Вторник, 3 декабря, 2024

Семь стульев Пашиняна

Читаемое

После «бархатной революции» весной 2018 года нынешние власти Армении взяли на вооружение и принялись усердно претворять в жизнь с переменным успехом так называемую диверсификацию внешнеполитического курса. Одним из своих компонентов, помимо поиска новых партнёров в сфере безопасности и обеспечении собственной обороноспособности, она включает рассредоточение торгово-экономических связей.

По итогам поражения в 44-дневной войне в Карабахе осенью 2020 года «диверсификация» стала отчётливо принимать вид дистанцирования Армении от России. Руководство закавказской республики объясняет это «неэффективностью» военно-политического союза с РФ и региональной системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве — ОДКБ.

Как результат, правительство Никола Пашиняна до сих пор пытается усидеть сразу на нескольких условных стульях в рамках провозглашённой им «диверсификации». По нашим подсчётам, к сегодняшнему дню таких «сидений» у Еревана накопилось примерно семь.

Москва армянским стульям не верит

Россия остаётся союзником Армении в сфере безопасности и крупнейшим торгово-экономическим партнёром республики на фоне изрядно испорченных в последние годы двусторонних отношений. Пашинян крепко обиделся на Москву в связи с недостаточной, как утверждает армянское руководство, российской поддержкой в 44-дневной войне и досрочно свёрнутой миротворческой миссией в Нагорном Карабахе. Обиды только увеличились после серии вторжений азербайджанских войск в приграничные районы Армении (2021−2022 гг.), а также полного исхода армян из Карабаха в сентябре 2023 года.

Пиком выражения публичного недовольства Москвой и манифестацией решимости следовать путём «диверсифицирования» стало выступление Пашиняна 17 октября прошлого года в Европарламенте. С его трибуны армянский премьер поведал о том, что «демократия в Армении продолжала и продолжает получать мощные удары, которые действуют по почти точно повторяющейся формуле: внешняя агрессия, затем бездействие союзников Армении в сфере безопасности, затем попытки использовать военную или гуманитарную ситуацию, или внешнюю угрозу безопасности для подрыва демократии и суверенитета Армении, которые выражаются в провоцировании внутренней нестабильности с помощью применения гибридных технологий, направляемых внешними силами». По его словам, «в то время, когда сотни тысяч армян бежали из Нагорного Карабаха в Республику Армения, наши союзники в сфере безопасности не только не помогали нам, но и выступали с публичными призывами к смене власти, к свержению демократической власти в Армении».

За прошедший год тон в отношении России всё же изменился. Уже в конце лета этого года (во время очередного общения Пашиняна с представителями армянских СМИ 31 августа) глава правительства указал, что «разговаривать с Россией в оскорбительном тоне или с иронией абсолютно недопустимо». Далее последовали его рабочие визиты в РФ — сначала 7—8 октября на заседание Совета глав государств СНГ, затем 24 октября на саммит БРИКС+ в Казани.

Одна из причин армянской «диверсификации», с нашей точки зрения, кроется в неверном расчёте властей республики относительно надвигающегося «стратегического поражения» России в её геополитическом противостоянии с Западом в связи со специальной военной операцией на Украине. Проще говоря, Пашинян не сразу после начала СВО, но всё же сделал основную внешнеполитическую ставку на указанное «стратегическое поражение» РФ, слухи о котором на Западе и среди его партнёров в различных уголках мира оказались сильно преувеличенными. Теперь Армении из этой ситуации надо как-то выходить, сохраняя лицо как в отношениях с Россией, так и с новоиспечёнными евроатлантическими партнёрами республики. В результате российский стул, с которого Пашинян было решил пересаживаться, сохраняет не только свою важность, но и во многом незаменимость для Еревана.

Самоопределение по-американски

Армению к Соединённым Штатам после обретения республикой независимости в начале 1990-х годов тянуло всегда. В армянской внешнеполитической действительности прежде это называлось «комплементаризмом», теперь — «диверсификацией». Суть остаётся принципиально той же: Ереван стремится не складывать все яйца (абрикосы) в одну корзину.

Однако линии разграничения между Россией и Западом после февраля 2022 года приняли несравненно более конфронтационный характер, чем это можно было наблюдать ещё в середине «нулевых» и тем более в конце 1990-х. Ситуация за пределами Южного Кавказа требовала от Армении крайне некомфортного для неё внешнеполитического определения по принципу «или с нами, или с ними». И к этому выбору её в публичном плане ненавязчиво, но на самом деле весьма настойчиво подталкивали именно из Вашингтона.

С ним у Еревана в последние годы наладился так называемый стратегический диалог, который армянское руководство ранее предложило поднять до уровня стратегического партнёрства. США объективно не могут, хотя бы в силу своей географической отдалённости, стать «заменителем» России для Армении. Ни в военно-политическом, ни тем более в торгово-экономическом измерениях. Текущий товарооборот Армении и России почти в сорок раз превышает аналогичный армяно-американский показатель, а оружейная «переориентация» республики на натовские образцы при плотной поддержке со стороны США на соответствующих площадках даётся Еревану с большим трудом.

Ведущая сила Североатлантического альянса, о вступлении в который Армения пока вопрос не ставит на фоне её «замороженного» членства в ОДКБ, важна республике в качестве одного из стульев не только в силу общей геополитической нестабильности в мире. В США находится самая влиятельная армянская община за рубежом. Отношения правительства Пашиняна с армянской диаспорой в целом и её «головным подразделением» в Северной Америке в частности оставляют желать лучшего. Диаспора восприняла потерю Карабаха и очередную попытку нормализации армяно-турецких отношений после 44-дневной войны крайне болезненно. Но оставлять Армению в одиночестве армянские лоббистские структуры в США не намерены. Перед ними открываются новые перспективы с учётом возвращения в Белый дом Дональда Трампа, в окружении которого, как отмечают ведущие армянские американисты, есть проармянские деятели.

Европа подкинет, Франция не покинет

Европа многое дала Армении, но ещё больше обещала. В Брюсселе 5 апреля 2024 года прошла, по убеждению властей республики, беспрецедентная по своей важности встреча Никола Пашиняна с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и госсекретарём США Энтони Блинкеном. По её итогам Еревану было обещано со стороны ЕС и США соответственно 270 млн евро и 65 млн долларов в течение следующих четырёх лет. Деньги выделяются на проведение демократических и экономических реформ в Армении. В сухом остатке и по сути — на всю ту же «диверсификацию», которая в представлении европейцев и американцев требует от их закавказского партнёра держаться на приличной дистанции от России.

Ереван возвестил о «диверсификации», Евросоюз принялся закладывать под неё определённую базу. С 20 февраля 2023 года на территории Армении, в приграничных с Азербайджаном районах страны, развёрнута наблюдательная миссия ЕС (EUMA). Появление европейских наблюдателей в Армении — прямое следствие вышеупомянутой обиды властей республики на союзников по ОДКБ.

В сентябре текущего года Ереван и Брюссель дали старт переговорам о либерализации визового режима. От официальных лиц Армении исходит поток оптимизма относительно поднятых в последние годы до «беспрецедентного» уровня отношений с ЕС.

Но Европа как была, так и остаётся разобщённой. К этому совсем недавно, по итогам выборов в США 5 ноября, добавился нескрываемый европейцами испуг остаться один на один с Россией. На таком фоне постигшей ЕС боязни за своё будущее Армении важно найти конкретного актора в ЕС, на которого ей можно опереться — Франция.

С крупнейшим государством Западной Европы закавказская республика наладила плотный политический диалог, стала закупать у него оружие и выстраивать тесные связи по линии военных ведомств. Никол Пашинян частый гость в Париже, президент Эммануэль Макрон считает его своим другом. Нынешний хозяин Елисейского дворца ещё в декабре 2021 года объявил, что Франция ни при каких условиях не оставит Армению в одиночестве с её проблемами в сфере безопасности.

Французский стул важен Еревану по многим причинам. Париж фактически взял на себя миссию «опекунства» Еревана на европейских площадках, в то время как уходящая американская администрация Джо Байдена оказывала Армении соответствующие услуги в евроатлантическом клубе в целом. Байден остаётся в прошлом, грядёт Трамп, а с ним и обостряются европейские фобии в отношении России. Пашиняну надо как-то и на чём-то усидеть в такой общей геополитической неопределённости. Ставка на «стратегическое поражение» России представляется всё больше проигрышной. Впору диверсифицировать сами стулья и найти новые точки опоры на других направлениях.

Индийские гаубицы в армянских горах

Индия — сверхновый партнёр Армении на международной арене. При этом двусторонние отношения с южноазиатским гигантом демонстрируют высокие темпы взаимного сближения. Армения стала крупнейшим в мире иностранным покупателем продукции военного назначения индийского производства. Что важно для Нью-Дели, его партнёр в Закавказье стал первым на сегодня заказчиком ряда оборонительных и ударных систем с маркировкой «Made in India».

Армяно-индийские отношения не ограничиваются лишь одним «оружейным романом». Традиционный геополитический конкурент Китая и противник Пакистана пытается проецировать свою растущую экономическую мощь из Южной Азии на Южный Кавказ. Под эту цель подводится транспортный проект: перевозка товаров из стран Персидского залива и Индии в ЕС и ЕАЭС (грузы из индийского порта Мумбаи будут доставляться в порт Чабахар (юго-восток Ирана), далее по суше в Армению и затем в Грузию, оттуда в порты Болгарии или Греции, либо же в Россию — через морские порты или пункт пропуска «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе).

Впрочем, дружба с Индией содержит в себе и довольно высокие риски для Армении. Китай может скомпенсировать это налаживанием тесных связей с Азербайджаном, в том числе и в военно-технической сфере, предпосылки к чему уже нашли свои проявления в виде заключённых и реализуемых оружейных контрактов.

Южный сосед с северными амбициями

Иран с годами становится всё более незаменимым партнёром Армении. В чём правительству Пашиняна удалось сохранить внешнеполитическую преемственность с его предшественниками, так это в поддержании отношений с Исламской Республикой на традиционно высоком уровне добрососедства.

Тегеран помогает Еревану встраиваться в ось Север — Юг, разбавляя растущее влечение соседа к оси Запад — Восток (Индия при всей её дружеской предрасположенности к России всё же остаётся преимущественно прозападно настроенной региональной державой). Иран потянулся к Евразийскому экономическому союзу, общую границу с которым ему обеспечивает именно Армения. Южного соседа она рассматривает в качестве крупного торгово-экономического партнёра, потенциальной энергетической «альтернативы» на случай непредвиденных обстоятельств в отношениях с Россией (гипотетическое прекращение поставок российского природного газа через территорию Грузии прежде всего).

Особую ценность иранский стул представляет для Еревана с учётом его политики сдерживания Баку в регионе. Иран воспринял победу Азербайджана в 44-дневной войне прохладно, понимая все риски для него усиления позиций азербайджано-турецкого тандема в регионе. В моменте иранцы даже предлагали Пашиняну ввести свои войска в армянский Сюник (имеет общую границу и с Ираном, и с Азербайджаном), когда в сентябре 2022 года произошло очередное продвижение азербайджанских войск вглубь армянской территории. Однако руководство Армении воздержалось тогда от принятия данного предложения. Тем не менее ИРИ месяцем спустя, в октябре 2022 г., открыла своё консульство в Капане, административном центре Сюникской области, а также во всеуслышание заявила, что «безопасность Армении — это безопасность Ирана».

При всей своей важности иранский стул чреват для Армении новыми рисками. Администрация Трампа, которая вступает в свои права после 20 января 2025 года, уже выделилась антииранским кадровым наполнением. В Белый дом, Госдеп и Пентагон приходят люди с настроем на жёсткое противодействие Ирану. А любая американо-иранская конфронтация Армении решительно противопоказана, ибо может разрушить и без того хрупкий баланс сил на Южном Кавказе, сформированный по итогам 44-дневной войны при участии России, Турции и Ирана. Причём разрушить в пользу связки Азербайджан — Турция.

Лучше турецкий стул, чем турецкий марш

Турецкий стул в курсе Пашиняна на «диверсификацию» может показаться странным. Однако он есть и его ценность для армянской политики сдерживания Азербайджана возрастает. Анкара ранее не раз высказывалась на самом высоком политическом уровне за необходимость скорейшего подписания мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном. Президент Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Никол Пашинян провели личные встречи, последняя из которых состоялась 24 сентября в Нью-Йорке. Как сообщил по её итогам турецкий лидер, армянский премьер обратился с просьбой содействовать подписанию мирного договора с Азербайджаном, «и мы активно работаем над этим».

Пашинян был на инаугурации Эрдогана 3 июня 2023 года в Анкаре, чем навлёк на себя волну критики со стороны оппозиции в Армении и армянской диаспоры за рубежом. Интерес избежать новой масштабной эскалации с Азербайджаном, а также перевести процесс нормализации армяно-турецких отношений в практическую плоскость требует от армянского «диверсификатора» неординарных решений. Он провозгласил отказ от идеи «исторической Армении» в пользу построения государственности «реальной Армении», территориальные пределы которой ограничиваются границами бывшей Армянской ССР (29743 тыс. кв. км). Заметно и основательное приглушение в армянском внешнеполитическом лексиконе темы геноцида армян в османской Турции (1915 — 1922 гг.). Это не может не импонировать властям соседней страны и лично её президенту.

Арабский обход антироссийских санкций

Опора Армении на арабскую часть Ближнего Востока отличается попытками выстроить тесные связи сразу с несколькими центрами силы. К этому обязывает присущая арабскому миру разобщённость. Здесь выделяются три направления — Египет (крупнейшая арабская республика), Саудовская Аравия (крупнейшая арабская монархия) и Объединённые Арабские Эмираты (центр деловых связей Ближневосточного региона).

С Саудовской Аравией дипломатические отношения Армения установила сравнительно недавно — в ноябре 2023 года. Королевство обладает огромным весом практически во всех процессах на пространстве от Северной Африки до Персидского залива, выровняло свои отношения с Турцией после нескольких лет взаимной напряжённости, что немаловажно Армении.

Египет и ОАЭ, которые придерживаются нейтралитета в геополитическом противостоянии России и Запада вокруг Украины, уже этим фактом представляют для Еревана большой интерес. К тому же Эмираты на фоне антироссийских санкций евроатлантистов стали для закавказской республики одним из крупнейших торговых партнёров. Сложились новые цепочки поставок и реэкспорта товаров по линии Север — Юг, из которых Ереван извлекает большую для себя финансовую выгоду.

***

Поиск Арменией новых точек опоры за пределами Южного Кавказа политически травмоопасен. Испытанные временем союзники и партнёры республики в регионе, к коим относятся соответственно Россия и Иран, категорически против вовлечения в закавказскую повестку дня внерегиональных акторов. Азербайджан и Турция также придерживаются данной позиции. Они предлагают решать проблемы внутри региона силами его стран, к примеру, в рамках консультативной платформы «3+3» (Россия, Турция, Иран — Армения, Азербайджан, Грузия). Поэтому избранный армянским руководством путь «диверсификации» весьма тернист, на нём всегда будут те, кто попытается выбить один или сразу несколько стульев из-под Еревана.

Вячеслав Михайлов

Источникeadaily.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img
Последние Новости

В Армении процветают банки, но налоги решили поднять для самозанятых

Предложение правительства Армении ввести в Налоговый кодекс изменения в очередной раз направлено не на перераспределение финансовых потоков от имущих слоев населения к неимущим, а преследует лишь цель тривиального наполнения госбюджета. Подобное мнение выразил NovostiNk.net экономист Сурен Парсян.

Похожее