Министр территориального управления и инфраструктур Арцаха Айк Ханумян несколько дней назад сообщил о том, что жители Суса, Ахавно и Бердзора до 25 августа должны покинуть эти населенные пункты.
Неопределенной остается не только судьба людей, но и культурного наследия. Корреспондент
Aysor.am провел беседу с заведующим кафедрой культурологии ЕГУ, доктором исторических наук, профессором Гамлетом Петросяном.
«Я нахожусь на постоянной связи и знаю, что власти Арцаха решили эвакуировать культурные памятники, но что делать с церквями Сурб Амбарцум Бердзора и Сурб Наатакац Ахавно? Разобрать их и перевезти или оставить? Кроме технической составляющей вопроса, есть также вопрос отношения к культурному наследию», — сказал Гамлет Петросян.
По словам историка, Азербайджан уничтожает также все установленные в период независимости армянские памятники, считая их якобы «оккупантскими инвестициями на своей территории». Нарушая конвенции, требующие сохранения культурного наследия как части всемирного наследия человечества, Азербайджан публикует проекты превращения армянских церквей в мечети и последовательно реализует их: у него большой опыт в вопросе присвоения христианского наследия.
Гамлет Петросян отметил, что нельзя сказать, что они нуждаются в строительстве мечетей: разрушая армянские церкви, искажая их облик, они в первую очередь решают пропагандистскую задачу – причинить глубокую травму тем, кто создал это наследие.
«Мы, армяне, находимся на таком же тяжелом этапе жизни, как в 1915 году, когда люди во время депортации вынуждены были буквально нести свое имущество на плечах. Сейчас принуждают: не сжигайте дома, чтобы мы пришли и наслаждались. Не разрушайте церкви, мы сами сделаем все, что нужно.
Армения, армянская территория с каждым днем уменьшается, кажется, наша страна станет музеем различных перемещенных памятников. Иной вопрос, что в конце могут принудить нас покинуть также этот музей», — сказал доктор исторических наук.
Он также подчеркнул, что памятники имеют жизненное значение на той территории, где они были построены, именно на этой территории они имеют смысл, а не в музее.
«В свое время арабы не позволяли армянам нести хачкары даже во время процессий, говорили: это наша территория, вы можете ставить хачкары только в церкви, и только в годы правления Багратуни хачкары начали ставить на открытом воздухе. Это самый важный символ, свидетельствующий о связи территории и народа. Сейчас, когда покидаешь территорию, стираешь свидетельства исторической памяти, через несколько лет не сможешь даже доказать, что это была твоя земля, что ты там жил. Азербайджан последовательно искажает армянскую историческую память, уничтожая основы этой памяти», — выразил обеспокоенность заведующий кафедрой культурологи ЕГУ.
Напомним, во дворе церкви Сурб Амбарцум Бердзора есть многочисленные хачкары, увековечивающие память жертв Геноцида армян, память жертв разрушительного землетрясения 1988 года. Хачкары в память о погибших воинах-освободителях есть также на территории мемориального комплекса Бердзора, хачкары в память о погибших в Апрельской войне – во дворе школы Ахавно, а также многочисленные мемориальные камни и родники-памятники.