Состоявшаяся в Ереване, а затем и в Гюмри выставка известного крымского фотографа-концептуалиста Александра Кадникова «Люди Крыма: до и после» вызвала живой интерес не только у профессионалов, но и у тех, кто далек от фотоискусства. Хотя сегодня благодаря техническому совершенству профессионалом считает себя каждый, у кого имеется самый простенький цифровой гаджет. Но фотографы до сих пор уверены, что никакая «цифра», даже в самом лучшем разрешении, не сравнится с фотопленкой.
«Революция цифровой фотографии изменила подход к процессу. Достал телефон и сделал тысячу кадров… А ведь фотография – это не количество, а качество. Думаю, цифровые фото все-таки что-то потеряли по сравнению с пленочными. Важное тонет в обыденном. Для себя объясняю так: когда у тебя ограничено количество кадров, ты тщательнее выбираешь точку съемки, сам себе отвечаешь на вопрос, что хочешь увидеть на снимке, – делится секретами своего мастерства Александр Кадников. – Удивительное испытываешь чувство, когда с помощью фотоаппарата можно остановить время или сконструировать другую реальность. Светопись, имея четкие границы и размытые контуры, из повседневного реализма превратилась в документальное искусство. Каждый взявший в руки камеру фотографирует то, что давно находится у него внутри». Как считают коллеги, «секрет Кадникова», или «магия кадра, передающая дух Кадникова», заключается в умении сбалансировать в композиции непонятное и одновременно ясное послание.
В его творческой биографии около 30 персональных выставок, более 40 пресс-туров с необъятной географией, 200 обложек мировых журналов и первых полос авторитетных газет, сотрудничество более чем с 30 крупнейшими изданиями. Он автор и участник двухсот фото-арт- и видеопроектов, которые проходили в России, на Украине, в Германии, Великобритании, Польше, Италии, Словакии. Долгие годы он работал в Киеве, где у него был свой бизнес и успешно развивалась карьера. Но в 2009 году вернулся на родной полуостров. Во время «крымской весны» 2014 года поддержал своих земляков в воссоединении с Россией.
Как отметил на открытии выставки Чрезвычайный и Полномочный посол России в Армении Сергей Копыркин, «возвращение в родную гавань стало олицетворением свободного и демократического Крыма». Кстати, нынешняя выставка была организована представительством Россотрудничества в Армении при содействии Национального фонда «Товмасян». Ее идея появилась месяца два-три назад благодаря главе Русского дома в Армении Вадиму Фефилову, который сразу же загорелся новым проектом, увидев армянские храмы в Крыму.
«Я с удовольствием принял предложение, тем более в Армении я уже бывал раньше. Захотелось оживить воспоминания, – говорит фотограф. – Тема «Люди Крыма: до и после» мне как коренному симферопольцу очень близка. А потому решил показать через художественный взгляд жизнь моего родного Крыма до 2014 года, «крымскую весну» и кардинальные изменения после. В этот раз я постарался привезти сюда то, что волнует меня, и то, что может взволновать, заинтересовать армянского зрителя».
А взволновало и заинтересовало ереванского зрителя в его работах многое. Процессы на постсоветском пространстве прошлись по советским республикам практически по одинаковому сценарию, а потому история Крыма до и после была понятна в Армении.
«Крым за 10 лет изменился кардинально: построены новые трассы, санатории, стадионы, дома культуры. Отреставрированы знаковые места полуострова. Крым – это не только «орден на планете Земля», но и счастливые люди, проживающие в мире и согласии. Недаром девиз Крыма «Процветание в единстве» означает уверенность в своем будущем, – говорит Александр Кадников. – Но самое главное – это люди, которые наполняют сегодняшний день. Люблю всматриваться в их лица, в их глаза. Именно они заполняют своей энергией все пространство кадра. Они – часть эпохи, своего рода печать конкретного времени».
Значительный интерес вызвала экспозиция по армянской тематике, посвященной жизни армянской общины Крымского полуострова. Здесь можно было увидеть фотографии, где запечатлены Пасха в армянской церкви, празднование Трндеза, шествие в память о жертвах геноцида 1915 года, Музей Айвазовского и просто лица крымских армян.
«Армянская диаспора Крыма активизировалась после воссоединения с РФ. За последние 10 лет, то есть после 2014 года, ее активность буквально зашкаливает в хорошем смысле слова. Выпускаются книги, проводятся выставки. Полностью реконструирован Музей Айвазовского в Феодосии. А монастырь Сурб Хач на востоке Крыма за 10 лет, без преувеличения, изменился в лучшую сторону. Я всегда туда езжу за картинкой, там неповторимая атмосфера XIV века», – рассказывает собеседник, подчеркнув при этом еще раз, что не впервые в Армении. И в этот приезд собирается в течение нескольких дней побывать в разных уголках нашей страны. Конечно, со своим неразлучным другом – фотоаппаратом, чтобы успеть поймать в объектив композицию, передающую суть, возможно, непонятного, но одновременно ясного послания. Он уверен, что выставка с работами из Армении заинтересует крымчан так же искренне, как армян – выставка о Крыме.
Уже на прощание один из самых известных и титулованных фотографов Крыма провел мастер-класс для выпускников проекта Русского дома «ФотоLAB», где раскрыл профессиональные секреты, а на примерах своих работ погрузил их в мир непредсказуемых и навсегда застывших моментов. И как высшая награда для всех участников – вручение сертификатов о прохождении мастер-класса. Такое внимание к юным любителям фотографии не случайно, с недавних пор в Симферополе уже говорят о династии фотографов.
«Действительно, сын и дочь загорелись фотографией, снимают, советуются и радуют меня своими результатами. Ходим вместе на съемки, стараюсь брать их с собой на выездные мероприятия. Наше творческое объединение «2АК», то есть Ангелина, Александр, Кирилл Кадниковы, уже провело две фотовыставки. Для фотографа важно, когда есть отдача от творчества и его результат видит зритель», – считает Кадников-старший и добавляет, что, возможно, в скором будущем свои работы на суд армянского зрителя привезут в Армению уже его дети.
Наталья Оганова