Пятница, 29 марта, 2024

БУДЕТ ЛИ НОВЫЙ ВИТОК ОБОСТРЕНИЯ В ЗАКАВКАЗЬЕ?

Суть подходов коллективного Запада выражена в нескольких пунктах, представляющих крайнюю опасность для Армении.

Читаемое

Суть подходов коллективного Запада выражена в нескольких пунктах, представляющих крайнюю опасность для Армении.

Первый – это то, что про Арцах следует забыть и передать его туркам, которые и будут действовать согласно исторической традиции.

Потом конечно же последуют робкие заявления о том, что так действовать скорее всего не следовало, и глядишь, лет эдак через сто кое-кто, удивляясь собственной храбрости, возьмет и осудит геноцид армян Карабаха. Как это произошло с признанием геноцида 1915-го со стороны США. Причем Обама по этому поводу в свое время выразился с чарующей откровенностью. Типа да, геноцид был, но признавать его нам не с руки, чтобы не обидеть Турцию. Кстати, председатель ЕС Шарль Мишель уже забыл о существовании Карабаха, всячески избегая упоминать его в своих заявлениях об армяно-азербайджанском конфликте.

Второй пункт – это транспортный коридор через Сюник, который позволит изолировать Армению от ненавистного Западу Ирана. Именно коридор, т.е. территория, отторгнутая от Армении, где не будет какого-либо контроля – полицейского, таможенного, военного со стороны Армении. В противоположность этой аннексии Россия предлагает разблокировку дорог, но Запад почему-то решил здесь полностью обслужить азеро-турецкие интересы. Видимо, полагая это ударом как по Армении, так и по Ирану. Не зря Иран достаточно серьезно реагирует на эти намерения, стягивая к границе военные контингенты. Почему как бы наделенный гуманизмом Запад пытается аннексировать армянскую территорию, а не призвать к разблокировке коммуникаций, все равно непонятно. Пока договоренностей, положенных на бумагу, в официальном обороте нет, но устные заявления говорят именно о версии «коридор».

Третье – это скорейшее заключение мирного договора и скорее всего по версии Азербайджана, изготовившего свои карты, согласно которым Ереван еще армянский, но все остальное уже ставится под сомнение. Россия же и тут предлагает основываться на картах советского Генштаба 1985 г., на которых границы четко обозначены, и призывает проделать делимитацию и демаркацию не торопясь, чтобы исключить или, если возможно, отложить вооруженные конфликты на эту тему.

Складывается впечатление, что Запад, ведомый Турцией, а сейчас уже и Азербайджаном, пытается действовать не из какого-либо, пусть и абстрактного, представления о международных нормах, а попросту вопреки России и Ирану.

Карабах, или, как принято называть его в Армении, Арцах, отдаем на растерзание Азербайджану, потому что там стоит российский миротворческий контингент, «коридор» отрывает Иран от Армении, и дело делимитации и демаркации их как бы не волнует. Ну, подумаешь, где-то далеко кто-то от кого-то что-нибудь отожмет. Тем более что отожмет от номинального союзника России.

На этом фоне в самом конце октября состоялась встреча в Сочи, сперва между Путиным и по отдельности Алиевым и Пашиняном, потом было принято совместное заявление, в котором стороны «Договорились воздерживаться от применения силы или угрозы ее применения, обсуждать и решать все проблемные вопросы исключительно на основе взаимного признания суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ в соответствии с Уставом ООН и Алма-Атинской декларацией 1991 года». Кстати, эту декларацию Азербайджан подписывал как страна, в которой Карабах отсутствовал по итогам референдума о независимости.

Далее, РФ, Азербайджан и Армения подтверждают приверженность соблюдению договоренностей от 9 ноября 2020 года, в которых обозначена проблема Карабаха. Россия берется содействовать подготовке к подписанию мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Не скорейшего подписания, а путем «активной подготовки к заключению мирного договора между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения». И в последнем пункте «РФ, Азербайджан и Армения отметили востребованность усилий российских миротворцев по стабилизации в Закавказье».

Т.е. нечто противоположное усилиям Азербайджана и Запада в этом направлении. После чего Азербайджан, проиграв на сочинской дипломатической площадке, прибегает к различным провокациям на границах Армении и Азербайджана и пытается всячески дискредитировать миссию российских миротворцев в Карабахе. Провокации были купированы, но против миссии российских миротворцев в Карабахе были предприняты информационные вбросы о том, что Россия якобы завезла на 102-ю базу оружие и боеприпасы, которые через гуманитарный коридор в Лачине перебросила в Арцах для вооружения сил самообороны Арцаха. Естественно, без какой-либо доказательной базы. И если бы не жесткая реакция Армении, Россия в заявлениях Азербайджана предстала бы страной, нарушающей свои же договоренности неиспользования гуманитарного коридора для вооружения сил самообороны Арцаха. Странным образом после азербайджанских заявлений на заседании правительства Пашинян впервые квалифицировал действия Алиева как стремление к геноциду армянского населения, многократно повторив это слово. Более того, была проведена аналогия между действиями правительства Азербайджана и запрещенной в России ИГИЛ. Что удивительно, потому что многим желание Пашиняна всячески угождать Алиеву казалось уже выработанной традицией. Что-то между друзьями пошло не так… Точнее, другом и сюзереном, поскольку Алиев всегда смотрел на Пашиняна с плохо скрываемым презрением. В корнях этих отношений разбираться не будем.

Более того, в армянских экспертных кругах стало проявляться серьезное сомнение в том, можно ли заключать какие-либо соглашения с государством, квалифицируемым как террористическое. Азербайджанское руководство давно пользуется этой терминологией для обозначения Армении, но вот ответка крайне неожиданна. И ее можно интерпретировать как срыв попытки скорейшего заключения мирного договора с трагическими последствиями для Армении. Точнее, того, что от нее останется.

Алиев, несколько опьяненный своими военными успехами с подыгравшим ему Пашиняном, несколько, как кажется, переоценил свою значимость. Что способствовало этому – сказать трудно. На сторонний взгляд – безусловная поддержка НАТО и Турции и, как кажется, неверная трактовка событий на Украине, в которых Россия представляется ему проигравшей стороной. Тесные отношения Алиева с Украиной, которые проявились еще и в том, что он в свое время закупил у них фосфорные бомбы, запрещенные всеми возможными конвенциями, вполне могут повлиять на него и в информационном смысле. Т.е. индуцировать и всячески поддерживать в нем веру в скорейшую перемогу, и тогда договоренностями с проигравшей Россией можно будет пренебречь.

Через две недели после сочинской встречи, 15 ноября, Сенат Франции практически единогласно утвердил резолюцию с требованием немедленного вывода ВС Азербайджана с территории Армении. Правда, в связи с сентябрьской агрессией. Сенат также обратился к правительству с просьбой рассмотреть вопрос создания гуманитарного офиса в Карабахе, санкций против Азербайджана, а также укрепить оборонные возможности Армении. Естественно, что все это было с большим подъемом воспринято армянскими еврофилами. Вообще-то оборонная мощь Франции сильно преувеличена, но в определенных кругах ее рейтинг как гаранта безопасности Армении растет независимо от обстоятельств. Тот же Сенат в свое время принял решение по признанию Карабаха, которое правительство заблокировало, не желая портить отношения с Турцией. Теперь примерно та же история. Интересно, какие санкции может объявить Франция, не сделавшая во время 44-дневной войны ни одного жесткого заявления? Несмотря на применение Азербайджаном запрещенных фосфорных и кассетных бомб. Уничтожение памятников культуры тоже не особо взволновало лидера европейской культуры. Да, какие-то заявления Франция озвучивает, но проблема в том, что во всем этом интересы Армении мало что стоят и все эти заявления носят имитационный характер. Кто мы и кто Турция для Франции? Вряд ли она настолько переполнена благородством, что может пойти против Турции и Запада, защищая нашу безопасность. Но, поднимая эти вопросы, она улучшает свои переговорные позиции с Турцией и Азербайджаном по коммуникациям и энергоносителям, с тем чтобы, добившись каких-то уступок, слить свои заявления в унитаз. Яркий пример таких подходов, практикуемых Западом – это отношение к курдам. Сперва содействие с обещанием дать им построить курдское государство, потом, выражаясь просто, – поматросили и бросили. В результате курды оказались расколоты, частично оказавшись в сирийской правительственной армии, частично – на стороне США, окруженные не столько друзьями, сколько врагами, а о курдском государстве забыто основательно.

По инициативе Пашиняна, выраженной на 77-й Генассамблее ООН, в Армению был введен малочисленный корпус наблюдателей. Причем только на территорию Армении, в Азербайджан их не пустили, хотя подобные миссии предполагают наблюдение с обеих сторон. Первоначально предполагалось разместить 40 наблюдателей, сегодня их, по слухам, осталось не более тридцати представителей военных и разведывательных структур. И, если судить по моему личному опыту, миссия подобных структур неизбежно превращается в разведывательную, причем неизвестно, кому поставляются данные. По крайней мере, никаких заявлений по поводу агрессивных намерений Азербайджана, как реализованных, так и потенциальных, этими миссиями сделано не было. Опыт миссии ОБСЕ в Донецке – Луганске до начала СВО на Украине тоже, как выясняется, не грешил особой объективностью, а данные мониторинга предоставлялись украинской стороне. Ни в коем случае не наоборот. Западные миротворческие контингенты политизированы и выступают в пользу одной из сторон. Например, миротворческие контингенты Запада никак не препятствовали выселению сербов с территории Косово, весьма односторонне трактуя свою миссию.

17 ноября с рабочим визитом в Баку прибывает премьер РФ Мишустин. На фоне заявлений о росте товарооборота и прочих достижениях в отношениях стран была показана зависимость Азербайджана именно от России, большая, чем от Турции и Запада. И что именно это обстоятельство должно быть главным для Азербайджана. И всяческое укрепление связей России с Ираном, несмотря на вовлеченность Азербайджана в провоцирование внутреннего взрыва в Иране, тоже говорит об этом. В любом случае именно во время пребывания Мишустина в Баку Алиев на встрече со спецпосланником ЕС Дирко Шубелем весьма презрительно выразился о госминистре Карабаха Рубене Варданяне, назвав его «засланным Москвой с очень четкой повесткой», с которым Алиев отказывается говорить. Человек, засланный Москвой, надо понимать, диалога с Алиевым не заслуживает. Видимо, лекции по дипломатической этике в МГИМО Алиев прогулял. А встречу с Мишустиным скорее всего истолковал как победу, а не как предупреждение.

Я уже говорил, что судьба Армении решается на Украине, и действия Алиева в определенной степени связаны с его пониманием происходящего там. Отступление из Херсона, понятно, временное. С военной точки зрения ничего особенного не произошло. Да, спецоперация превращается в войну, как бы мы ни пытались избежать этого определения. Удары по энергетической инфраструктуре обещают украинцам большие проблемы, особенно в преддверии зимы, и это недовольство может быть использовано против власти. Украинцам бороться не за что – денацификация и демилитаризация их жизнь могут только улучшить. И этот аргумент Россия должна донести до сознания украинцев. Вот только сумеет ли? Тут нужна не только военная победа, в которой даже на Западе перестают сомневаться, но и идеологическая. С одной стороны – мощь манипуляционных технологий Запада с войной до последнего украинца, с другой – слабость России в «мягкой силе», так и не вышедшей из стадии дебюта. Зависимость от Запада уже провозглашена колониальной, колонии вышли на путь освобождения от власти сюзерена, но все равно коллективный Запад еще очень силен и за свое владычество над миром он еще поборется. Империи на закате бывают опаснее, чем в стадии расцвета. Как для других, так и для самих себя. Но как показывает обстрел Польши со стороны Украины, который был, естественно, приписан России и, по мысли устроителей провокации, должен был привести к полномасштабному вступлению НАТО в войну, цели он не достиг. Байден решил не разворачивать провокацию в казус белли, в перспективе – ядерной белли, и война на Украине останется в пределах прокси войны НАТО с Россией, до последнего украинца, но не натовца. Все-таки остались у империи представления о самосохранении даже при геронтократическом правлении.

И теперь о сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване, которую можно в определенной степени назвать продолжением сочинской встречи. Она пройдет 23 ноября в Ереване под председательством Пашиняна, когда газета уже будет набрана, но повестка саммита уже опубликована и вряд сильно изменится. Приедут Путин, президенты государств – членов ОДКБ и генсек ОДКБ Станислав Зась. На повестке – совершенствование системы кризисного реагирования, из-за которой в армянском обществе раздувались слухи о бездеятельности ОДКБ. На подписание будет выставлен ряд документов, касающихся оснащения миротворческих сил современным вооружением, военной и специальной техникой, совместное формирование радиационной, химической и биологической защиты и медицинского обеспечения ОДКБ, а также придания комплексу оперативно-профилактических мероприятий «Наемник» статуса региональной антитеррористической операции. Будут рассмотрены бюджет на 2023 год и различные оргвопросы. Перед началом сессии состоятся совместные заседания Совета министров индел и секретарей совбезов. Планируется заявление министров индел по вопросам архитектуры безопасности, осуждение попыток героизации нацизма, неонацизма, шовинизма и всех форм ксенофобии, а также решение секретарей совбезов «О составе Координационного совета уполномоченных органов государств – членов ОДКБ по вопросам биологической безопасности».

Теперь в переводе на доступный язык. Миротворцы, оснащенные современным оружием, от полицейских функций перейдут к военным, вопрос касается только инструкций по скорости и объему принятия решений. Совместная биологическая, химическая и радиационная защита означает ее актуальность и возможность применения этих средств противником. Что-то вроде общеблоковой гражданской обороны, но на современном уровне. Вопрос архитектуры безопасности призван окончательно решить вопрос, «с кем вы, мастера культуры?» Если с ОДКБ, то других сюзеренов больше не ищем. Осуждение нацизма скорее всего взято из истории ВОВ, когда война переместилась на территорию Европы для искоренения гитлеровского нацизма и придала Советской армии статус освободителя. Создание антитеррористических центров, если трактовать этот пункт повестки расширительно, означает возможности борьбы со шпионской и агентурной сетью на местах. Вопрос же биологической безопасности, как показал ковид и события на Украине, крайне актуален для членов ОДКБ, на территории которых до сих пор действуют натовские лаборатории с закрытым доступом. Координационный совет призван убрать это ограничение и открыть к ним доступ как странам, подписавшим это решение.

Решения давно назревшие, где-то – перезревшие, и означают переход ОДКБ в военно-политический союз с широким спектром полномочий. Понятно, что некоторые члены ОДКБ поставят свои подписи чисто формально, продолжая свои реверансы в сторону конкурентов, но главное – это подписи от имени стран, которые позволят контролировать их деятельность именно в русле договоренностей.

О самой же сессии Совета коллективной безопасности – в следующем номере.

Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван

ИсточникНоев Ковчег
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Глава партии «Демократическая консолидация» отправился в Воскепар: Здесь решается вопрос государственности

Глава партии «Демократическая консолидация» Сурен Петросян с друзьями отправился в Тавушскую область, где собирается остаться.

Похожее