Армения – первая страна в мире, принявшая веру Христову семнадцать столетий назад, дала человечеству великих государственных и церковных деятелей – царей и нахараров (великих князей), спарапетов (главнокомандующих), католикосов (верховных патриархов), творцов культуры и науки. Но Армения, как и многие другие государства, родила и людишек, предавших ради личных целей интересы Родины. Летосчисление национального предательства берет начало с периода до нашей эры. Так что у армян, как у народа, одаренного во всех отношениях, есть и свои исторические «достижения» даже в таком непочетном деле.
Тигран Великий (Тигран II, правил в 95–55 гг. до н.э.), «царь царей от моря до моря» (от Каспийского до Средиземного) Великой Армении, чист был в отношениях с родственниками. И хоть он был на восемь лет старше своего тестя Митридата Евпатора, отличался от него миролюбивостью и логичностью в своих действиях. Всю жизнь Тигран Великий был в походах, а вместо себя оставлял свою любимую жену Клеопатру и троих сыновей от нее.
Третий сын, Тигран Младший, бежал в Парфию, стал зятем парфянского царя и с войском двинулся на отца в те времена, когда Тигран Великий был ослаблен войной с полководцем Лукуллом, хотя после первого поражения в жизни под Тигранакертом он разбил римлян под стенами своей старой столицы – Арташат. Тигран Великий умышленно сдал столицу парфянам, а сам отправился в горы, где, набрав войско, в скором времени сумел выгнать парфян из страны. Предатель-сын шел на сговор то с парфянами, то с римлянами, участвовал в походах врагов на Армению, чтобы занять трон своего отца. Его конец оказался бесславным, как и у всякого предателя, а трон великого царя устоял.
Не добившись успеха в бою, шахиншах Сасанидской Персии Шапур (Шапух II; 309–379 гг.) пригласил царя Великой Армении Аршака II (правил в 350–367 гг.) на мирные переговоры и взял его в плен (умер в заточении в 368 г.).
Разделавшись с армянским царем и спарапетом Васаком Мамиконяном, Шапух II послал свои войска в Армению для ее завоевания. Вместе с персидскими войсками шли также предатели Родины Меружан Арцруни и Ваган Мамиконян, которые указывали персам путь и вели их в глубь страны. Персы захватили города Арташат, Вагаршапат, Нахчаван, Ван, Заришат и Зарехаван, разграбили богатства страны и угнали в плен десятки тысяч людей. Они захватили также крепость Артагерс, где в течение 13 месяцев армянская царица Парандзем с небольшим гарнизоном выдерживала осаду и отражала атаки вражеских войск. Персы ее также взяли в плен и казнили со словами: «Ты хотела корону – так получи ее» – на голову ей был надет раскаленный обруч.
Однако они не смогли сломить дух непокорного и свободолюбивого армянского народа, который от мала до велика поднялся против захватчиков. Вместо казненного Шапухом спарапета Васака Мамиконяна во главе армянского войска стал его сын, отважный Мушег Мамиконян. Ненависть и гнев армян против иноземных поработителей и предателей Родины дошла до предела. Сын изменника Вагана Мамиконяна Самвел убил своего отца и, присоединившись к войскам Мушега, включился в самоотверженную борьбу за освобождение Родины.
С поля боя Самвел отправился домой. Его мать, не зная еще, что муж убит, брат казнен и вообще персы разбиты, разорила церковь, а во дворе своего дворца построила капище. На алтаре этого капища Самвел и казнил ее. Последние слова, которые она услышала: «Меч, покаравший изменника-отца, покарает и отступницу-мать».
Сын Аршака II, престолонаследник Пап, находившийся у римлян, был провозглашен армянским царем и, получив от римлян вспомогательное войско, вернулся в Армению. Против персов началось общее наступление. Решающее сражение произошло в 371 году у подножия горы Нпат в Дзиравской равнине. Персы потерпели тяжелое поражение и были изгнаны из Армении. Во время этого сражения Меружан Арцруни попал в плен. Ему надели на голову раскаленный железный венец, таким образом покарав за измену Родине.
После изгнания персов царь Пап (правил в 371–374 гг.) вместе со спарапетом Мушегом Мамиконяном объединил под своей властью все армянские земли, создал единое царское войско, ослабив военную мощь нахараров. Великие князья, не примирившись с политикой царя, с помощью находившихся в Армении римских военачальников Терентия и Траяна организовали заговор и во время пира вероломно убили Папа.
Ультиматумы армянам следуют от персов один за другим. Шах Йездигерд?I (439–457) требует безоговорочно принять зороастризм (учение пророка Зороастра). «Чтобы никто не смел у меня ходить в христианах, в противном случае предам мечу, огню и виселице», – угрожал неприятель.
На высокомерный вызов шаха Арташатский национально-церковный собор, созванный в 449 году Католикосом армян Овсепом I Вайоцдзореци (437–452) по настоянию Васака Сюни, дает ответ: «В делах государственных мы подвластны тебе, но что до веры, остаемся с Христом». Голос народа слышен и в самой отповеди: «В этих верованиях нас никто не может поколебать: ни ангелы, ни люди, ни меч и ни огонь, ни вода и никакие пытки жестокие… Ибо не человек у нас символ веры, и мы не дети, чтобы лгать тебе. А все в нас нерасторжимо с Богом, с Которым нет способа порвать и уйти прочь – ни ныне, ни присно, ни вовеки веков».
В 443 году марзпан (наместник персидского шаха в Армении) Васак Сюни, правивший Иверией – Южной Грузией, управлял Арменией. К тому времени Васак уже пользовался доверием вождей пограничных гуннских племен. Была у него мечта вернуть Армении независимость. Да и ход событий был ему на руку. Персидские гарнизоны стояли лишь в отдельных крепостях по Айрарату и напрямую подчинялись ему.
В Тизбон к шаху Йездигерду ехали знатные князья. Мощные стены шахской столицы угрожающе надвигались на них. Картину смягчали уходящие вдаль ряды стройных пальм. Впереди гарцуют на конях верховный предводитель армян Васак Сюни и спарапет Вардан Мамиконян.
Было это в Великую субботу перед Пасхой, 15 апреля 450 года. Случилось небывалое: встречать их никто не вышел. А шах обрушил на них бранные речи. Приняв покорный вид, нахарары – на словах – отреклись от христианства. Царю персов пришлось это по душе, и отпустил он их, одарив каждого…
Сопротивление персам разгоралось по всей стране. И встали во главе его Васак Сюни и Вардан Мамиконян. Утром 26 мая 451 года у реки Тхмут на Аварайрском поле сшибаются 200-тысячное персидское войско, поддержанное боевыми слонами, и 66-тысячная рать армянская. Рядом с воинами – монахи, старики, женщины и даже дети. И впереди – Овсеп-Католикос осеняет их крестом: «Мы признаем святое Евангелие как отца нашего, и Вселенскую Апостольскую Церковь как мать». Накануне ночь прошла в молитвах.
У Йездигерда в заложниках оба сына Васака – Бабик и Нерсик. Не по этой ли причине до последнего часа пытался князь избежать кровопролития?
Историк Егише, сам очевидец и участник событий, писал в своем «Слове о войне Армянской», что не было в той сече ни победителей, ни побежденных: «И хотя мы понесли немалые потери, битва при Аварайре возвысила нас в собственных глазах, подтянула дух народа настолько, что отныне он стал бессмертен».
Это была первая в мировой истории самозащита христианства, битва света и тьмы, жизни и смерти, веры и отречения.
Тысяча тридцать шесть воинов, павших на Аварайрском поле, Армянской Апостольской Церковью причислены к лику святых. Среди них и Вардан Мамиконян, внук Католикоса Саака Партева, мужа, упрочившего позиции христианства на армянской земле. Что до Васака, то в роковой для себя час, уже в самый разгар сражения, он идет на перемирие с персами любой ценой, понимая, что неравенство сил может окончательно погубить Армению. Васак прекращает сопротивление и оказывается между двух огней.
Не проходит и года, как духовные лица и нахарары подают Йездигерду бумаги, скрепленные подписью и печатью Васака Сюни. Ознакомился шах и с письмами, адресованными императору Византии Феодосию II и его преемнику Марциану. Васак надеялся на их помощь.
Йездигерд был тверд: «Казнить!»
По знаку шаха дворецкий начинает срывать с Васака Сюни один за другим знаки отличия. И уже через минуту предстал Васак пред всеми без каких бы то ни было покровов. На глазах у отца с младшего, Нерсика, живьем содрали кожу, Бабика забили камнями. Затем вынесли Васаку рубаху смертника…
Лорэтта Тер-Мкртичян в своей книге «Армянские источники о Средней Азии VIII–XVIII вв.», изданной в 1979 г., приводит фрагмент из «Истории Армении» Иоаннеса Драсханакертци, посвященный периоду правления царя Смбата Багратуни в 890–914 гг., отца Ашота Железного (Ерката), где он описывает то плачевное состояние, в котором Армения очутилась из-за междоусобиц, распрей нахараров, их измены царю, перехода на сторону врага – арабских завоевателей. Католикос Иоаннес Драсханакертци стремился примирить враждующих нахараров, быть посредником между царем и армянскими князьями, однако его старания не привели к желаемому единству.
В связи с этим Драсханакертци с горечью пишет: «Когда мы переносили эти ужасы со стороны чужеземных разбойников-грабителей, мы обращали взоры на наших царей и князей, а также на вождей и нахараров страны нашей. И с надеждой мы ждали, что они не поддадутся искушению и не отпадут, а постараются найти выход из этого бедствия, честно свяжутся друг с другом общим братством и объединятся, чтобы подобно Давиду метать камни из пращи в нового Голиафа».
В конце 20-х годов XVIII века героическая борьба сюникцев против гонений персов и турок под началом Давид Бека и Мхитара Спарапета после их смерти пошла на убыль. Свой труд «Давид Бек, или История капанцоц» ученый монах с острова Сан-Лазаро Гукас Себастаци из конгрегации мхитаристов, что в Венеции, записал со слов купца из мегринского села Ванк Степаноса Шаумяна, который в свое время привел Давид Бека из Тифлиса в Сюник, на землю предков. Среди покинувших родину не по своей воле оказался в Венеции и сам купец.
В «Истории» сказано, что в 1725 году полководец Торос, владетельный князь капанского Чавандура, желая отвести от родных мест угрозу вторжения полчищ перса Фатали-хана, собрав войско, двинул на Ордубад. Уже в пути его настигает письмо армянского мелика (князя) Франгюла из Арцваника, в котором тот слезно просит Тороса идти на Баргушат, где закрепились отряды Фатали-хана. Мелик-Франгюл заверял его, что и он готов примкнуть к борьбе против хана. Узнав, что армяне готовы дать ему отпор общими силами, Фатали-хан решает поспешить на выручку своим в Баргушате.
Улучив момент, Торос бросает свое войско на неприятеля и начинает громить его. Тут-то коварный Мелик-Франгюл, имея под началом две тысячи сабель, и проявил себя: переметнулся к неприятелю, и вместе с Фатали-ханом они с двух сторон пошли теснить силы Тороса.
Вот как в своей «Истории» Гукас Себастаци описал этот кровавый эпизод: «Так и побили они войско Тороса, сам он был убит и лишь тысяче четыреста воинам из шести тысяч удалось спастись и добраться до Чавандура».
Из романа Раффи «Давид Бек»:
«Наутро всему племени чалаби стало известно, что мелик Франгюл принял магометанство. Все любопытствовали, все радовались, что один из выдающихся армян бросился в объятия ислама, и были уверены, что теперь многие последуют его примеру…
Старик-армянин рассказывал, будто ангелы вознесли мелика на пятое небо, там он имел беседу с Магометом и Али, затем ему показали рай и ад и спросили – что бы он пожелал выбрать. Мелик выбрал рай. Сойдя с неба, Франгюл немедленно направился к имаму. Тот заметил вокруг его головы ореол святости, пал ниц и стал ему поклоняться. Потом имам усадил его на свое место, а сам сел ниже него, сказав: «Это мне следует прислуживать тебе, ты святее меня». Потом имам заказал ужин, но слуги все не несли его. Тогда Франгюл сделал салават (молитва), и в ту же минуту с неба спустился стол, уставленный всякой вкусной снедью…
– Все это старые сказки, – перебили старика, – ты лучше скажи, где сейчас мелик?
– Он у имама, – ответил старик возмущенно, – сегодня над ним проделают обряд обрезания, и Фатали-хан собственной персоной будет его кирвой – крестным отцом».
С помощью врага предатель Мелик-Франгюл правил Сюником семь лет, пока воины Давид Бека не поймали его. Вероотступника, прозванного в народе Шун Франгюл – Пес поганый, казнили и закопали подальше от родного села Арцваник. Люди положили на могиле камень и вырезали что-то вроде ключа, чтобы показать всем, что под этим камнем лежит изменник Родины. Прошло 300 лет, и не было случая, чтобы путник, проходя мимо проклятой людьми могилы, не плюнул в ее сторону.
Великий русский полководец Александр Суворов как-то писал о Мелик-Шахназаре: «Сей предатель своего отечества призвал Панаха, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его схнахом покорным».
Из публикации Артака Магаляна «Арцахские меликства и возникновение Карабахского ханства» (2009 г.):
«Мелик-Шахназар II, воспользовавшись хаосом, возникшим при убийстве в 1747 г. Надир-шаха, убил брата и его семью и провозгласил себя меликом Варанды… Мелик-Овсеп, убитый Шахназаром, был зятем рода Асан-Джалалянов, правителей Хачена, и его чудом спасшийся малолетний сын Саи-бек укрылся в вотчине Асан-Джалалянов, у своего дяди Мелик-Аллахверди. Однако вскоре и его настигла братоубийственная рука Мелик-Шахназара, заключившего союз с предводителем племени сарыджаллу Панах-ханом. Меликство Шахназара было утверждено указом персидского шаха Али-Ибрагима в 1748 году.
Подлое деяние Мелик-Шахназара подняло против него остальных меликов Арцаха. Это были: Мелик-Овсеп – Гюлистана, Мелик-Аллахкули султан – Джраберда, Мелик-Аллахверди – Хачена и Мелик-Есаи – Дизака. Объединив свои войска, они осадили крепость Мелик-Шахназара Аветараноц, однако из-за ранней зимы не смогли его захватить и вернулись в свои владения с намерением предпринять новый поход весной. Силы мелика Варанды, вне всяких сомнений, не позволяли ему вести продолжительную борьбу против остальных четырех меликов Хамсы. «Чувствуя свою слабость против меликов, обеспокоенный Мелик-Шахназар начал искать выход, – пишет историк XIX века Мирза Юсуф Нерсесов, – и поневоле обратился к помощи Панах-хана, подчинился ему, принес клятву верности и с его помощью избежал кары меликов…
Будучи очень богатым, Мелик-Шахназар оказывал услуги карабахским ханам и этим заслужил большой почет. В начале правления Панах-хана, когда тот чувствовал нужду в деньгах, Мелик-Шахназар оказывал ему необходимую помощь… В конце концов для улучшения своих дел и укрепления положения он отдал свою дочь Хурзад-ханум в жены Ибрагим-хану (сыну Панах-хана) и таким образом установил с ним родственную связь».
В письме, посланном 6 июля 1775 года из Гандзасара Католикосу Симеону Ереванци, сказано: «И если спросишь о здешних краях, все мелики едины с нами, кроме мелика Шахназара, который злым помыслом противится нам и не очистит себя от зависти».
События, разворачивавшиеся в этот период в Арцахе, описал также архиепископ Овсеп Аргутян (Иосиф Аргутинский), который в 1780 году, характеризуя поочередно меликов Хамсы, о мелике Варанды Шахназаре пишет: «Усиливает турок и союзничает с ханом; имеет воинство в тысячу мужей». А в письме же архиепископа командующему русской армией на Северном Кавказе генералу Павлу Потемкину от 28 января 1783 года читаем: «Совет мелика Адама, мелика Овсепа и мелика Есаи был един, но среди них раскольничал мелик Шахназар, который был мужем хитрым, маловерным и негодным к добрым делам, коварным и предающим братьев. В Карабах приходит некое племя Джваншир, словно бездомные скитальцы на земле, чинящее разбой и кочующее в шатрах, главарю которых имя было Панах-хан. Коварный во злых делах мелик Шахназар призвал его себе в помощь, по собственной воле подчинился ему и передал свою крепость».
После окончания Первой мировой войны армяне решили отомстить тем агентам-предателям, которые на протяжении многих лет работали на Турецкую тайную полицию. Главные предатели армянского народа Арутюн Мкртчян и Амаяк Арамянц получили заслуженную кару.
Аршавир Ширакян (01.01.1900 – 12.04.1973), помимо турок – организаторов геноцида армян: великого визиря (премьер-министра) Османской Турции Саид-Халима (убит 06.12.1921 г. в Риме), губернатора Трапезунда (ныне Трабзон) Джемала Азми и «мясника Трапезунда» Бехаэтдина Шакира, ликвидировал также армянина по происхождению, отрекшегося от веры предателя Ваге Ихсана (Есаяна). Тот поступил на службу в тайную полицию, как Мкртчян и Арамянц, и составил список с именами представителей армянской интеллигенции, которые были задержаны 24 апреля 1915 года в Константинополе (ныне Стамбул), замучены и убиты.
Из «Записей воспоминаний» Аршавира Ширакяна:
«Ваге, очень ловок и хитер, всегда был окружен полицейскими и в одиночку нигде не появлялся. Я решил сблизиться с ним… В короткое время мы «подружились», вместе стали ходить в кафе Алиекс… Уверен, что он не верил в мою искренность, однако постепенно все чаще искал встречи со мной.
Утро 27 марта 1920 года. Вышел из дома с намерением завершить дело сегодня любой ценой. Прогулочным шагом двинулся к дому предателя. Было еще очень рано, и улица была пустынна. Окна квартиры Ихсана были закрыты, а занавески опущены. Для того чтобы выиграть время, решил пройти по улице с видом человека, делающего покупки.
Наконец он появился. Руки в карманах, где, как я не раз убеждался, у него всегда наготове был полицейский пистолет. Ихсан, замедлив шаги, подошел ко мне. По лицу было заметно, что его обуревали подозрения.
В 10–15 шагах за ним следил турок-телохранитель. Сохраняя самообладание и пытаясь держаться естественно, я улыбнулся, как обычно улыбаются при виде старого хорошего знакомого. Вытащив руку из кармана, где лежал пистолет, помахал Ихсану, он вынужден был повторить мой жест и, в свою очередь, тоже вытащил руку из кармана.
Я уже ждал этого момента. Моментально вытащил пистолет и выстрелил. Пуля попала не в лоб, куда я целился, а в горло куда-то. Предатель пытался, с одной стороны, вытащить оружие из кармана, а с другой – позвать на помощь прохожих.
Вторая пуля попала в руку Ихсана. Поняв, что не удалось воспользоваться пистолетом, он решил сбежать. Преследуя его, два раза выстрелил вдогонку. На улице появились переполохи…
Пробежав еще немного, Ихсан упал, ударившись головой о камень. Еще две пули попали в предателя, но и они не были смертными. Ихсан все еще пытался встать, но не смог… Ихсан сумел вытащить из кармана пистолет, но я не дал ему возможности выстрелить, буквально упал на него и разрядил пули в голову.
Отойдя на несколько шагов, вернулся, чтобы убедиться, что злодей мертв. Голова его была полностью размозгована, та самая голова, которая на протяжении многих лет была причиной страданий и смерти невинных армян».
Аршавир Ширакян скончался 12 апреля 1973 года и был похоронен на кладбище в Нью-Джерси (США). Надпись на могильной плите героя-мстителя гласит: «Благодаря ему восторжествовала справедливость».
Подготовили Марина и Гамлет Мирзоян