Ситуация в сфере образования из года в год лишь ухудшается. Об этом в беседе с корреспондентом заявил эксперт по вопросам образования, член инициативы «Айакве» Атом Мхитарян.
Он пояснил, что одна из проблем касается школьных учебников.
«В прошлом году был дефицит учебников, что нарушило весь учебный процесс в сфере общего образования. В этом году также было заявлено, что к началу учебного года не будет 13 учебников. Это катастрофа и для учителей, и для учеников. Это создаст в системе общего образования хаос и окажет негативное воздействие на качество образования. Вместо того чтобы двигаться по пути повышения качества образования, происходит обратный процесс.
Причина дефицита учебников в том, что нет желающих разрабатывать их, или если такие желающие появляются и учебники разрабатываются, соответствующие органы не принимают их. Кроме того, возникает также типографская проблема, связанная с издательством, в результате чего учебники появляются в школах с опозданием. Отсюда возникает вопрос: если существует такая проблема, почему ответственные органы снимают с оборота старые учебники?», – отметил эксперт.
Он напомнил, что в мировой практике обычно не принято за год полностью разрабатывать, издавать и вводить в оборот школьные учебники, поскольку такие изменения требуют многолетней работы.
Мхитарян призвал учитывать, что это связано также изменением ценностной системы, и поспешность в смене учебников переворачивает ее с ног на голову.
«Это приводит к разрыву между поколениями, поскольку ценностные системы учителей и учеников начинают кардинально отличаться друг от друга. А это в дальнейшем может привести к потрясениям и революциям во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому очень важно сохранять определенную преемственность.
Раньше мы думали, что это результат дефицита опыта и знаний среди чиновников, однако практика указывает на то, что это четкий почерк. Такая деятельность направлена на искоренение национальных ценностей в системе образования», – сказал эксперт.
Он сообщил, что сегодня один из десяти детей в Армении не ходит в школу, что свидетельствует о катастрофическом уровне безграмотности в стране.
«Всем известно, что зарплаты учителя в Армении низкая, ниже, чем полицейского. Это означает, что общество не идет по пути воспитания образованного человека.
В Армении годовая зарплата учителей составляет 58% от показателя ВВП на душу населения. В Восточной Европе этот показатель составляет 150-200%, а в Турции – 361%. То есть уровень жизни учителей в этих государствах выше средних показателей по стране.
В какой-то момент была поставлена задача повысить зарплату учителей, но поскольку в бюджете нет столько денег, чтобы можно было сделать это повсеместно, была внедрена система аттестации, после прохождения которой предполагается существенное повышение оплаты труда.
Однако в этой программе заинтересованы не более 10% учителей. При этом не всем из этих 10% удается преодолеть минимальный порог.
Кроме того, человек может хорошо знать свой предмет, но не суметь его преподать детям. При этом образование в 21 веке предполагает не только передачу знаний и информации, а еще и методологию, которой нужно владеть.
В прошлом году из школ уволили 1300 учителей, которые не имели диплома о высшем образовании, но имели колоссальный педагогический опыт. Это приводит к тому, что в Армении в более чем 100 школах остаются вакантные места учителей, особенно в приграничных и высокогорных регионах», – заявил Мхитарян.
Он предложил в приграничных школах ввести льготы для учеников с высокой успеваемостью, которые хотят стать педагогами с условием, что они вернутся в этот населенный пункт и будет какое-то время работать в местной школе.
«Нынешняя система поступления в вузы создает риски потери потенциально неплохих студентов, которые с первого раза не смогли поступить по конкурентным специалистам.
У меня вопрос к ответственным органам: какое исследование проводится для принятия решения о выделении бесплатных мест в вузах по тем или иным специальностям? Все делается проще, они лишь повторяют опыт прежних лет.
При этом никто не может сказать, какой будет спрос на те или иные специальности через 4-5 лет. За границей это учитывается, и в учебной программе в вузах вводятся те или иные предметы с учетом спроса работодателей. Нашим вузам этой гибкости не хватает», –подчеркнул эксперт.
Идею о создании Академического города Мхитарян назвал неплохой, напомнив, что затем было принято решение объединить разные вузы, которые друг к другу не имеют никакого отношения.
«Далее был создан соответствующий фонд, в совете попечителей которого нет ни одного ученого, что могло бы способствовать становлению Академического города», – заключил эксперт.