Журналисты Армении продолжает серию интервью со специалистами в области международного права, правозащитниками и экспертами по вопросам защиты прав человека, чтобы понять, что должно быть сделано и какие механизмы существуют для незаконно удерживаемых в Баку как минимум 23-х армянских заключённых (по неофициальным данным, пленных больше), чтобы защитить права военно-политического руководства Арцаха, предотвратить пытки в их отношении и обеспечить их возвращение.
На этот раз мы поговорили с Арпи Аветисян – юристом-международником по правам человека, специализирующимся на стратегических исках.
Г-жа Аветисян, вы занимались вопросами защиты прав человека во многих странах по всему миру. Сейчас у нас более двух десятков граждан, которые продолжают незаконно удерживаться Азербайджаном в бакинских тюрьмах. В июне из апелляции, поданной юридической группой известного бизнесмена и филантропа Рубена Варданяна Специальному докладчику ООН по вопросу о пытках, мы узнали, что он подвергался пыткам. Наверняка, другие армянские заключённые также подвергаются пыткам и жестокому обращению. Насколько знаем, у Вас есть опыт работы со специальными докладчиками ООН. В этой ситуации какие шаги нужно предпринять, чтобы хотя бы предотвратить пытки наших соотечественников, удерживаемых в бакинских тюрьмах, и обеспечить их возвращение? Неужели сегодня международное право бессильно перед лицом авторитарных стран?
Срочная апелляция Специальному докладчику ООН по вопросу пыток должна рассматриваться как часть целостного подхода к тому, чтобы обеспечить предотвращение пыток и жестокого обращения в будущем. Очень важно, что юридическая группа Рубена Варданяна подала апелляцию и обратилась к спецдокладчику ООН. Это послужит дополнительным доказательством в делах, находящихся на рассмотрении Европейского суда по правам человека в Страсбурге, и должно быть представлено в рамках информационно-пропагандистской работы с Советом Европы и институтами Европейского Союза. Я работаю по стратегическим искам уже почти два десятилетия, и, по моему опыту, именно сочетание юридических и политических усилий с повышением осведомленности приводит к изменениям.
Эта срочная апелляция и вовлечение Специального докладчика ООН должно послать властям Азербайджана еще один сигнал о том, что они находятся под пристальным вниманием. Использование международного права для получения возмещения может оказаться длительным процессом. Легко сдаться, особенно перед лицом вопиющих нарушений прав человека в авторитарных странах, таких как Азербайджан. Тяжелая ситуация очень хорошо задокументирована, что подтверждает, как государство избавляется от любых независимых голосов. Мы видели так много арестов и приговоров независимым журналистам, активистам гражданского общества и адвокатам по правам человека, представляющим жертв нарушений прав человека. Все эти преследования основаны на сфабрикованных обвинениях, и многие дела подтверждают это в Европейском суде по правам человека и договорных органах ООН.
В этих обстоятельствах положение этнических армян, которые в настоящее время удерживаются в Баку, — армянских политических заключенных, незаконно арестованных и содержащихся в бакинской тюрьме, — вызывает еще большую тревогу, особенно в свете поддерживаемой государством армянофобии. Однако необходимо использовать все возможности для того, чтобы продолжать привлекать внимание к положению политических заключенных, находящихся сейчас в Баку. Немного больше информации о ситуации Рубена Варданяна в связи со срочной апелляцией, поданной Специальному докладчику ООН. К сожалению, весьма вероятно, что и с другими людьми обращаются бесчеловечно. Апелляции, подобные той, которая была подана Специальному докладчику ООН по вопросу о пытках, являются еще одним элементом мозаики более широких правовых и политических процессов. Чтобы сделать эти усилия более эффективными, было бы лучше всего обеспечить координацию между гражданским обществом и правительством Армении, а также со всеми другими дипломатическими усилиями и членами международного сообщества.
Азербайджан пригласил Армению принять участие в конференции COP29, которая пройдет в Баку в ноябре. В прессе появились мнения, что даже если Армения и согласится на участие, то только при условии освобождения всех 23 удерживаемых там пленных и заложников. Как вы оцениваете такую возможность, особенно учитывая, что недавно Россия, США и ряд других стран начали процесс обмена пленными?
Что касается конференции COP29, которая пройдет в Баку в ноябре, и особенно если говорить о скоординированных и целенаправленных усилиях, я думаю, что COP29 представляет собой важный форум и возможность, которые должны быть использованы всеми возможными участниками. У государств-участников и институтов есть большая роль — поддержать освобождение армянских заключенных. Мы определённо должны воспользоваться этой возможностью. «Мы» относится к правительству Армении, организациям гражданского общества, международным юристам-правозащитникам, возможно, к диаспоре — мы должны принять все возможные меры, чтобы этот вопрос был в повестке дня и подталкивался к реализации.
Несколько месяцев назад, например, Европейский парламент принял резолюцию, в которой подчеркнул, что масштабы нарушений прав человека в Азербайджане несовместимы с целями COP29, и указал, что Азербайджану нельзя разрешить провести эту Конференцию. Я думаю, что это очень показательно, и мы должны использовать эту возможность, в особенности тот факт, что Азербайджан называет COP29 «COP мира»: проведение этой конференции должно быть поставлено в зависимость от освобождения армянских заключенных. Мы должны призвать Азербайджан гарантировать, что «СОР мира» соответствует своему истинному смыслу. Опять же, важно, чтобы все возможные участники подняли этот вопрос и использовали все возможные средства, включая армянские организации гражданского общества, а также международные правозащитные организации, чьи взгляды в настоящее время прикованы к COP29.Иначе это будет упущенная возможность.
Одно из требований Азербайджана заключается в том, чтобы Армения отозвала иски, поданные против Азербайджана в международные суды. Какие последствия это может иметь для Армении?
Короткий ответ: это неприемлемо. Мы видели, что политические переговоры не оказались эффективными, и у нас также есть много примеров в прошлом, когда Азербайджан не следовал и не выполнял никаких обязательств по соглашениям. Даже при наличии чётких соглашений, Азербайджан продолжал нарушать международное гуманитарное право и права человека. Без этих законных средств и ответственности Азербайджан будет чувствовать, что ему позволено продолжать делать все, что захочет.
В процессе текущих исков и переговоров мы видели, что Азербайджан отвергает любую ответственность за любые правонарушения или акты агрессии. Он отвергает любые совершенные им военные преступления. Он даже напал на суверенную территорию Республики Армения. Эти международные судебные иски очень важны. Они являются важным средством привлечения Азербайджана к ответственности и средством возмещения ущерба многим тысячам жертв действий Азербайджана: от войны 2020 года до десятимесячной блокады в Арцахе и последующего нападения на армянское население в Арцахе, где Азербайджан фактически избавился от армянского населения и в настоящее время стирает любые следы армянского присутствия и наследия.
Эти инциденты — акты агрессии и нападения — привели ко многим серьезным нарушениям прав человека: убийствам, пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, например, на протяжении длительных периодов страданий в условиях блокады, включая нехватку продовольствия, медикаментов, газа и электричества. Сейчас мы являемся свидетелями продолжающегося разрушения армянского культурного наследия. Мы даже видим разрушение армянских могил. Список можно продолжать и продолжать. Очень важно продолжить рассмотрение дел и привлечь Азербайджан к ответственности за все эти действия.
Отзыв исков будет означать, что у Азербайджана нет никаких обязательств перед Арменией как государством (поскольку мы рассматриваем межгосударственные жалобы и иски), но это также будет означать, что правительство Армении оставит своих граждан без защиты, так как многие частные случаи являются частью межгосударственных исков. Таким образом, прекращение рассмотрения хотя бы одного дела оставляет целый сегмент населения без правосудия и возмещения ущерба. Учитывая процессуальные требования, эти лица больше не смогут подавать свои дела в европейские суды или договорные органы ООН и останутся без эффективных средств правовой защиты или без какой-либо правовой защиты.
Требование Азербайджана отозвать иски ясно показывает, что он боится последствий. Если Азербайджан считает, что никаких нарушений не было, что он следовал международному гуманитарному праву и соблюдал права человека, зачем ему настаивать на отзыве исков? В некотором смысле это напоминает сценарий многих случаев домашнего насилия. На данный момент это хорошо задокументировано, например, Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW) и Европейским судом по правам человека. В случаях, когда жертвы домашнего насилия жалуются на насилие, впоследствии абьюзер, агрессор вынуждает их отказаться от жалобы. Суды пришли к заключению, что это лишь подтверждает вину агрессора, а CEDAW и Европейский суд постановили, что даже несмотря на отзыв исков, дела должны продолжаться, поскольку агрессия уже задокументирована, и это должно служить средством предотвращения подобных действий в будущем. Дела против Азербайджана должны продолжаться не только для того, чтобы привлечь Азербайджан за его прошлые правонарушения, но и для предотвращения повторения подобных нарушений в будущем.
И наш традиционный вопрос: возможен ли настоящий мир или какой-либо мирный договор, если одна страна продолжает удерживать граждан другой страны в качестве пленников или заложников?
Конечно, это невозможно. Если Азербайджан хочет мира, он должен освободить всех армянских пленных, проявив добрую волю и благие намерения, тем более что эти заключенные содержатся в условиях, нарушающих основные права человека. Они подвергались пыткам, и у них нет никаких перспектив на надлежащую правовую процедуру, поскольку в Азербайджане нет независимой судебной власти. Как обычно в делах о нарушениях прав человека Азербайджан отвечает: «Да, все хорошо, ни с кем не обращаются плохо». Это всего лишь образ, который они пытаются представить. Однако, если мы говорим о реальном мире, и если мы вступаем в переговоры, освобождение армянских пленных должно быть условием приоритетной важности и необходимости.