Иран выступает против любого сценария, при котором Армения теряет (пусть даже частично) контроль над коммуникациями в Сюнике, отметил эксперт.
Армения и Азербайджан в ходе последней встречи на уровне глав МИД обсуждали возможность передачи контроля над будущими коммуникациями международной частной компании по вопросам безопасности. Об этом политолог Сергей Мелконян заявил в ходе научной конференции «Иран как фактор влияния на региональные процессы Южного Кавказа».
Как отметил политолог, Иран позиционирует себя как государство, поддерживающее статус-кво в регионе. При этом конфигурация сил формируется, как правило, под давлением Анкары и Баку. Так было в 2020-м и в 2023-м, когда обстановка в регионе претерпела существенные изменения, поскольку одно из де-факто государств перестало существовать. Исходя из этого, Иран подчеркивает свои «красные линии» в регионе.
«Первая линия, о которой мы все знаем, – это так называемый «Зангезурский коридор». Дело в том, что у Ирана есть свое понимание коридора. Если в Баку и Анкаре под этим понимают экстерриториальный характер коммуникаций, соединяющий Нахиджеван с частью карабахской территории, то в Тегеране под «Зангезурским коридором» понимают любую коммуникацию, часть которой находится вне суверенного контроля Армении», – сказал Мелконян.
По его словам, в этот контекст укладывается вопрос о так называемой международной частной компании по вопросам безопасности, который обсуждался Ереваном и Баку на последней встрече.
«Она (компания – ред.) должна контролировать участки коммуникаций как на территории Армении, так и на территории Нахиджевана и Азербайджана. Для Ирана это тоже неприемлемо, поскольку любая, даже частичная, потеря контроля над пограничным, таможенным контролем имеет признаки так называемого «коридора», – отметил Мелконян.
Вторая «красная линия», о которой Иран регулярно говорит, – изменение границ. По словам политолога, это включает в себя не только т.н. «Зангезурский коридор», но также продолжение военного давления со стороны Азербайджана, что фактически ведет к изменению ситуации на земле.
«И третья (новая) «красная линия», которую Иран обозначил буквально чуть более месяца назад устами временно исполняющего обязанности министра иностранных дел, – это изменение демографического баланса», – сказал Мелконян.
Во многих других государствах, по наблюдению политолога, не придают большого значения проекту под названием «Западный Азербайджан», в то время как в Иране серьезно обеспокоены подобными планами Баку. Тегеран максимально серьезно относится к проекту, который имеет государственную поддержку и направлен на изменение демографического баланса в регионе.
Напомним, трехсторонняя встреча глав МИД Армении и Азербайджана, а также госсекретаря США прошла в Вашингтоне в начале июля.