Газета «Голос Армении» пишет: Главный уполномоченный по делам Диаспоры Заре Синанян на днях позволил себе весьма дерзкое заявление. «Процесс международного признания Геноцида армян завершен», — провозгласил сей чинуша, добавив, что «признание Геноцида не дает армянскому народу ничего, кроме морального утешения».
Кто такой Синанян, чтобы решать столь важные для нации и государства вопросы, – отдельная тема. Если вкратце, то следует четко констатировать, что никто не давал заезжему проходимцу, не отметившемуся за 4 года на этом посту ни единым достижением, зато прославившемуся многократными скандалами, делать столь ответственные заявления. С другой стороны, ясно, что подобные мысли озвучиваются с согласия, если не по поручению, его непосредственного шефа, а значит, и воспринимать их следует как радикальное изменение одного из самых главных векторов внешней политики Республики Армения с момента ее создания.
Далее последовали не менее важные заявления, подтвердившие этот вывод. «В диаспоре образовалась брешь: одна из структур, которая занималась процессом признания факта Геноцида армян и которая, наверное, была самой крупной структурой, выбыла из этого поля и предпринимает нечто такое, что, не думаю, что увенчается успехом», — сказал Синанян.
Данное заявление невозможно воспринимать иначе как открытый удар по структурам Ай Дата и в целом по той гигантской работе, которую десятилетиями выполняла главная организация Спюрка – Армянский национальный комитет АРФ «Дашнакцутюн» в разных странах. И прежде всего в главных мировых центрах – США и Европе, также в Южной Америке, Канаде и Австралии, а в свое время и в России. Второе заявление Синаняна логически вытекает из первого, одновременно плохо скрытое противостояние режима Пашиняна с традиционными организациями Диаспоры приобретает уже характер открытой конфронтации.
Опять-таки: кто такой Синанян, чтобы решать судьбу и оценивать деятельность АРФД в Диаспоре, в частности, комитетов Ай Дата? «Комиссар по Диаспоре», даже не пикнувший, когда видных деятелей Диаспоры, долгие годы посвящающих себя работе на благо армянских интересов, объявляли персонами нон грата в Армении и не впускали в страну. «Комиссар по Диаспоре», не пикнувший, когда в Азербайджане и Турции называли Спюрк «раковой опухолью на теле мира». «Комиссар по Диаспоре», ни слова не сказавший в адрес небезызвестного турецкого зятя Мэтью Брайзы, посмевшего заявить, что процессам «нормализации отношений» Армении с Баку и Анкарой мешает Диаспора (вместе с армянской оппозицией).
Это – только из последних примеров. Если же идти еще глубже, то можно предъявить этому николовскому прихвостню еще массу претензий за бездействие, а в ряде случаев и содействие обратной стороне, в период целенаправленных ударов по армянской Диаспоре, не получавших никакой реакции официального Еревана.
В свое время «ГА» не раз писал о зарубежных вояжах Синаняна и скандалах вокруг него, когда представители диаспоры, в том числе в его родном Глендейле, освистывали его, скандируя «Никол предатель, Заре предатель!», и выгоняли из зала. Писали мы и о том, что главной задачей этих вояжей было целенаправленное разрушение и максимальное снижение влияния традиционных армянских структур, связанных в первую очередь с АРФ «Дашнакцутюн», а также формирование в крупных армянских центрах организаций, лояльных к Пашиняну и поддерживающих его протурецкую политику.
Здесь мы подошли к еще одному заявлению Синаняна, которое свидетельствует о неизменности курса оккупационных властей Армении на разгром приверженных национальным ценностям структур и изменение в целом облика и характера деятельности Диаспоры за счет внедрения своих ставленников. По сути, вся деятельность Синаняна за 4 года была нацелена именно на это, и именно для выполнения этих задач выделялись огромные деньги (вспомним, что в свое время СМИ писали о том, что месячная зарплата главного уполномоченного составляет 25 тысяч долларов).
Подобно тому, как малообразованный Пашинян провозгласил своей задачей формирование новой «идеологии», нового понимания «патриотизма» и прочих новых «ценностей», зиждящихся исключительно на материальных, а если точнее — шкурных и скотских потребностях, Синанян пытается скроить по тому же образу и подобию «новую» Диаспору. Такую, которая будет во всем созвучна и согласна с турецкими ставленниками, и станет проводить ту же политику во всех сферах жизни армянских общин – лоббистской, образовательной, культурной и пр.
Синанян фактически сказал все это открытым текстом, когда объявил, что в ближайшее время будут назначены «комиссары, координирующие связь армянских общин с Арменией». А главное — объяснил, почему этого не было сделано до сих пор: «важно было создать в Диаспоре понимание того, какие обязанности будут лежать на этих лицах». Надо полагать, что теперь это «понимание» есть, ибо, по его словам, уже отобрано несколько кандидатов, в ближайшие две недели будет назначен первый из них.
Если связать воедино все эти заявления главного уполномоченного, то становится окончательно ясно, чем будут заниматься его эмиссары в крупнейших диаспоральных центрах. Нет, отнюдь не организацией, скажем, последовательного противодействия турко-азербайджанским лоббистам, не поддержкой справедливых требований народа Арцаха… Не организацией борьбы с фальсификациями истории и не информационно-пропагандистской работой во благо Армении и Арцаха… И даже не противодействием активному присвоению азербайджанцами армянского культурного наследия и представления его в мире как своего…
Словом, пашиняно-синаняновские эмиссары не будут делать ничего из того, чем последовательно занимались армяне в разных странах мира, помогая своей Родине и защищая армянские интересы тогда, когда Армения была сильна Диаспорой, а Диаспора чувствовала себя за спиной армянское государство.
Эмиссары комиссара будут делать в общинах Спюрка то же, что делает Пашинян в Армении: разрушать национальное, уничтожать армянский дух и всячески принижать роль и место Армении в истории мировой цивилизации. Они будут работать на забвение Геноцида и Победы в Первой Арцахской войне, будут тиражировать среди армянской молодежи параноидальные идеи Никола об унизительном мире и «дружбе» с турками, убеждать в необходимости жертвовать Арцахом, чтобы удержать пресловутые «29800 кв.км», разбивать мечты о сильной Родине, способной обеспечить защиту своих граждан и защищать национальные честь и достоинство… Насаждать исключительно потребительское отношение к армянской государственности и национальным интересам, убеждая в неизбежности уступок врагу ради сытой скотской жизни.
Продолжать, думается, не смысла. Несколько лет такой работы – и армянская Диаспора превратится либо в сообщество манкуртов, полностью поддерживающих политику младоармянотурок, либо, разуверившись и разочаровавшись, полностью отвернется от Армении и Арцаха, которые станут всего лишь частью ностальгических воспоминаний уже не только о Западной, но уже и Восточной Армении. Такая Диаспора уже не будет иметь ни малейшего лоббистского и политического веса, утратит рычаги своего влияния на политику стран проживания и перестанет инициировать общеармянские проекты – кроме, разумеется, тех, которые будут приносить барыши главарям оккупационного режима.
Не об этом ли мечтали десятилетиями Баку и Анкара, долгие годы бессильно скрежетавшие зубами и в отчаянии сотрясавшие воздух, будучи не в состоянии помешать пусть не идеальному, пусть во многом еще не до конца состоявшемуся, но крепкому триединству Армения-Арцах-Диаспора, которое, как выясняется, и есть главный враг пашинянов и синанянов. Потому что только это триединство способно дать хорошенький пинок под зад и комиссарам, и эмиссарам, и разрушить все их антиармянские планы и намерения, защитив Арцах, сохранив Спюрк и возродив истинную Армению.