Сергею Параджанову практически 15 лет запрещали снимать фильмы. Именно тогда он начал делать коллажи. Как он сам говорил, каждый коллаж – это концентрированный фильм. Sputnik Армения рассказывает историю нескольких интересных экспонатов музея кинорежиссера в Ереване.
«Каждый может понимать мои работы по-своему, в зависимости от мировоззрения, представлений и эмоций», — так ответил кинорежиссер Сергей Параджанов, когда его спросили о значении и содержании картин, коллажей и инсталляций. Тем не менее, о некоторых из них мастер написал в своих мемуарах и рассказал, как он создавал произведения, которые сейчас считаются шедеврами искусства.
Крышки от бутылок из-под кефира, которые сделали его гением
За годы, проведенные в тюрьме, не имея при себе принадлежностей для творчества, но имея большое желание, Параджанов творил из того, что было под рукой. Он создавал коллажи из подручных материалов, вырезал на разных предметах гвоздем, а иногда и ногтем. Именно так были созданы знаменитые талеры режиссера.
Параджанов вырезал ногтем портреты Пушкина, Гоголя, Петра I и других великих личностей на алюминиевых крышках бутылок из-под кефира и назвал их талерами по аналогии с монетой средневековой Европы.
Позже, когда сотрудники тюрьмы обнаружили талеры в одиночной камере Параджанова, они отправили их на психиатрическую экспертизу, будучи уверенными, что получат заключение о том, что он сумасшедший, но получили неожиданный для себя ответ – этот человек гений.
На сегодняшний день сохранилось всего шесть талеров, так как большинство из них Сергей Параджанов подарил друзьям. Талер с портретом Пушкина он подарил Федерико Феллини. Гениальный итальянский режиссер оценил изобретательность Параджанова и сделал этот талер главной наградой кинофестиваля в Римини. Кстати, один из талеров Параджанова впоследствии стал призом кинофестиваля «Золотой абрикос».
Заключенный с татуировкой Моны Лизы
В тюрьме режиссер заметил заключенного с татуировкой портрета Джоконды на спине. В жаркую погоду, когда мужчина снимал футболку, «лицо» татуировки, казалось, двигалось вместе с движением мышц. Параджанов запечатлел различные «выражения лица» Моны Лизы: когда она плакала, смеялась, подмигивала, удивлялась, злилась, и позже превратил все это в коллажи, назвав их «Несколькими эпизодами из жизни Моны Лизы».
Другие коллажи Параджанова до поры оставались безымянными. Их названия — «Влюбленные», «Данте», «Распутная женщина», «Тайная вечеря», «Профиль» — придумывали посетители и сотрудники музея.
Горящая метла, ставшая темой коллажа
Однажды Параджанов, уже больной, убирался на территории тюрьмы, когда мимо проходил тюремный надзиратель и сказал: «Осужденный Параджанов, вы работаете без огонька».
Недавно в музее Сергея Параджанова появился его последний заграничный паспорт. Долгое время никто ничего о нем не знал, только недавно ученик Параджанова, художник Карен Давидов подарил его музею.
С 1965 по 1988 год у Параджанова не было возможности выезжать из Советского Союза. Когда он, наконец, получил паспорт, то отправился в Роттердам, где принял участие в кинофестивале и даже был признан одним из 20 лучших режиссеров будущего.
Последний раз он ездил с этим паспортом в 1990 году в Париж на лечение. К сожалению, лечение не дало результатов, и вскоре после возвращения в Армению режиссер скончался.