Следственный комитет Армении распространил сообщение в связи с задержанием экс-министра обороны Республики Арцах, бывшего командующего Армией обороны, действующего советника президента Арцаха Микаела Арзуманяна.
«В результате проведенных крупномасштабных следственных и процессуальных действий в рамках расследуемого в Главном военном следственном управлении СК Армении уголовного производства выяснилось, что генерал-лейтенант М.А. в ходе развязанной военно-политическим руководством Азербайджанской Республики агрессивной войны против Республики Арцах, в условиях объявленного военного положения, в период с 30 октября по 9 ноября 2020 года, в ходе организации защиты Шуши и прилегающих районов проявил халатное отношение к своим служебным обязанностям, не выполнил или выполнил их ненадлежащим образом, что повлекло по неосторожности тяжкие последствия: вооруженные силы противника полностью взяли под свой контроль город Шуши и его окрестности, а свои подразделения имели жертвы и раненых.
Генерал-лейтенант М.А., неся личную ответственность за подготовку, готовность и применение войск, а также за успешное выполнение поставленных перед войсками (силами) задач, с 30 октября 2020 года в ходе организации операции по обороне Шуши и прилегающих районов не обеспечил эффективное использование боевых возможностей войск (сил) и успешное выполнение поставленных задач в установленное время, не контролировал выполнение поставленных задач, не проявил твердости и настойчивости в реализации принятых решений, оперативности и гибкости при реагировании на изменения обстановки, не обеспечил устойчивость, непрерывность, оперативность управления войсками, надлежащее и полноценное командование.
В частности, генерал-лейтенант М.А. в своем боевом распоряжении не поручил разместить войска на неохраняемом участке линии обороны прилегающих к Шуши районов, не уточнил задачи соседних подразделений, линию разграничения. 31 октября не организовал на правом участке занимаемой подразделением N линии, а также на участке автотрассы Шуши-Лисагор необходимой защиты, в условиях, когда еще 27 октября имел в своем распоряжении находящуюся в направлении Шуши специально сформированную на основе военной части N стрелковую роту из 95 военнослужащих, а также два отдельных батальона из 365 военнослужащих, которые на тот момент не были задействованы в выполнение боевых задач.
Кроме того, до 6 ноября 2020 года включительно, в оперативных сводках, подписанных М.А., указывалось, что боевые задачи продолжают выполняться, в том числе в направлении города Шуши, обстановка была представлена контролируемой в условиях, когда 5 ноября отдельным группам противника удалось проникнуть в Шуши.
По решению последнего, указанные подразделения были вовлечены в оборону города Шуши и прилегающих районов несвоевременно – 5 ноября один стрелковый батальон воинской части N был размещен на участке от перекрестка Шуши-Карин Так до местности «Исааков родник», однако до этого азербайджанские подразделения уже взяли под контроль село Карин Так, ряд участков дороги Шуши-Лисагор и местности «Исааков родник», в условиях чего батальон не успел организовать стабильную защиту и будучи переведенным на это направление, сразу оказался под угрозой окружения и вместо обороны перешел к самообороне, понеся потери. При этом данный батальон еще с 1 ноября был готов к участию в боевых действиях.
Кроме того, в операции по защите Шуши не были применены два батальона мотострелковых войск, каждая по 250 человек, которые были готовы к участию в боевых действиях еще с 15 октября 2020 года, а также подразделения, состоящее из около 50 военнослужащих, готовые с 20 октября. То есть, не были задействованы подразделения регулярной армии численностью в 650 человек.
Кроме того, со стороны М.А. были нарушены принципы централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач. В условиях постоянно меняющейся обстановки командиры действующих в направлении Шуши войск не успевали изучить расположение своих войск, использовать их по назначению, обеспечить взаимодействие между подразделениями регулярной армии и добровольцами. На ряде участков обороны, у перекрестка автозаправки на трассе Шуши-Степанакерт, от данного перекрестка до перекрестка Шуши-Карин Так не были размещены подразделения (противник обошел армянские подразделения через ущелья и высоты так называемого участка «Исааков родник» и захватил город Шуши).
Таким образом, генерал-лейтенант М.А в ходе организации защиты города Шуши и прилегающих районов проявил халатное отношение к своим служебным обязанностям, не выполнил или выполнил их ненадлежащим образом, что повлекло по неосторожности тяжкие последствия: 2 ноября 2020 года подразделения противника с правого фланга обошли подразделение N (несмотря на то обстоятельство, что командир подразделения доложил М.А, что противник обходит армянские позиции справа на неохраняемом участке), двинулись от села Схнах в направлении так называемых участков «Набилар» и «Зарысли» к территории между городом Шуши и населенным пунктом Лисагор, после чего 4 ноября, около 02:00, пересекли на участках «Набилар» и «Зарысли» трассу, прошли через ущелья и высоты «Исаакова родника», захватив высоту, накопили силы и продвинулись к городу Шуши. Затем обошли подразделения, стоявшие на перекрестке Шуши-Карин Так, и 5 ноября вечером, с перекрестка автозаправки на трассе Шуши-Степанакерт начали проникать в город Шуши, полностью взяв под контроль город и подступы к нему 7 ноября.
30 августа 2022 года М.А. предъявлено обвинение по части 3 статьи 375 УК Армении (халатное отношение начальника или должностного лица к службе). В тот же день принято решение задержать обвиняемого М.А. в связи с необходимостью применения ареста, как меры пресечения.