В формальном плане, конечно, здесь есть определенная беспрецедентность, поскольку фактически снят запрет на транзит грузов через территорию Азербайджана в Армению.
Об этом заявил в беседе с корреспондентом СМИ Армении эксперт по энергетическим вопросам Ваге Давтян, касаясь того, что Азербайджан снял ограничения на транспортировку грузов через свою территорию в Армению, и казахстанская пшеница может поступать в РА по этому маршруту.
«Но если взглянуть на вопрос в четком количественном и географическом измерении, то очевидно, что мы имеем дело с формированием логистики, которая неизбежно включает Грузию. Фактически это больше укладывается в логику геополитического PR, что преследует весьма серьезные цели. По моему глубокому убеждению, цель этого — показать, что на Южном Кавказе может быть сформирована альтернативная транспортная система, в частности, в формате в значительной степени или в максимально возможной степени интегрированном в так называемый «средний коридор», который занимает центральное место на международном логистическом маршруте Европа-Кавказ-Азия.
Это исходит из интересов ЕС, который видит Армению в инициативе «Глобал гетвей», направленной на тот же маршрут Европа-Кавказ-Азия. Это также соответствует стратегическим целям Азербайджана, который, стремясь вовлечь Армению в средний коридор, получает определенные дивиденды и возможности для того, чтобы в будущем занять более значимую позицию в этих коридорных процессах.
Поэтому я думаю, что чисто в плане экономического эффекта, конечно, снятие этого запрета не будет иметь никаких перспектив, но с точки зрения геополитических импульсов очевидно, что мы имеем дело с экспериментом по очень серьезной транспортной трансформации в нашем регионе», — заявил Давтян.
На вопрос, насколько это напрямую связано с Арменией, он ответил: «Предпринимается попытка вовлечь РА в логистику среднего коридора. А он в случае Армении неизбежно подразумевает формирование коммуникации через территорию Сюника. Что касается того, какой формат и правовой статус будет иметь данная коммуникация, то это, конечно, тема для другого разговора.
Вопрос здесь в том, что, формируя эту логистику, создается альтернатива российскому транспортному влиянию, российскому транспортному фактору на Южном Кавказе. Базовая цель именно в этом, иначе Россия, которая является поставщиком около 50% пшеницы и около 99% зерна в Армению, также могла участвовать в данной сделке».
По словам эксперта, это очень хорошая возможность для Азербайджана показать, что они готовы полноценно снять блокаду, но это будет использовано всего лишь в дипломатической плоскости, поскольку на практике, на земле, мы увидим, что это решение будет использовано в переговорах вокруг формата и правового статуса формируемого через Сюник коридора.
У властей Армении появится возможность представить все это как очень важное и беспрецедентное достижение, которое позволит РА присоседиться как к Азии, так и к Европе, и это может стать для них неплохим предвыборным ходом», — заключил он.
