В ходе прошедшей в начале июня в Баку международной выставки «Нефть и газ Каспия» Азербайджан и Турция пришли к ряду соглашений о сотрудничестве в энергетической сфере. В частности, тюркские союзники «подписали соглашение о продлении срока действия договора о поставках природного газа между BOTAŞ и AGSC, который истекает в этом году, до конца 2030 года», сообщил по итогам форума министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар. Речь идет, в частности, о продлении контракта на поставку газа с конца 2024 до 2030 года включительно. Объем поставок сохраняется на прежнем уровне – в 3,5 млрд кубометров газа в год.
Ранее, в мае, было подписано четыре соглашения между BOTAS и SOCAR, по которым азербайджанский газ будет транспортироваться в Европу через Турцию, а туркменский газ – в Азербайджан, напомнил глава энергетического ведомства Турции. Ранее в компании SOCAR проинформировали о подписании с коллегами из турецкой BOTAS ряда договоров на поставки газа в Болгарию через территорию Турции. Газ с берегов западного Каспия поставляется в южнобалканскую страну по «Южному газовому коридору» и через интерконнектор Греция – Болгария, президент которой Румен Радев отмечал решающую роль Баку в диверсификации поставок природного газа в Европу. В ходе недавнего заезда в Баку в рамках регионального кавказского турне схожие мысли высказывал и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
В свою очередь British Petroleum рассчитывает получить первый газ с глубоко залегающих пластов блока Азери – Чыраг – Гюнешли в начале 2025 года. Как заявил региональный президент BP по Азербайджану, Грузии и Турции Гэри Джонс, на первом этапе добыча газа составит порядка 0,5 млрд кубометров в год, в то время как общие запасы газа на разрабатываемом вот уже 30 лет месторождении предварительно оцениваются в 300 млрд кубометров.
Экспорт газа из Азербайджана в 2024 году превысит 24 млрд кубометров, сказал президент Ильхам Алиев. Львиная доля этих поставок предназначается для Европы, сотрудничество с которой Баку успешно развивает, несмотря на периодические возгласы и демонстративные истерики с обеих сторон на тему «нарушений прав человека» либо же, напротив, «вмешательства во внутренние дела суверенных государств».
По словам побывавшей недавно в Баку главы департамента международных связей Еврокомиссии Кристины Лобилло Борреро, ЕС столкнулся с очень серьезным энергетическим кризисом и в этой связи ему жизненно важно «диверсифицировать направления поставок газа». Еврочиновница считает Азербайджан надежным партнером Брюсселя в сфере газовых поставок, которые, по ее мнению, надо только наращивать. Заметим, это полностью соответствует энергетической стратегии Белого дома, немало преуспевшего в отсечении Европы от российских энергетических ресурсов. В послании Джо Байдена участникам вышеупомянутой «Бакинской энергетической недели» отмечается непреходящее значение Азербайджана как краеугольного камня глобальной энергетической безопасности, и для Европы в частности: «Региональная стабильность и взаимные связи являются главными приоритетами для Соединенных Штатов. Прочное и достойное мирное соглашение положит конец десятилетиям конфликта, преобразит Южный Кавказ и существенно повысит роль Азербайджана в регионе. США привержены поддержке этих благородных устремлений».
Как отмечает востоковед Юрий Кузнецов, план президентов Турции и Азербайджана – Эрдогана и Алиева – «захватить Европу без боя» успешно реализуется в весьма комфортных условиях. Именно в этом контексте следует рассматривать и идею сквозного сообщения между «основной территорией Азербайджана, Нахичеваном и Турцией через Мегринский район Армении, известную с 1992 года как «план Гобла» (авторы нашего издания неоднократно обращались к этой теме на протяжении минувшей четверти века). В 2021 году Ильхам Алиев заявлял, что так называемый Зангезурский коридор не только «объединит весь тюркский мир», но и «станет для нас связующим звеном с Европой». Американская сторона обычно говорит об этой идее как о некоем торговом пути, очень похожем на проект «Перекресток мира», выдвинутый Ереваном, рассказывает помощник госсекретаря США Джеймс О`Брайен. По словам дипломата, уже сейчас имеются некие маршруты, где прорыты тоннели, так что можно открыть несколько путей, предусматривающих транзит части грузов через Армению до Грузии, остальную часть – через Турцию, развивая сеть дорог, а не один-единственный маршрут.
«США и Турция заинтересованы в наращивании своего влияния в Средней Азии, для этого нужна прямая связь между Турцией и Каспием. Т.н. Зангезурский коридор рассматривается ими как средство для достижения этой цели… У США есть прямой интерес к тому, чтобы Азербайджан и Турция наладили прямую сухопутную связь по территории Армении», – цитирует Sputnik Армения политолога Гранта Микаеляна, дающего объяснение изменению отношения Америки к первоначально выдвинутому Полом Гоблом проекту вновь на позитивное. До недавнего времени в Вашингтоне не желали размещения вдоль этого маршрута российских пограничников, однако сейчас, когда этот вопрос закрыт, США поддерживают весьма опасный для Армении сценарий. В случае разблокирования коммуникаций Баку может обвинить Ереван в неспособности обеспечивать их безопасность и настоять на том, что эту задачу должен решить либо Азербайджан, либо Турция, предполагает Микаелян. Ранее министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадир Уралоглу рассказал о том, что сопротивления со стороны Еревана по поводу пресловутого Зангезурского коридора практически нет.
Таким образом, Турция и Азербайджан вполне могут начать (если уже не начали) реализацию долгосрочных коммуникационных и энергетических проектов в обход России. Периодические рассуждения о «стратегическом партнерстве» между Москвой и Анкарой либо же между Москвой и Баку могут служить разве что самоутешением. Действуя гораздо умнее, чем Грузия при Саакашвили, Азербайджан «сумел выстроить отношения с Россией, которые устраивали Азербайджан и устраивают Россию, – говорит профессор и научный руководитель Института военной экономики и стратегии Высшей школы экономики Дмитрий Тренин. – Сегодня Азербайджан для России имеет большое значение, потому что это логистическое звено, которое связывает Россию с регионом Персидского залива, с регионом Ближнего и Среднего Востока… Азербайджан является партнером Турции, но с Турцией Россия тоже сумела выстроить отношения. Они не идеальные, но можно жить, это рабочие отношения. В них постоянно появляются проблемы, которые постоянно оба руководителя так или иначе решают, и есть некоторая взаимозависимость между Россией и Турцией».
Несмотря на периодическую активизацию двусторонних контактов, проблемы в российско-турецких отношениях нарастают. Так, министр иностранных дел Турции Хакан Фидан прибыл для переговоров в Нижний Новгород и в Москву на фоне очевидных трений, отражением которых стали, в частности, высказывания президента России Путина на встрече с руководителями ведущих информагентств в Санкт-Петербурге 5 июня: «Мне кажется, что экономический блок правительства в Турции в последнее время делает упор на получение кредитов, инвестиций, на получение грантов из западных финансовых институтов. Наверное, это неплохо. Но если это связано с ограничениями торгово-экономических связей с Россией, то потерь для турецкой экономики будет больше, чем приобретений. На мой взгляд, такая угроза существует. А макроэкономические показатели требуют пока особого внимания со стороны правительства Турции».
Обращают в Москве внимание и на то обстоятельство, что «по некоторым направлениям Турция сотрудничает с Украиной, а Украина в это же время пытается нанести удары по газопроводам, по которым идет газ в Турцию. Это не шутка, это не преувеличение никакое… два беспилотника были подавлены системами РЭБ Российской армии и упали рядом с этой газоперекачивающей станцией на берегу Черного моря… Просто проинформируйте, пожалуйста, нашего друга президента Эрдогана о том, что происходит в реалиях. А корабли, которые охраняют эту газотранспортную систему, проложенную по дну Черного моря, постоянно подвергаются атакам этих беспилотных катеров (БЭК), которые, кстати, поставляются европейскими странами Украине. Вот они предпринимают атаки на наши корабли в Черном море, охраняющие эти две трубопроводные системы».
По информации издания Hurriyet, еще в марте Анкара и Вашингтон достигли договоренностей о механизмах реализации антироссийской санкционной политики. Если ранее подозреваемые в ее обходе немедленно попадали в черные списки Америки, то теперь турецкие партнеры самостоятельно проводят расследование по соответствующим запросам из-за океана и сообщают о результатах туда же.
Вместе с тем турецкие власти планируют создать операционную компанию в Стамбуле с участием BOTAS и «Газпрома». «В последние годы были проведены значительные работы для создания в Турции центра торговли природным газом. Сейчас мы планируем создать операционную компанию в партнерстве с BOTAS и «Газпромом» в Стамбуле», – цитирует А. Байрактара Анатолийское агентство. На полях встречи глав государств Шанхайской организации сотрудничества 3–4 июля в Астане президент Реджеп Эрдоган, помимо ситуации на Украине и других вопросов, планирует обсудить с Владимиром Путиным также и проект «газового хаба» в Турции. Через несколько дней после Казахстана турецкий лидер отправляется в Америку на очередной саммит глав государств НАТО, где предполагается его встреча с Джо Байденом. Можно уверенно предположить, что идея «газового хаба» в Турции, призванного хотя бы отчасти и в опосредованной форме сохранить российское присутствие на европейском энергетическом рынке к выгоде для посредника, едва ли будет благосклонно воспринята за океаном. А следовательно, практическая реализация проекта как минимум будет сталкиваться с большими сложностями санкционного плана и не только.
Андрей Арешев, Москва