировать скандалы в отношении знаменитого актера театра и кино, двукратного обладателя «Оскара» Кевина Спейси, ложно обвиненного два года назад властями Великобритании в сексуальных домогательствах к мужчинам, но вскоре полностью оправданного лондонским судом присяжных. Одновременно несколько базирующихся в Армении общественных структур раскритиковали не только американскую звезду, но и сам фестиваль, заявив, что приглашение Спейси «словно поощряет через искусство насилие в стране, где эта проблема весьма болезненная». А Американский университет Армении под давлением все тех же «независимых» организаций на западном содержании даже отменил встречу с голливудским актером, забыв при этом, как писала местная пресса, «недавние шестиминутные овации Кевину Спейси после прочтенного им монолога из шекспировского «Тимона Афинского» (внимание!) в Оксфордском университете. Создавалось впечатление, что некими силами изначально было запланировано поднять бурю в стакане воды, а вернее – нестабильности, по любому поводу. Даже в сфере культуры».

Между тем поклонники встретили почетного гостя XXI Международного кинофестиваля «Золотой абрикос» Кевина Спейси бурными аплодисментами, а в преддверии его дня рождения подарили освященное в Армянской Апостольской Церкви серебряное кольцо с орнаментами Киликийской Армении, чем очень растрогали гостя. На прошедшем кинопразднике он не единственный носитель статуса почетного гостя. Приезд иранского режиссера Джахара Панахи стал, по сути, его первым посещением фестивальной площадки после длительного заключения на родине за антиправительственную деятельность. Жюри конкурса полнометражных фильмов возглавил обладатель двух премий «Оскар» американский кинорежиссер, сценарист и продюсер Александр Пейн, известный такими картинами, как «Парк юрского периода III», «Чак и Ларри: Пожарная свадьба», «Оставленные», «Небраска» и т.д. В Ереване мэтр американского кино не только руководил работой жюри, но и представил жителям и гостям Еревана программу из собственных пяти фильмов.

Председателем жюри короткометражных фильмов стал канадский режиссер армянского происхождения Атом Эгоян, чья лента «Семь вуалей» открыла кинофестиваль. Председателем жюри конкурсной программы «Региональная панорама» стал американский режиссер с индийскими корнями Тарсем Сингх, известный армянскому зрителю как автор параджановской эстетики в клипе на песню Леди Гага «911». «Мне очень нравится стиль Сергея Параджанова и Андрея Тарковского. Они имеют на меня большое влияние. Фотографы скажут, что если хочешь постигнуть глубину, то надо обращаться к Тарковскому, а Параджанов делает то, чего фотографы не рекомендовали бы. Он уже знает эту глубину и показывает ее. Он такой, особенный. Я смотрел все его фильмы, когда еще был студентом», – говорит собеседник.

Разговор о Параджанове зашел не случайно, поскольку «Золотой абрикос – 2024» был посвящен 100-летним юбилеям всемирно известного шансонье Шарля Азнавура и знаменитого режиссера Сергея Параджанова, что было отражено в постере фестиваля. И хотя два гения – совершенно не похожие друг на друга личности и артисты, их объединяет жанр кино, в котором оба проявили себя замечательно. По мнению учредителя-президента фестиваля Арутюна Хачатряна, постер, созданный искусствоведом Тиграном Амалбашяном, кстати, тоже работающим в жанре коллажа, органично рифмуется с параджановским искусством коллажа, что символично в плане исторической преемственности.

Закрытие XXI Международного кинофестиваля «Золотой абрикос» ознаменовалось спецпоказом армяно-французской ленты молодого режиссера и продюсера Зары Джян «Я отомщу миру любовью!» о творческом пути Параджанова. Съемки проходили в Армении, Сербии, Латвии и Германии. Фильм частично построен на отрывках из киноработ Мастера, но оригинальным его делают известные деятели культуры, друзья и коллеги Параджанова, выступившие в роли героев фильма – Атом Эгоян, Тарсем Сингх, Эмир Кустурица, Джоэл Капро, Али Хамраев, Лора Гуэрра, Левон Абрамян, Артавазд Пелешян, каждый из которых вспоминает о своей встрече с Параджановым и личном общении с ним.

Фильм начинается с решения режиссера покинуть страну из-за драматических событий, а потом вернуться на родину, в Армению, в поисках мотивировок и смысла продолжения жизни. Музей Параджанова становится для нее местом вдохновения. В ленте не раз озвучивались критические представления и оценка героями происходящих ныне трагических событий в мире, что вполне укладывается в логику Национального киноцентра, МОНКС РА, CNC, «Cine плюс», оказавших поддержку при съемках картины. И все же, по мнению зрителей, пересказывать содержание фильма, даже интересного, дело неблагодарное. Его надо посмотреть самому, чтобы открыть для себя нечто новое о творчестве и жизни нашего знаменитого соотечественника.

Итогом фестиваля стало вручение наград. Гран-при получила картина «Евангелие от Чиретты» режиссера Каролине фон дер Танн. «Серебряного абрикоса» удостоился фильм «Странный путь» Гуту Паренти, а специальное упоминание жюри было обращено к картине «Одиночество» режиссера Нинны Палмадоттир. В категории «Региональная панорама» победили фильмы «Мы внутри» Фараха Кассема, «Моя украденная планета» Фарахназа Шарифи, «Жили-были» Эмили Мкртчян. В номинации короткометражных фильмов награды завоевали фильмы «Дом» Гранта Варжапетяна и «Корень» Анны Мкртумян.

Особая тема – фильмы о войне. Программа «Ереванские премьеры» стартовала с показа армянского документального фильма Шогакат Варданян «1489», удостоившегося наибольшего внимания как кинозрителей, так и кинематографистов. Режиссерский дебют Шогакат Варданян вылился в экранизацию ее личной истории и посвящен памяти брата, погибшего в дни Арцахской

войны 2020 года. Не случайно Карен Аветисян на вопрос, какой фестивальный фильм стоит посмотреть, советовал именно этот.

Отдельный приз от коньячного завода «Арарат» – символичный именной коньяк «Арарат» с упоминанием на этикетке имен Азнавура и режиссера – был вручен режиссеру и исполнителю главной роли Атому Эгояну за фестивальный фильм «Арарат», посвященный 100-летию великого шансонье Шарля Азнавура. К сожалению, в разножанровой палитре «Золотого абрикоса» не были представлены российские фильмы, кроме российско-аргентинской драмы режиссеров Анны Тюриной и Матиаса Мусы «Невада». Неучастие российских селебрити организаторы обтекаемо обходили стороной, хотя еще несколько лет назад в рамках одного из самых престижных кинофестивалей региона обязательно проводились Дни русского кино с показом фильмов российских режиссеров, в том числе таких знаменитостей, как Станислав Говорухин и Сергей Соловьев (фильм «Одноклассники») или Карен Шахназаров («Палата номер шесть»).

В разные годы «Золотой абрикос» в Ереване посещали всемирно известные кинодеятели, среди которых писатель и сценарист Тонино Гуэрра, актрисы Клаудия Кардинале, Фанни Ардан, Настасья Кински, Орнелла Мути, Такеши Китано, а в 2010 году ереванский кинофестиваль удостоился главной премии Международного союза кино, телевидения и спорта Ficts Plate D,honneur. В этом году в фестивале приняли участие кинематографисты из Швеции, Италии, Дании, Финляндии, Франции, Португалии, Исландии, Словакии, Германии, Бразилии, Индии, Италии, Литвы, Непала.

По словам Карена Аветисяна, сегодня даже при участии оскароносных звезд первой величины он стал менее масштабным, но не камерным, а более сокровенным. «В настоящее время мы не имеем тех бюджетов, которые есть у больших фестивалей. Но зато в рамках малого бюджета создается особая атмосфера, где больше живого контакта и общения, – считает собеседник. – Такое нечасто встречается на больших фестивалях, потому что они, как правило, протокольные и официозно-строгие. У нас же более свободное, теплое и непосредственное общение, что создает свою неповторимую изюминку, весьма важную для каждого из нас». Остается надеяться, что изюминка сохранится и в последующие годы, желательно с улучшенным финансированием. Ведь Международный кинофестиваль «Золотой абрикос», который проводится в Ереване с 2004 года, считается не только одним из самых престижных в регионе, но и визитной карточкой культурной истории армянской столицы.

 

Наталья Оганова

ИсточникНоев Ковчег
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Депутат: Пока между Ереваном и Баку нет мирного договора, риски возобновления военных действий будут всегда

Пока между Ереваном и Баку нет мирного договора, риски возобновления военных действий будут всегда.

Похожее