Газета «Голос Армении» пишет:
В Анкаре на полях церемонии инаугурации президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана состоялась короткая беседа премьер-министр Армении Никола Пашиняна с турецким лидером, сообщают турецкие СМИ.
Ранее сообщалось, что Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев провели короткую беседу «на ногах», в которой также принял участие бывший премьер-министр Турции.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: О ЧЕМ ГОВОРИЛИ ЭРДОГАН И АЛИЕВ С ПАШИНЯНОМ, широкой общественности, особенно армянской, знать не обязательно. Достаточно посмотреть на фотки с места события, на выражение лица Пашиняна, чтобы понять: говорили о чем-то приятном и даже веселом для премьер-министра Армении. Можно предположить, что речь шла об «апага ка» (будущее есть), которое в двух словах, на ногах обрисовал Эрдоган Пашиняну. А потом и Алиев добавил свои краски в образ будущего. Правда, будущего не Армении и региона, а Пашиняна с его командой.
Впрочем, про будущее чуть позже. А пока хотелось бы вспомнить кое-что из недалекого прошлого, которое более чем «гармонично» вписывается в настоящее, в картину участия Никола Пашиняна на празднике Эрдогана. Нет, в данном случае не буду напоминать о трагических для армянского народа событиях 100-летней давности. Ограничимся не столь далеким прошлым…
Менее чем три года назад Никол Пашинян, который сегодня участвует в тусовке Эрдогана, собрал в Ереване аккредитованных в Армении иностранных дипломатов и объяснил им, почему начались боевые действия в Карабахе. Вот что он тогда сказал: «Однозначно, что эта война не началась бы, если бы Турция не показала свою готовность полностью участвовать в ней, и, в итоге, Турция не была бы полностью вовлечена. Хочу обратить внимание всех нас на то, что боевые действия начались как продолжение совместных турецко-азербайджанских военных учений». Пашинян отметил и публичное подстрекательство войны со стороны Турции, и то, что Турция завербовала в Сирии наемников, членов террористических группировок и на собственном воздушном транспорте доставила их в зону конфликта. Кроме того, Пашинян заявил иностранным дипломатам: «Происходящее нужно рассматривать в контексте политики Турции в Средиземноморье, в Сирии, в Ираке, в отношениях с Грецией, в отношениях с Кипром, и это однозначно политика, направленная на восстановление турецкой империи».
После окончания 44-дневной войны Пашинян обвинял в ее начале кого угодно. И «бывших», которые «завели переговорный процесс в тупик», и «коррумпированных» генералов, из-за которых «полегли тысячи армянских бойцов». Но все реже он вспоминал свои же слова, сказанные в дни войны и тем самым иностранным дипломатам и армянской общественности. По сути, всего за два с половиной года Пашинян умудрился так «реабилитировать» Турцию, как не удавалось сделать правителям самой Турции за целый век. Скажем прямо, он заслужил приглашение на участие в эрдогановском празднике. На празднике того, кто, по его же словам, является подстрекателем 44-дневной войны, кто два с половиной года назад отправлял террористов убивать армян.
ТЕПЕРЬ, СОБСТВЕННО, ПРО «АПАГА». Речь про будущее не Армении, Арцаха и армянского народа, а Пашиняна и его команды. Совсем недавно Никол Пашинян заявил, что поле маневра для Армении в контексте продолжающегося геополитического кризиса вокруг Украины постепенно сужается. Очевидно, сужается оно (поле) прежде всего для него самого. И не столько эскалацией противостояния России и Запада на украинском фронте. Оно (поле) ограничено дедлайном подписания пресловутого армяно-азербайджанского мирного договора. Очевидно, что, подписав документ, со всеми вытекающими последствиями, Пашинян перестанет представлять интерес для ключевых геополитических игроков, между которыми он сегодня маневрирует. Перестанет он представлять большую ценность и для Баку.
Между тем в отличие от армяно-азербайджанского процесса «урегулирования», движущемуся к финалу, армяно-турецкий еще на старте. Тут пока нет дедлайнов, и Анкаре будет нужен Пашинян в кресле премьер-министра Армении еще долго. Еще много чего Турция жаждет получить от Армении. Фактически, Анкара постепенно становится наиболее надежной столицей, в опоре на которую Пашинян может сохранять свою власть в Армении. С другой стороны, и сама Турция становится ключевым геополитическим игроком, очевидно выходя за рамки регионального.
С учетом этого обстоятельства вовсе не удивляет ни то, что Пашинян принял приглашение на инаугурацию Эрдогана, ни его радостное выражение лица на встрече с турецким президентом, ни то, что он забыл о подстрекательстве, о непосредственном участии Турции в 44-дневной войне, унесшей тысячи жизней армян. Поездка в Турцию для Пашиняна – серьезный, жизненно необходимый важный шаг в свое «апага»».