Начиная с 19 февраля сего года по случаю 155-летнего юбилея выдающегося армянского поэта и писателя, общественного деятеля Ованеса Туманяна многие армянские деятели культуры приурочили свои проекты к этой дате. Однако Московский Армянский театр уже 18 февраля представил своего кукольного «Весельчака» – победителя грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив – в московской армянской воскресной школе «Верацнунд» при посольстве Армении в России и Культурном центре посольства.
25 февраля в Московском Армянском театре под руководством Славы Степаняна состоялся показ кукольного спектакля «Весельчак» на армянском языке, пронизанный национальным колоритом, в сопровождении этнической армянской музыки. Живая игра кукол рассказывает зрителю, в частности детям, о традициях, быте и нравах, народной мудрости предков.
Перед началом театрального зрелища с рассказом о великом писателе выступили руководитель культурных проектов Союза армян России Нина Габриэлян с программой «Ованес Туманян: жизнь и творчество», а также преподаватель МГЛУ, философ Ашот Аветисян по теме «Христианские мотивы в четверостишиях Ованеса Туманяна».
«В некотором царстве, в некотором государстве, за высокими горами жили-были Царь с Царицей, и была у них единственная дочка. И всё бы хорошо, но юная Принцесса была грустной, никто и ничто ее не радовало, хотя жила она в роскошном замке. Тем временем в бедной лачуге жил башмачник. И не было у него ничего за душой, а повод для веселья он всегда находил. Но судьба готовит ему серьезное испытание», – так Бабушка-Рассказушка начинает свое повествование, погружая зрителей в сказочную? атмосферу спектакля.
Интригующий сюжет, веселые темпераментные национальные танцы, неиссякаемый юмор и национальный дух не покидали зал на протяжении всего спектакля.
По словам руководителя театра Славы Степаняна, на сказку Ованеса Туманяна «Весельчак» выбор пал не случайно: «Во-первых, это дипломная работа режиссера спектакля и нашей замечательной актрисы Зиты Бадалян, которую мы приурочили к юбилею писателя и уже представили два сеанса на армянском языке в московской армянской воскресной школе «Верацнунд» при посольстве Армении в России и один на русском языке в Культурном центре посольства. Во-вторых, мы живем в сложные времена и при любых ситуациях человек должен оставаться на позитиве и верить в свои силы. Посредством данного спектакля наш театр пытается внести весомый вклад в дело популяризации армянской культуры в Москве для развития многонациональной палитры культуры России. Более того, данная постановка содействует сохранению армянской национальной самобытности и идентичности, развитию родного языка, образования и культуры».
Отметим, что, как показали многочисленные положительные отзывы присутствующих по итогам первого показа в школе «Верацнунд», сплетение увлекательного сюжета, прекрасного исполнения и этнической армянской музыки оказалось исключительно интересным как для детей, так и для взрослых.
Добавим, что в рамках вышеназванного мероприятия ученики и их родители, а также учителя воскресной школы представили еще и тематические доклады и презентации, посвященные жизни и творчеству Ованеса Туманяна, а также с воодушевлением прочитали отрывки из произведений великого соотечественника. Кроме того, директор школы «Верацнунд», кандидат педагогических наук Шогик Пайлеванян вручила почетную грамоту художественному руководителю тетра Славе Степаняну.
В заключение мероприятия выступил руководитель Московского Армянского театра Слава Степанян и поблагодарил партнеров – Союз армян России, издание «Ноев Ковчег» за информационную поддержку, а также фонд «Наследие и прогресс» и павильон «Армения» на ВДНХ.
Отметим, что проект осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и продлится до мая сего года.
Представляя данный проект, невозможно не вспомнить историю Московского Армянского театра, которая уходит корнями в далекие 20-е годы прошлого столетия, когда в доме известных армянских благотворителей графов Лазаревых начала работать Вторая (Армянская) театральная драматическая студия, которую возглавил Сурен Ильич Хачатуров (старший брат композитора Арама Хачатуряна).
31 мая 1922 года театр открылся премьерой спектакля «Долина Роз» (по пьесе А. Агароняна и М. Манвеляна), поставленного Суреном Хачатуровым под руководством Евгения Багратионовича Вахтангова. Кстати, особая роль в становлении Армянского театра и работе с актерами принадлежит именно Вахтангову, однако, будучи ответственным за театральный коллектив и за невозможностью (по состоянию здоровья и из-за огромной занятости) самому возглавить театр, он привлек к работе своего ученика Рубена Симонова, который впоследствии и возглавил его. Также стоит отметить, что неоценимый вклад в развитие студии и театра внес Константин Станиславский, который преподавал студийцам культуру речи и мастерство актера, а также ставил с молодыми армянскими актерами спектакли.
В 1946 году Симонов организовал работу режиссерских курсов, где преподавали известные мастера – Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Сергей Герасимов. Здесь получили образование многие режиссеры театра и кино России и Армении. Культурная и образовательная жизнь в Доме Лазаревых кипела и развивалась до 1952 года и была варварски прервана усилиями Лаврентия Берии.
В 2002 году, ровно через полвека после закрытия, начинается новая история театра. Ученик и соратник Сергея Параджанова, театральный режиссер и актер Слава Степанян воссоздал студию и театр в Лазаревском доме (где и базировался со дня основания в 2002 году и до 2010-го), продолжив дело великих предков, соблюдая традиции их студийной и театральной деятельности. На сегодняшний день Московский Армянский театр под руководством Славы Степаняна работает под эгидой Союза армян России и базируется в помещении Союза армян России в центре Москвы. Учредителями театра являются посольство Республики Армения в Российской Федерации и частное лицо, известный московский адвокат, президент Союза адвокатов Москвы Манук Шамиров.
В репертуаре театра 10 спектаклей на армянском и русском языках, а некоторые играются на языке оригинала пьес, многие из них являются лауреатами и дипломантами различных международных театральных фестивалей. Свои постановки на сцене театра осуществляют мастера из России, Армении, Германии, Грузии и других стран.
Вместе с актерами молодого коллектива на подмостки театра выходят выдающиеся представители театральной элиты России и других стран.
Театр стал тем древом, от которого пошли молодые творческие ростки. Творческие кадры театра создали в Москве новые театральные коллективы, продолжая общее дело по сохранению и популяризации армянского искусства в России. Театр превратился в очаг, куда приходят люди – в первую очередь армяне и русские, а также представители других национальностей со своими радостями, бедами, тревогами и надеждами. И театр живет и пульсирует вместе со своим народом, со своей родиной.
Нана Аветисова