Арутюн Кивирян может стать вторым этническим армянином, побывавшим в космосе. К этой цели он шел долгие годы, освоив специальности инженера-ракетостроителя, оператора корабельных ракет. При этом он «не побрезговал» пойти в техникум и выучиться на рабочего, пишет Sputnik-Армения.
Нужно работать долгие годы, чтобы уметь решать задачи на лету – причем не только в переносном, но и в самом прямом смысле. Работать над собой — единственный способ попасть в космонавты и пройти строгий отбор. Об этом рассказал на встрече с журналистами и школьниками в Российском центре науки и культуры «Русский дом» в Ереване Арутюн Кивирян, который в апреле 2022 года был зачислен в состав российского отряда космонавтов из числа 2200 претендентов.
Образования летчика у него нет: в космос он пришел из инженерии, но требования по физподготовке для него были те же, что и для остальных — перегрузки, невесомость, навыки водолаза на случай, если спускаемый аппарат совершит посадку на воду.
Приходилось осваивать и прыжки с парашютом, во время которых нужно было буквально на лету решать различные задачи. Например, определить время на разбитом экране часов, или опознать перевернутое изображение. Ответы нужно было без секунды промедления наговаривать в диктофон, вмонтированный в скафандр.
«Понимаю, что спросите дальше – когда полет? На этот вопрос ответ дает межведомственная комиссия. Ориентировочно это произойдет в 2026-28 годах. Что касается должности в экипаже, то тех, кто летит впервые, обычно назначают не пилотом, а бортинженером», — добавил Кивирян.
Инженерная выучка у Арутюна безупречная: в 2015 году он окончил Балтийский государственный технический университет «Военмех» по специальности «ракетостроение», а дипломный проект защитил на «отлично». В годы учебы на военной кафедре проходил обучение по эксплуатации корабельных комплексов крылатых ракет. Наконец, в 2019 году, уже выпускником вуза, пошел учиться в техникум имени Сергея Королева, освоив работу на станках с программным управлением.
«Главное – у меня была не просто мечта, она превратилась в цель, и я понимал, что идти к ней нужно долго, постепенно. Теперь моя мечта — выйти в открытый космос, поработать на научном оборудовании за бортом станции», — добавил он.
Сейчас в России разрабатывается программа по освоению «глубокого космоса», поэтому, возможно, космонавтам его набора выпадет полететь на Луну. Но загадывать не нужно, повторяет космонавт.
Что можно сказать с большой уверенностью – так это то, что из космоса, возможно, впервые зазвучит армянская речь. Несколько лет назад, когда в космос полетел Федор Юрчихин-Грамматикопуло, на одном из сеансов связи с Землей он услышал в трубке голос мамы: «Феодоре, это ты?» и ответил ей на греческом: «Да, мама, это я, Феодорон». На вопрос, хотел бы Арутюн сделать «космическим» языком и армянский он ответил: «Конечно, рабочие языки на станции –это русский и английский. Но для связи с родными ограничений с точки зрения языка нет. Можно на любом языке, который близок. А на армянском я стараюсь постоянно говорить, когда приезжаю домой к родителям».
Армянский язык у него особый – амшенский. Это западноармянский диалект, который очень сильно отличается от литературного армянского — и западного, и тем более восточного. На нем говорят армяне из южного Причерноморья, многие из которых сейчас живут в Абхазии, Кранодарском крае и Адыгее (откуда родом и сам Кивирян).
Теперь он решил устроить себе еще одно испытание.
«Литературный я тоже стараюсь изучать, чтобы читать книги. Мне это интересно, и думаю, я с этим справлюсь», — говорит Арутюн.
Добавим, при возможности будущий космонавт готов к сотрудничеству с армянскими учеными и инженерами, если Армения и Россия согласуют между собой программу космических исследований.
Напомним, первым этническим армянином, побывавшим в космосе, был американский астронавт Джеймс Багиан (дважды, в 1989 и 1991 годах).