Инициатива Армении «Перекресток мира» представляет собой амбициозное региональное транспортное предложение, направленное на соединение Армении с соседними странами — Турцией, Азербайджаном, Ираном и Грузией, пишет Atlantic Council.
Инициатива направлена на возрождение и развитие важнейшей инфраструктуры — дорог, железных дорог, трубопроводов, кабелей и линий электропередач — для облегчения потока товаров, энергии и людей через эти страны, соединяя Каспийское море со Средиземным морем и Персидский залив с Черным морем посредством более простых и эффективных транспортных связей. Инициатива также представляет собой значительную часть мирной повестки Армении на Южном Кавказе на фоне переговоров с Азербайджаном.
Армянские власти рассматривают эти маршруты как каналы для развития экономических, политических и культурных связей между вовлеченными странами, тем самым способствуя долгосрочному миру и стабильности в регионе.
Имея потенциал для экономической выгоды региона, содействия миру и сотрудничеству на Южном Кавказе и снижения зависимости Армении от России, Запад должен поддержать план «Перекресток мира» более надежной дипломатической помощью и инвестициями в инфраструктуру.
Однако «Перекресток мира» сталкивается со значительными геополитическими препятствиями. Азербайджан до сих пор отказывался поддерживать инициативу Армении.
Соседи Армении должны добросовестно оценивать инициативу по коммерческой жизнеспособности, а не по геополитическим причинам. В случае ее реализации она может принести значительную пользу как Азербайджану, так и Турции, стимулируя региональную торговлю и открывая новые рынки. Для Азербайджана это может обеспечить более прямой путь к европейским рынкам, в то время как Турция может увидеть расширенные торговые коридоры, которые обходят менее стабильные регионы. Кроме того, проект может служить дипломатическим мостом, ослабляя давнюю напряженность и превращая исторический конфликт в центр международной торговли.
Для Турции, в частности, поддержка этой инициативы может стратегически позиционировать ее как посредника по установлению мира в регионе, что может укрепить ее дипломатические отношения не только со своими непосредственными соседями, но и по всей Европе и в Азии.
Вместо этого Баку призвал к открытию так называемого «Зангезурского коридора». Концепция Азербайджана предполагает открытие единого транзитного маршрута с Азербайджаном, тогда как армянский проект нацелен на открытие нескольких пограничных переходов как с Азербайджаном, так и с Турцией.
Армения твердо заявила, что любые обсуждения, связанные с потерей суверенитета и территориальной целостности или контролем третьей стороны над ее территорией, являются красными линиями.
Планы Азербайджана по Сюнику также наносят ущерб интересам Запада.
Во-первых, он помешает достижению более широкой стратегической цели Запада по стабилизации и экономическому развитию Южного Кавказа, критически важного для энергетических маршрутов и геополитического баланса между Европой, Азией и Ближним Востоком. Тормозя более широкие региональные интеграционные инициативы, позиция Азербайджана увековечивает зависимость от существующих маршрутов, пролегающих через Грузию, которые сталкиваются с логистическими препятствиями и которые могут быть подвержены сбоям из-за внешних геополитических влияний.
Эта продолжающаяся напряженность и вытекающее из этого отсутствие всеобъемлющего мира и сотрудничества на Южном Кавказе позволяют России и Ирану оказывать там свое влияние. Изоляция Армении вынуждает ее сохранять свою зависимость от России, противодействуя усилиям Запада по продвижению демократического управления и либерализации рынка в этом регионе. Эта ситуация становится все более опасной по мере того, как автократический Азербайджан углубляет свои связи с Россией. Одновременно Иран получает выгоду, позиционируя себя как важнейший партнер Армении в сфере энергетики и торговли, а также оказывая дипломатическую поддержку, отвергая план по Сюнику для сохранения влияния на Южном Кавказе.
Сохраняя границы Армения-Азербайджан и Армения-Турция закрытыми, Азербайджан препятствует экономическим и связным возможностям Армении, ограничивая возможности западного взаимодействия и инвестиций в регионе. Это делает Армению чрезмерно зависимой от торговли с Россией. Баку давно жалуется на тесные связи Армении с Россией и должен приветствовать желание Еревана открыть торговлю с Азербайджаном и Турцией, а также его стремление выйти из возглавляемой Москвой ОДКБ.
Таким образом, инициатива «Перекресток мира» предлагает более многообещающий путь. Открывая регион и прокладывая путь к новой эре взаимного экономического роста и сотрудничества на Южном Кавказе, «Перекресток мира» может послужить катализатором региональной стабильности и процветания. Эта инициатива не только противостоит ограничительному характеру плана коридора через Сюник, но и согласовывает экономические стимулы с геополитическими возможностями. Инициатива Армении «Перекресток мира» заслуживает более надежной поддержки и взаимодействия со стороны западных стран. Поддерживая усилия Армении по интеграции в Транскаспийский коридор и содействию сотрудничеству на всем Южном Кавказе, западные страны могут помочь обеспечить превращение региона в динамичный экономический центр, который меньше зависит от России.
Увеличение инвестиций в инфраструктуру, четкая дипломатическая поддержка и стратегические партнерства, такие как недавнее улучшение отношений между США и Арменией, могут укрепить приверженность Запада содействию более сбалансированному геополитическому ландшафту в этом регионе. Это должно начаться с оказания дипломатического давления на Турцию и Азербайджан, чтобы они конструктивно взаимодействовали с инициативой и заключили пакты безопасности с Арменией, которые помогут сдерживать агрессию и поддерживать открытые и безопасные торговые пути.
Впоследствии западные страны должны внедрить целевое финансирование и финансовые стимулы вместе с технической помощью для строительства и модернизации инфраструктуры в регионе. Потенциальные новые торговые соглашения и содействие участию частного сектора, поощряющие западный бизнес инвестировать и сотрудничать с местными фирмами в рамках «Перекрестка мира», также помогут сделать инициативу более жизнеспособной.
Расширенная поддержка Армении со стороны Запада также может послужить катализатором для более широкого регионального сотрудничества и процветания, создавая прецедент для мирного разрешения конфликтов и совместных усилий по развитию. Поэтому западным политикам следует содействовать интеграции «Перекрестка мира» в региональные планы развития связей, которые способствуют открытым, стабильным и кооперативным международным системам и могут сделать Армению ключевым игроком в диверсификации транзитных маршрутов по всей Евразии.