Создание общего рынка газа ЕАЭС может быть сдвинуто на 2030 год или на неопределенный срок.
Об этом в эксклюзивном интервью DW рассказал министр энергетики и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арзыбек Кожошев.
Идею единых рынков электроэнергии, газа и нефти страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обсуждают уже на протяжении последних 7-8 лет. Она заключается в упорядочении взаимных поставок, устранении внутренних барьеров, улучшении обмена электроэнергией и повышении эффективности использования ресурсов. Однако путь к этой цели оказался сложнее, чем предполагалось. Изначально планировалось объединить рынки в 2025 году, но в июне этого года стало известно, что запуск отложен на два года — до 2027-го. Теперь же выясняется, что для общего рынка газа дата старта будет не ранее 2030 года. В чем сложности этого проекта участников евразийской интеграции?
Каждое из государств, входящих в ЕАЭС — Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан — имеет в электроэнергетике свои проблемы: от устаревшей инфраструктуры до различных тарифных подходов и неравномерного доступа к электроэнергии. Единый рынок предполагает решение этих вопросов.
министр энергетики и инфраструктуры ЕЭК — постоянно действующего наднационального органа ЕАЭС — Арзыбек Кожошев заявил, что объединение рынков электроэнергии поддержано всеми главами государств ЕАЭС и будет реализовано к 1 января 2027 года. «Сейчас остаются две ключевые задачи: формирование правовой базы рынка и создание технологической основы. В части правовой базы нужно доработать и согласовать формы договора о присоединении участников. Мы посчитали, что это займет примерно год-полтора», — пояснил Кожошев.
Однако, по мнению эксперта по регулированию естественных монополий Асхата Жапсарбая, готовность стран ЕАЭС к объединению рынков электроэнергии под сомнением. Для начала необходимо модернизировать устаревшую инфраструктуру и развить конкуренцию на рынках электроэнергии. На это потребуется примерно 10-12 лет, заявил эксперт.
«До 2027 года мы не добьемся значительных успехов. Будут какие-то улучшения, но этого недостаточно. Некоторые казахстанские компании могут пострадать, так как Казахстан будет потреблять российскую электроэнергию — а это означает, что конкуренция вынудит их вложить огромные инвестиции в инфраструктуру, что неизбежно приведет к росту тарифов для потребителей. Что касается тарифов, это один из основных аргументов, почему перенесли внедрение единого рынка. Россия вложила большие средства в электроэнергетическую инфраструктуру. При старте общего рынка Россия будет более подготовлена», — отметил Асхат Жапсарбай.
Эксперт добавил, что резкий рост тарифов болезненно отразится на потребителях. Так, в Казахстане стоимость электроэнергии за год поднимали уже несколько раз. По официальным данным, за год она увеличилась на 22,9%. Власти утверждают, что это вынужденная мера, связанная с износом источников генерации и необходимостью модернизации электростанций.
Перспективы создания единого газового рынка выглядят еще менее оптимистично. В пятерке стран-участниц ЕАЭС Армения, Беларусь и Кыргызстан покупают газ, а Россия и Казахстан добывают и продают его. Главный барьер для создания единого рынка — вопросы ценообразования.
Должно ли ценообразование быть единым для всех стран? Нужно ли пересматривать двусторонние договоры на газовые поставки? Россия и Казахстан выступают против единого ценообразования, считая, что могут устанавливать разные тарифы для своих потребителей и партнеров по ЕАЭС. Страны-участницы, которые покупают газ, настаивают на единых принципах ценообразования для обеспечения конкурентоспособности. Также возникает вопрос о действии двусторонних договоров: Россия и Казахстан считают, что эти соглашения должны оставаться в силе, тогда как Армения предлагает объявить их недействительными.
Министр энергетики и инфраструктуры ЕЭК признал, что помимо различных налоговых особенностей и наличия субсидий, стоимость «голубого топлива» действительно вызывает наибольшее количество вопросов. «Та цена, которая сегодня есть в двусторонних соглашениях, устраивает все страны, поэтому от них не будут отказываться. Скачки цен на газ показали, что лучше иметь в руках синицу, чем журавля в небе. Переход к рыночной системе — это совершенно другие рельсы. А какая страна сейчас захочет по рыночным ценам покупать? В среднем на рынке газ стоит около 300 долларов. Это очень высокие цены для наших стран-партнеров», — заявил Кожошев.
Аналитик нефтегазового рынка Михаил Крутихин не верит в возможность создания единого газового рынка в обозримом будущем. Он считает эту идею практически невыполнимой из-за отсутствия свободного рынка газа в России и разницы в подходах к регулированию отрасли в странах-участницах евразийского объединения. Кроме того, у Казахстана есть контрактные обязательства перед Китаем на поставку газа, а внутреннее потребление растет. По мнению аналитика, эти факторы ограничивают экспорт казахстанского газа в другие страны ЕАЭС.
«У меня есть сомнения по поводу объединения рынков газа. В России не существует рынка газа, тарифы регулируются государством. Объединять такие разные экономические уклады (Россию и Казахстан — ред.) – это гигантская проблема, которую в ближайшее время не решат», – подытожил Крутихин.
Что касается реальных сроков объединения нефтегазового рынка, министр энергетики и инфраструктуры ЕЭК предположил, что создание общего рынка газа может быть сдвинуто на 2030 год или на неопределенный срок. В любом случае, вопрос о создании нефтегазового рынка главы государств ЕАЭС поднимут на предстоящей встрече в декабре, уверен Арзыбек Кожошев.