30 мая в Москве состоялось шестое заседание Международного российско-армянского «Лазаревского клуба»
Кризис в российско-армянских отношениях очевиден и вызывает глубокое беспокойство. Будущее двухсторонних отношений зависит не только от руководства стран, но и от того, насколько гражданские общества России и Армении готовы открыто и конструктивно вести диалог по самым острым вопросам, накопившимся за последнее время. Трагический исход с родных земель армян Нагорного Карабаха, разрушительные действия властей Армении, направленные на подрыв традиционных связей с Россией, а также нападки на Армянскую Апостольскую Церковь отдаются болью в сердцах армян и россиян. Подстрекаемый недружественными России и Армении внешними силами рост русофобии и армянофобии требует срочных ответных мер.
Международный российско-армянский «Лазаревский клуб», созданный для укрепления отношений между российским и армянским народами, принял решение провести очередное, шестое заседание клуба на тему «Куда идешь? О кресте Армении и кресте России».
Целью обсуждения является анализ происходящего в наших странах и в отношениях между ними, а также попытка осмыслить и предложить шаги, которые могут и должны предпринять наши гражданские общества для сохранения союзнических отношений и духовных связей между русским и армянским народами.
К диалогу приглашены политики России и Армении, общественные деятели, историки и политологи, дипломаты, представители бизнес-сообщества, духовенства, деятели культуры и журналисты. Путем открытой дискуссии мы хотим также продемонстрировать глубину исторических, духовных и культурных связей народов России и Армении, которую пытаются поставить под сомнение те, кто не желает процветания нашим странам.
В шестом заседании клуба приняли участие более 90 человек, в том числе со вступительным словом выступил координатор Совета «Лазаревского клуба» Константин Затулин. Выступили также Ара Айвазян, Армаис Камалов, Владимир Джабаров, Ашот Гулян, Аршак Карапетян, Левон Степанян, Андраник Мигранян, Лусик Гукасян, Арам Саркисян, Грант Багратян, протоиерей Арсений, Тигран Манасян, Андрей Арешев и другие.
– Прежде чем обратиться к ответу на вопрос повестки «Куда идешь?», стоит спросить нас самих: а какие реалии подверглись трансформации и привели к порогу порушения союзных отношений, к недоверию на межгосударственном уровне и уже – распространению заразы неприятия России среди части поколений 90-х в Армении?
После развала СССР, последствия которого мир никак не может переварить до сих пор, на постсоветском пространстве разгулявшаяся вакханалия хаоса породила множество инверсионных явлений, чем мы обязаны спецслужбам Запада и работающим под их управлением всевозможным фондам, сектантским организациям и, не к слову сказано будет, ЛГБТ-сообществу*.
Худшее, что произошло в 90-е годы – это отказ от советской системы школьного, вузовского образования, что стало драгоценным подарком для наших «доброжелателей». Принцип «если хочешь победить врага, воспитай его детей» был применен с изощренной изобретательностью. В результате в наших странах действует ассортиментный набор агентов влияния, которые и скрывают свои подзаборные отношения аж с руководителями спецслужб – ЦРУ, МИ-6, МОССАД. Маразм явления в том, что уровень отношений, к примеру, с руководством Армении понижен до минимума. Премьер-министр страны, секретарь Совбеза ведут переговоры не с коллегами из США, Англии, а с Ричардом Муром – главным разведчиком МИ-6, с директором ЦРУ У. Берисом, а недавно и с его замом Д. Коэном. О чем?
О характере подобных переговоров гадать особо не приходится. Нескрываемая цель англосаксов ясна – удалить российское присутствие из региона. Армения – последняя страна Закавказья, на территории которой существует российская военная база со всеми вытекающими отсюда последствиями. Подобный расклад не устраивает и турецко-азербайджанский тандем.
Учитывая особенности тюркского характера – льстить, предлагать свои услуги, откровенно проталкивая свои интересы, – они сыграли свою завуалированную ключевую роль в нарушении паритета и фактического устранения доминантной роли России в регионе.
Очевидно, что геноцидная политика Азербайджана, устроившего этническую чистку армян в Арцахской Республике, была по душе и приветствовалась западным сообществом, поскольку тем самым решался вопрос и скорейшего вывода миротворческих сил России из Нагорного Карабаха, и дискредитации роли России по защите мирного армянского населения. Разумеется, при этом замалчивался факт позорного заявления Н. Пашиняна, признавшего НК неотъемлемой территорией Азербайджана.
Если с предательской, трусливой политикой нынешней власти Армении все предельно ясно, а смена режима – наше внутреннее дело и мы намерены в скорейшем времени добиться реальных перемен, то стремление турецкого тандема превратить Армению всего лишь в стратегическое, географическое понятие не вызывает у нас ни малейшего сомнения.
Приведу конкретные примеры. Разочаровавшись в итогах четырехдневной войны 2016 года, Р. Т. Эрдоган принял решение взять руководство Генштабом ВС Азербайджана на себя и направил в Баку 25 высокопоставленных офицеров турецкой армии, которые и разработали подобный план по захвату НКР и руководили разведывательными и боевыми действиями. Хочу напомнить о факте переброски 2000 боевиков-террористов из Сирии, осуществленной Турцией на территорию НКР, которые по сей день оттуда никуда не делись и остаются угрозой для России.
Не могли остаться в стороне от разработки и применения концепции оперативных возможностей в регионе и военное, и разведывательное ведомства Израиля, основного противника ИРИ.
Что мы имеем в итоге?
К чему это привело. После 44-дневной войны в регионе Южного Кавказа утвердилось политическое и военное присутствие Турции с реальной перспективой, при отсутствии упреждающих мер со стороны России, Ирана и Армении, формирования единого турецкого геополитического полюса с широким географическим охватом.
Не вызывает сомнения, что в аналитических центрах коллективного Запада не только учли ошибки России, допущенные за 30 лет при построении новых отношений с постсоветскими странами, но и, используя возникающие геополитические пустоты, заполнили их собственным идеологическим мусором, заменив философию духовного и экономического развития на философию потребительства.
Причем потребительства во всем, даже на примере Н. Пашиняна, заменив понятие Отечество, Родина, на «реальное» государственное образование.
Пагубность подобного заимствования может привести к исчезновению нации, государственности и Отечества. Естественно, при этом для космополитичного гражданина перестает быть обязанностью защищать свою идентичность, систему национальных ценностей, в конечном счете воевать за сохранение страны.
И последнее. Нужно объединение совместных усилий по сохранению исторически выверенных, имеющих стратегическую ценность и значение союзных отношений между Россией и Арменией. Промедление, сами понимаете, чему подобно.
– Смею признаться, мои предки донесли до нас – потомков – только положительное мнение о русских и России, такого мнения было все мое армянское окружение в Нахичевани, Арцахе и в самой Армении. Армяне всегда были преданны России и только в ней видели свою защиту и право на возрождение, особенно после геноцида в Османской Турции.
Армяне не отрицают геополитические интересы России, но болезненно воспринимают контакты союзной страны с Турцией и Азербайджаном, считают, что заслуживают более доверительных и теплых отношений из-за исторически проверенных культурных, религиозных и сложившихся за 100-летия иных связей.
Ничего поделать нельзя – тяготеют армяне к русским! Иначе чем объяснить, что почти три миллиона армян живут повсюду в России, воюют за РФ, приезжают на заработки, дружат, женятся и выходят замуж, воспитывают общих детей. Замечу, что здесь интересен и процентный показатель в сравнении с другими народами.
Тридцать лет армяне надеялись, что маленькая Армения для России станет как Израиль и Тайвань для США на Ближнем и Дальнем Востоке. Не секрет, что без поддержки России мы не имели бы победы в первой Карабахской войне. Россия более 30 лет стоит на нашей границе с Турцией и Ираном, есть 102-я военная база. Армения все эти годы была верна своим союзническим обязательствам.
Что повлияло на взаимоотношения властей Армении и России в 2013 году, я не знаю, но точно знаю, что истоки там!
С появлением информации о продаже оружия Азербайджану в Армении начали искать разницу между союзом и стратегическим партнерством.
Последовательно в СМИ стали обсуждаться действия и бездействия России в годы Первой мировой войны на Кавказском фронте, особенно в период геноцида. Осуждается политика большевиков по уступке территорий Армении Турции и Азербайджану.
Вспоминаются многомиллиардные долги, списанные Россией государствам Азии и Африки, строительство АЭС в Турции за счет России. А в случае с Арменией – принятие энергетических и других объектов взамен долга.
На этом фоне прозападные взгляды еще больше активизировались и в конечном итоге способствовали смене власти.
Разногласия обострились после 44-дневной войны, и особенно после изгнания армян из Арцаха, оккупации Азербайджаном части территории Армении.
Это все существенно негативно отразилось на общественном сознании, особенно молодежи.
Прошу понять меня без осуждений. Желаю быть объективным в целях поиска аргументов в пользу нашей совместной деятельности. Образовавшаяся на этом фоне пятая колонна Запада в Армении уже нас объявляет пятой колонной России. Как этому противостоять? В открытую заявляют, что представителей пятой колонны в силовых структурах и на госслужбе уже нет.
В активизации и усилении русофобии справедливо обвиняется правительство Пашиняна. Поручение Запада выставить Россию из региона нынешнее армянское руководство осуществляет методично и под диктовку. Да так умело, что у значительной части населения проявилось разочарование в России.
Врагом Россию армяне не считают. Есть обида, но нет вражды!
В Армении есть осознание того, что благодаря России часть армян вернулась на свою родину после их насильственных переселений Турцией и Персией, особенно Шах-Аббасом и его потомками.
Была Турецкая Армения, но ее нет. Была и сохранилась Русская Армения, десятая часть от исторической Армении, объявленная сегодня режимом Алиева как Западный Азербайджан.
100-летняя страна с фальшивой историей в большей части есть Восточная Армения.
Я не одинок во мнении, что руководство Армении повинно и сознательно не прислушалось к предложению президента России остановить войну в Карабахе еще в октябре 2020 года. Нет сомнений, что много чего скрыто от народа до сих пор. В том числе помощь России до и в дни войны.
Публичные обвинения России с популистской направленностью сделали свое черное дело. Кроме того, сложилось искаженное мнение, что армяне неспособны воевать и хотят, чтобы за них погибали другие.
Турбулентность процесса не в пользу Армении с учетом анклавного ее состояния. Надежды на вступление в ЕС, как и расчет на военную поддержку Запада, нереальны, в ЕС есть и, уверен, найдется страна с правом вето против Армении. Усугубляется ситуация и с учетом последних событий в Грузии, неопределенность перспективы самой Грузии, состоящей в турецко-азербайджанском тандеме.
Отказались от помощи России, арбитра-посредника, но делимитируют и одновременно демаркируют границу неутвержденными знаками и по непонятным картам, нагло игнорируют рекомендации ОБСЕ и протестные выступления населения.
Хочется верить, что Армения и Россия взаимно востребованы и останутся союзными странами, преодолеют возникшие преграды – и отпадут всякого рода сомнения, появится полное доверие!
Знаком с выступлением Константина Затулина, разделяю его мнение с объективными оценками происшедшего; высоко ценю стремление и искреннее желание к разрешению всей проблемы. Тех, кто когда-либо помогал армянам и Армении, мой народ вписывал в свою историю и воздвигал им памятники, а сегодня почему-то закрывает границу перед защитником чести и достоинства Армении.
Мой вывод: сегодня уже очевидно, что не только народу Армении, но и России не по пути с проводимой политикой нынешнего руководства Армении.
Предлагаю:
– Для демонстрации роли РФ публично признать территориальную целостность Армении, объявить о готовности защитить союзницу в случае покушения на ее территориальную целостность.
– Поддержать право возвращения армянского населения в Арцах. А Армения, как союзница, должна признать Крым и поддержать право России на Донецк и Луганск.
– Ходатайствовать о встрече официальных правительственных делегаций для совместного обсуждения путей нормализации отношений.
– Поставить на вооружение 102-й базы ядерные боеголовки и новые виды вооружения, что прежде всего в интересах самой России на этом театре боевых действий. Тем самым вдохновить армян, персов, курдов и закрыть навсегда тему о Великом Туране.
Отдел политики «НК»
* Движение признано экстремистским и запрещено в РФ