Среда, 9 октября, 2024

Алиев говорит с Арменией языком силы, будет ли ответ?

Читаемое

10 января президент Азербайджана Ильхам Алиев дал традиционное для начала года обстоятельное интервью местным журналистам, в котором подробно остановился на различных аспектах азербайджано-армянских отношений. Как известно, на 7 февраля в прикаспийской стране назначены досрочные президентские выборы, по определению являющиеся серьезным стресс-тестом для управленческой системы любой страны. Подтверждением тому – не только череда происшествий в различных регионах республики, но также участившиеся «превентивные» аресты и задержания оппозиционных журналистов и активистов, включая тех, кто уже давно отошел от дел.

Конечно, мало кто сомневается в том, что победитель известен заранее, а потому его высказывания заранее воспринимались в качестве эффектного старта избирательной кампании. Однако это отнюдь не означает, что месседжи, которые Алиев пытается донести до внутренней и внешней аудитории, не следует воспринимать всерьез – как раз наоборот, особенно после событий 2020–2023 годов, включая роспуск Нагорно-Карабахской Республики указом ее последнего президента Самвела Шахраманяна.

Вопреки ожиданиям некоторых прекраснодушных персон и ангажированных пропагандистов, фактическая сдача официальным Ереваном второго армянского государства не избавила его от необходимости идти на дальнейшие уступки в пограничном вопросе, но не только. Многие наблюдатели обратили внимание на весьма жесткий стиль высказываний азербайджанского лидера, прямо заявившего, что Баку не намерен отводить «зеркально» войска от «условной» (опять-таки по его и всей бакинской пропаганды выражению) границы с Арменией.

У Алиева с Парижем и Вашингтоном уровень политического диалога пребывает на беспрецедентно низком уровне. Как мы знаем, теперь уже доходит до выдворения дипломатов, отмены визитов, подозрительного (это если выражаться мягко) отношения к вечеринкам выпускников западных вузов и запрета на общение с американскими и европейскими эмиссарами. «Мы никуда не уйдем, ни на один шаг не сдвинемся ни с позиций, занятых в мае 2021 года, ни с позиций, занятых в сентябре 2022 года, потому что граница должна быть определена», – заверил журналистов, а вместе с ними и свою публику азербайджанский президент. По его словам, любые претензии Еревана к его стране безосновательны, так как на территории «условной» границы, примерно (но уже не вполне) соответствующей линии административного разграничения бывших союзных республик по состоянию на 1991 год, нет никаких населенных пунктов. «Армения в свою очередь держит под оккупацией наши села, и это недопустимо. Считаю, в конце этого месяца пройдет заседание комиссии, на которой будет внесена ясность по поводу этого вопроса», – отметил Алиев, в той или иной форме не раз обращаясь к этой теме на протяжении своего более чем двухчасового выступления.

Речь идет об очередном заседании межправительственной комиссии под председательством вице-премьеров Шахина Мустафаева и Мгера Григоряна, до того уже несколько раз собиравшейся, в том числе в конце ноября 2023 года – на северном участке армяно-азербайджанской границы, наиболее сложной в плане так называемых анклавов. Заявляя о признании Азербайджана в границах бывшей советской республики площадью 86,6 тыс. кв. километров, Никол Пашинян, очевидно, имел в виду и эти небольшие островки, стратегическая ценность которых заключается в контроле над дорогами, связывающими «сердце» Армении – Араратскую долину – с Грузией, а также с Сюником и Ираном (еще один небольшой анклав – нынешний Тигранашен, ранее Кярки в составе Садаракского района Нахичеванской АССР). Имеется свой анклав и у Армении – занятое в августе 1992 года Азербайджаном довольно крупное село Арцвашен, однако, в отличие от азербайджанских анклавов, особой стратегической ценности оно не имеет.

Заключение мирного соглашения с Арменией не должно зависеть от вопроса делимитации границы, считает Алиев, в том числе и потому, что пока Баку не завершил делимитацию границ и с другими соседями, в том числе и с дружественной Грузией, где остаются спорные аспекты территориального разграничения в районе древнего монастырского комплекса Давид Гареджи. Цитируем: «В принципе мирный договор может содержать тот или иной пункт, связанный с делимитацией и демаркацией. Однако если мы в ожидании делимитации отложим мирный договор, то он может не быть подписан и через 30 лет, так как мы неоднократно говорили о том, что делимитация с дружественной нам и соседней Грузией еще не завершилась. Определены и утверждены всего 70 процентов границы. Наш процесс делимитации с Россией продолжался 20 лет. Договор был подписан лишь в 2012 году, на сегодняшний день прошло 12 лет, а все эти опоры и указатели еще не установлены, демаркация проведена пока не полностью. Поэтому если мы станем смешивать эти две темы, то подписание мирного договора затянется, возможно, еще на 30, 50 лет. Мы считаем, что мирный договор должен быть подписан, и чем раньше, тем лучше. То есть не хотим сказать, что на наших условиях. Однако считаю, что наши условия являются самыми справедливыми. А процесс делимитации должен продолжаться. Села должны быть возвращены нам. Можно прийти к договоренности и в результате работы комиссии, связанной с анклавами. То есть считаю это вполне логичным подходом».

Складывается впечатление, что в Баку видят мирное соглашение некой «рамочной» бумагой, выводящей основные содержательные вопросы за скобки, что позволит режиму Алиева действовать с позиции силы. Как отмечают российские эксперты, «заключением мира» в Азербайджане считают признание своей территориальной целостности, причем далеко не факт, что в границах бывшей советской республики, проистекающих из Алма-Атинской деклараций 1991 года, в соответствии с которой СССР распадался на независимые государства по границам советских республик на конец 1991 года и о казусах которой мы рассказывали в одном из предыдущих номеров.

Фокус, однако, в том (и на это постоянно указывают в Ереване), что действующая Конституция Азербайджана провозглашает вовсе не советское правопреемство, а прямо в преамбуле отсылает к принятому 18 октября 1991 года Конституционному акту «О государственной независимости Азербайджанской Республики». Там же в свою очередь написано, что «27–28 апреля 1920 года РСФСР… оккупировала территорию суверенной Азербайджанской Республики, насильственно свергла законно избранные органы власти и положила конец независимости, достигнутой ценой огромных жертв азербайджанского народа», вслед за чем «Азербайджан, так же как и в 1806–1828 годах, вновь аннексирован Россией». Соответственно нынешняя Азербайджанская Республика является правопреемником Азербайджанской Демократической Республики (АДР) 1918–1920 годов, находившейся в состоянии войны с соседями, и в первую очередь – с Арменией.

Широта трактовок данного непреложного исторического факта прямо связана с соотношением сторон, радикально изменившимся в пользу Баку, где последние четверть века эффективно работали на формирование выгодных для них военных и политико-дипломатических реалий, позволивших не только радикально поменять статус-кво, но и всерьез задумываться о дальнейшей экспансии. И теперь уже в Ереване предлагают отталкиваться от линий разграничения между бывшими советскими республиками на момент распада Советского Союза, опираясь на карты Генерального штаба Советской армии. Но вот в Баку, как выясняется, сейчас уже так вовсе не считают, заявляя о передаче Армении в XX веке по частям «азербайджанских земель», включая, в частности, Ереван и Сюник. К слову, невозможно не обратить внимание на то обстоятельство, что в своем интервью все армянские топонимы Ильхам Алиев называет на тюркский лад. Упоминает он и о картах «Азербайджанской Демократической Республики» с Зангезуром, после советизации которой ее территория сократилась до тех самых 86,6 тыс. кв. км. Соответственно не только положения гипотетического «мирного договора», но и все последующие шаги, включая демаркацию и делимитацию границы, должны проводиться на условиях Азербайджана, который по праву сильного оставляет за собой возможность выдвигать требования новых территориальных и иных уступок тогда и так, как сочтет нужным. Иными словами, или вы делаете то, что мы скажем, или будет хуже.

Из интервью ясно, что, помимо анклавов, на данном этапе речь идет о сквозном сообщении через Мегри, причем позиция формулируется крайне жестко (вновь без цитаты не обойтись): «Прежде всего они должны предоставить нам беспрепятственный проход на участке между Зангеланом и Ордубадом. Это их обязательство. Я уже говорил и хочу сказать еще раз, что грузы, граждане и автотранспортные средства, следующие из Азербайджана в Азербайджан, должны проходить свободно, не подвергаясь каким-либо досмотрам и не привлекаясь к таможенному администрированию… Люди и грузы из Азербайджана в Азербайджан должны проходить без какой-либо проверки. В противном случае Армения навсегда останется тупиком. Если упомянутый мною маршрут не будет открыт, то мы не намерены открывать границу с Арменией в каком-либо другом месте. То есть, таким образом, они получат от этого больше вреда, чем пользы».

Известно, что различные варианты транспортного сообщения через Мегри неоднократно дискутировались в ходе переговорного процесса между Баку и Ереваном под эгидой Минской группы ОБСЕ. Обсуждавшиеся тогда организационно-технические решения были куда более приемлемыми для армянской стороны прежде всего в силу военного контроля над Нагорным Карабахом и окружающими территориями тогдашней «зоны безопасности» по периметру административных границ бывшей НКАО. Однако утрата Карабаха, да еще и по итогам череды военно-политических поражений, неизбежно должна была поставить под угрозу безопасность Сюника, что и произошло. В нынешних условиях открытие железнодорожного (через Мегри), а также автомобильного (через Сисиан, как это было в советское время) сообщения означало бы преимущественный контроль Азербайджана над югом Армении, включая изменение этноконфессионального состава населения края.

Завершить прокладку Зангезурского транспортного коридора, призванного обеспечить прямое сообщение Турции со странами тюркского мира, планируется в 2028 году, сообщил министр транспорта Турции Абдул-Кадыр Уралоглу. Азербайджанская часть маршрута почти проложена, строительство турецкого участка протяженностью 224 километра планируется завершить через 4 года. Турецкая сторона предлагает присоединиться к проекту также Исламской Республике Иран. Кроме того, в конце декабря 2023 года был открыт новый пограничный переход между Ираном и Азербайджаном: 4-полосный мост длиной 89 и шириной более 30 метров и крытыми тротуарами был построен за 22 месяца с инвестициями около 6 млн долл.

Наведение этого и других мостов в обход территории Армении обессмысливает идею «армянского перекрестка» в виде странноватой инфографики, презентованной Николом Пашиняном в ходе нескольких региональных форумов. Некоторое время назад вице-премьер правительства РФ Алексей Оверчук упоминал о том, что в силу отсутствия у Еревана четкой позиции относительно работы региональных коммуникаций Зангезурский участок Международного транспортного коридора «Север – Юг» в настоящий момент не рассматривается.

Среди прогнозов американского аналитического центра Stratfor на 2024 год – вероятное возобновление боевых действий между Арменией и Азербайджаном: «…риск вспышек или возобновления полномасштабной войны остается высоким, поскольку Азербайджан стремится сохранить рычаги давления на Армению». По мнению аналитиков центра, Ереван будет стремиться к мирным договоренностям с Баку, однако разногласия по поводу условий функционирования региональных транзитных коридоров будут по-прежнему препятствовать переговорам. Армения будет использовать растущие связи с Западом и военную поддержку последнего, чтобы противостоять устремлениям Баку, однако, вполне вероятно, в конечном итоге примет его требования. Можно предположить, что это произойдет после новых поражений и унижений, так как, по прогнозу того же Stratfor, после победы Алиева на выборах 7 февраля Баку продолжит наращивать военный потенциал в приграничных районах, готовя вторжение и стремясь обзавестись дополнительными рычагами в переговорном процессе. В случае отсутствия в ближайшие месяцы того, что в Баку сочтут прогрессом, велик риск обострения на южных границах Армении летом, когда условия для начала широкомасштабных боевых действий будут благоприятными.

Очевидно, ставку Пашиняна и его советников на обретение западных «гарантий безопасности» постигнет судьба, аналогичная «армянскому перекрестку» и прочим завиральным идеям бывшего главного редактора газеты «Айкакан Жаманак». «Армения хочет, чтобы у мирного договора были гаранты. Мы считаем, что необходимости в этом нет. Это должен быть мирный договор, который подпишут два суверенных государства», – говорит Алиев. В Баку не будут возражать, если кто-то захочет помочь процессу, «однако эта помощь не должна быть принудительной».

Ереван не отказывается от «мирной повестки», даже если Баку будет от нее отходить, заверяет Никол Пашинян. Аналитики некоторых международных структур, которых едва ли можно заподозрить в русофилии, неоднократно обращали внимание на отсутствие у действующей армянской власти позитивных внешнеполитических проектов, однако, думается, таковой все же имеется. Последовательно и настойчиво продвигая курс на превращение Армении в западный протекторат на Кавказе, что предполагает подрыв партнерских отношений с Москвой, официальный Ереван только облегчает реализацию внешнеполитических задач восточному соседу. При этом «пикейные жилеты» из пропашиняновской пропагандистской «сетки» не перестают уверять, что Алиев якобы вещает и действует не от своего имени и даже не от имени турецкого президента Эрдогана, а едва ли не исключительно от лица «имперского Кремля», задавшегося-де целью сперва отнять у Армении Зангезур, а затем и вовсе лишить ее независимости. На это можно ответить только одно: любые решения или практически шаги, основанные на ложных нарративах, неизбежно ведут к дальнейшим поражениям и катастрофам с перспективой окончательной утраты той самой государственности, о которой столь ретиво пекутся самозваные «патриоты». Если, конечно, таковая цель не ставилась изначально.

Андрей Арешев, Москва, специально для «НК»

ИсточникНоев Ковчег
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Развод для незаконопослушных граждан: Мошенники в соцсетях предлагают «левые» права

«Меня просто обманули, потом я понял, что это обман». Таким образом, не подозревая, что информация, распространяемая в одной из социальных сетей, является мошенничеством, гражданин поддался искушению и даже заплатил 600 тысяч драмов.

Похожее