К 80-летию со дня рождения Геннадия Ишхановича Мелконяна
Геннадий Ишханович Мелконян (12.08.1944 – 30.05.2002), истинный ереванец, внучатый племянник Каро Алабяна, известный кинорежиссер, сценарист и драматург. В этом году 12 августа ему исполнилось бы 80 лет. Начал свою деятельность на «Арменфильме» в 1962 году осветителем, потом стал ассистентом режиссера.
В 1969-м Геннадий Ишханович окончил режиссерский факультет Ереванского театрального института, продолжал работать вторым режиссером, а затем и режиссером. Вместе с Левоном Атоянцем в 1977 году Геннадий Мелконян снял фильм Альберта Мкртчяна «Каменная долина».
Из статьи «Свое кино Геннадия Мелконяна» Марии Токмаджян (газета «Голос Армении», 2013 г.):
«В 1979 году в армянском игровом кино состоялся замечательный дебют: заявила о себе яркая и самобытная творческая личность. Свою первую работу – короткометражную ленту «Шелковица» – кинорежиссер Геннадий Мелконян снимал совместно с «Мосфильмом». Картина пользовалась большим успехом у зрителя. И подтверждением этому служит тот факт, что работа эта удостоилась главного приза кинофестиваля короткометражных фильмов во французском городе Лилль».
Главные роли в лирической комедии «Шелковица» («Тутовник») исполнили Леонард Саркисов (Гаспар), Элеонора Петросян, Тамара Оганесян и непрофессиональный, но колоритный и харизматичный актер Размик Ароян (Самсон).
Фильм, снятый по рассказу писателя Зорайра Халафяна, яркий пример того самого старого доброго советского кино, трогательно-наивного и в то же время житейски мудрого, он западает в душу и оставляет в ней светлый след.
Это история двух многодетных армянских семейств, живших бок о бок в своем маленьком, солнечном и добром мире, символической осью вращения которого служит старое дерево в общем дворе – шелковица. Жизнь в этом уголке кажется поистине гармоничной и безоблачной.
Но даже в такой идиллии случаются конфликты, ведь везде найдется своя «шелковица раздора». Отцы семейств Гаспар и Самсон вынуждены помериться силой и умом, чтобы не ударить в грязь лицом перед своими семьями, а главное, перед своими детьми.
У малахольного, но сообразительного Гаспара их пятеро – и все мальчики! Как трудно ему порой с ними приходится: ведь нужно уметь подавать им пример настоящего мужского поведения. А у могучего Самсона, который закидывает Гаспара на плечо, как пушинку, – одни девчонки! Каково ему поступиться своей гордостью и проиграть соседу в рукопашном бою?! Но чего не сделаешь ради друга.
Затем был фильм «Все возрасты покорны» (1980), куда вошла новелла «Дом матери», снятая Мелконяном.
В «Доме матери» Ваан – немолодой известный врач, приезжает в родную деревню, чтобы в очередной раз попытаться убедить свою мать, которая живет одна в старом доме, переселиться в город. Но оказывается, что она вовсе не одинока, односельчане очень любят ее за постоянную готовность прийти на помощь соседям. Ваан убеждается в том, что его мать должна остаться в деревне, среди людей, рядом с которыми прошла вся ее жизнь.
В 1983-м на «Мосфильме» режиссер создает очень полюбившуюся зрителям эксцентрическую комедию «Нежданно-негаданно» с Татьяной Догилевой (дебют в большом кино) и Юрием Богатыревым в главных ролях. Фильм о девушке, ничем не примечательной, на которую нежданно-негаданно свалилось немыслимо огромное наследство: коллекция картин и антикварные вещи, с которым она не знает, что делать! Казалось бы, ничего особенного!
Пошла Жанна (в исполнении Татьяны Догилевой) к нотариусу Илье Петровичу (Юрий Богатырев), чтобы тот помог ей разузнать, действительно ли дядя ей наследство оставил… Получила Жанна свое наследство, однако богатство радости ей не прибавило. Наоборот, теперь на нее стали косо смотреть подруги: мол, миллионерша – классовый враг. Да и мужчины в женихи стали набиваться один за другим. В основном это были антиквары, охочие не до самой Жанны, а до ее имущества. Но внезапно главную героиню картины «Нежданно-негаданно» обворовывают, выносят все богатство: фарфор, антиквариат, картины, и Жанна снова становится обычным человеком. Все поддельные женихи от нее сразу отворачиваются, потому что с девушки им теперь взять нечего. А Жанне нужна чистая любовь, бескорыстная, и такое чувство она, кажется, находит в лице того самого нотариуса…
Но фильм запал в душу зрителям, и его такая нелепая, незадачливая героиня в великолепном исполнении Догилевой вызывает искреннее сочувствие. В фильме немало смешных, остроумных сцен, приятной музыки и старых, но верных рассуждений о том, что не в деньгах счастье, а добро должно быть бескорыстным. Сценаристом фильма был близкий друг Эльдара Рязанова, выдающийся советский драматург Эмиль Брагинский, композитором – Георгий Гаранян.
Геннадий Мелконян в 1985 году смог реализовать свой давний проект – полнометражный фильм «Последнее воскресенье» по одноименному рассказу Норайра Адаляна. Картина эта отстаивает извечные морально-этические категории: человеческое достоинство, честь – темы культовые, в чем-то сакральные для армянской ментальности. Главную роль Армена в этой психологической драме исполнил талантливый актер Микаэл Погосян.
Армен, инженер-технолог одного из ереванских молокозаводов, был всегда честным, принципиальным, щепетильным и отзывчивым. Когда в его отсутствие новый сотрудник лаборатории Каро за солидное вознаграждение подписал документы, завысив процент жирности молока, Армен всю вину взял на себя, за что и поплатился. Теперь ему угрожает суд. Однако в воскресенье, когда его должны были взять под стражу, Каро понял, что надо выручать нового друга из беды, и пошел к следователю с повинной.
Геннадий Мелконян:
«Моей задачей в этом фильме было создание образов людей, которые в сегодняшнее время живут честной и достойной жизнью. Это наши современники, которые, попадая в тяжелые ситуации, могут стать героями… В образе главного героя фильма я сгустил все те моральные качества, которые предоставляют возможность людям раскрыть все свои лучшие черты».
В следующем, 1986 году на экранах страны появляется трогательный детский фильм «День бумажного змея», снятый по одноименному рассказу Эльды Грин (Григорян), где юная актриса Тагуи Варданян проникновенно и искренне сыграла главную роль девочки Ани.
Ани живет вместе со своей мамой. Папа ее давно ушел к другой женщине. А после смерти бабушки дедушка тоже стал жить отдельно. Девочка тяжело переживает разлад в семье. В своих мечтах она магическим образом преображает реальность… и возвращает отца домой, однако в действительности ее детские выдумки и уловки ни к чему не приводят. И только разговоры с любимым дедом, каждое утро провожающим ее в школу, помогают маленькой девочке восстановить душевную гармонию и внутреннее равновесие.
Психологический киноальманах «Трое из нас» (1987) состоит из трех новелл: «Иллюзия» (режиссер Дмитрий Кеосаянц), «Слово» (режиссер Геннадий Мелконян) и «Действие» (режиссер Агаси Айвазян). Каждая из этих трех новелл представляет собой сложную психологическую драму.
Мария Токмаджян:
«Дальнейшая творческая жизнь режиссера совпала с мрачными 90-ми годами… Холод, голод, темнота… вот что досталось в наследство этому «потерянному» поколению армянских кинематографистов. Долгие годы они были лишены возможности творить… Лишь позднее, в 1997 году, когда политические страсти в нашей стране немного улеглись, Геннадий Мелконян вернулся к работе и попробовал свои силы в документальном кино».
Список картин Геннадия Мелконяна не длинный. Да и жизнь Геннадия Ишхановича была неоправданно короткой – всего неполных 58 лет. На стене дома, в котором он прожил в Ереване всю свою короткую, но такую наполненную и насыщенную жизнь, в мае 2014-го установлена мемориальная доска.
Когда-то двухэтажный дом на улице Арама (ранее Спандаряна), названной в честь основателя Первой Республики Армения (1918–1920) Арама Манукяна, где жил Геннадий Мелконян, теперь вознесся ввысь, превратившись в многоэтажное элитное здание. Частично восстановленный фасад смутно напоминает о старом строении. И то смотрится он, мягко говоря, нелепо на фоне нового великана. Вместо уютного дворика и маленьких улочек – вокруг строгие безликие новостройки, рядом с которыми просто теряешься. Кажется, ничто, кроме мемориальной фрески режиссеру, не напоминает о прошлом.
Георгий Мелконян, сын Геннадия Ишхановича:
«Отец прожил в этом доме от рождения до самой смерти. Здесь он творил, собирая вокруг себя много талантливых людей. Была такая традиция – друзья отца, проходя мимо его дома, бросали в окно камушки, здоровались и шли дальше или заходили на минуточку в гости. Часто слышу вопрос: «Не абсурдно ли видеть эту мемориальную доску на здании новостройки?» Абсурдно или нет – такова реальность. И частичка отца всегда останется в этом уголке, она никуда не денется. Этот дом станет местом паломничества всех, кто любит и помнит отца, и благодаря им это место всегда будет напоминать о нем и о времени, в котором он жил».
Микаэл Погосян, актер:
«Дом, в котором жил Гена, был открыт для многих. Я был там завсегдатаем. Жить в таких условиях, в которых жил Гена, мог только он. Но именно эта аура «лачужки» и притягивала всех в этот дом. Этот человек был настолько внутренне полон и духовен, что внешняя сторона его не беспокоила. Этот мемориал сегодня одухотворяет все строение. Остался кусочек прошлого в виде фрески, на которую можно посмотреть и вспомнить все хорошее, что происходило в этом доме».
«Я ПОМНЮ ОТЦА В ПОСТОЯННОМ ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»
Из воспоминаний сына кинорежиссера, главного врача госпиталя для ветеранов войн №3 города Москвы, доктора медицинских наук, профессора Георгия Мелконяна:
– С самого раннего возраста я помню отца в постоянном творческом процессе. Это была или работа над киносценарием, либо обсуждение с коллегами нового проекта, либо процесс съемки фильма и т.д. Параллельно с этим было множество встреч с актерами, при этом для нас было привычное дело, если в гости приходила звезда отечественного кино. Соседи собирались поглазеть, а для отца это были просто друзья и приятели из мира кино.
Помню, как в гостях у нас были такие мэтры отечественного кино, как Александр Панкратов-Черный, Лия Ахеджакова, Лев Дуров, Игорь Кваша, Олег Анофриев, Амаяк Акопян и многие другие. Помню истории, которые связаны с некоторыми из них. Так, например, когда Олег Анофриев музицировал на фортепиано и пел у нас дома в перерывах между тостами, я посчитал, что нужно тоже держать марку и, будучи учеником первого класса музыкальной школы, достал свою скрипку и пропиликал что-то, чем вызвал бурные аплодисменты Анофриева и смех у остальных. Но Анофриев меня похвалил, и я был доволен.
Амаяк Акопян учил меня с братом Каро делать разные фокусы, один из них я помню до сих пор. Лию Ахеджакову и Льва Дурова, которые снимались в фильме в Ереване, отец повез на экскурсию в Эчмиадзин, и они настолько прониклись историей христианства в Армении, что решили покреститься в армянской церкви, а крестным отцом им стал мой отец.
Помню, как Панкратов-Черный рассказывал, как его приняли за армянина на рынке в Баку, и связанную с этим историю.
Много было историй. Еще больше встреч и историй было в Доме творчества кинематографистов в Дилижане, где мы ежегодно отдыхали во второй половине августа и куда съезжались многие деятели кино СССР. А с учетом того, что отец к этому времени уже поработал на «Мосфильме» и поставил там полнометражный фильм «Нежданно-негаданно», то он знал многих, и вечера проходили за полными столами, с песнями и весельем.
Отец очень много читал, причем он параллельно читал несколько книг – и исторические произведения, и сценарии, и профессиональную литературу. Любил раскладывать пасьянс и курить трубку, которую он привез их Франции, куда поехал по приглашению, после того как фильм «Шелковица» взял первое место на кинофестивале в Лилле. А мне с братом привез пистолеты, очень похожие на настоящие, большую бутылку кока-колы и книжки.
В старом, покосившемся от времени доме, в котором жил отец, была какая-то особая притягательная аура. Сюда заходили все. Часто, приходя к отцу, заставал его в компании со своими друзьями и удивлялся: а что они тут делают? А они говорили, что им интересно общаться с папой, и часто приходили к нему советоваться по разным вопросам.
Вообще, отец очень большое внимание уделял образованию и говорил, что это залог того, что мы не будем потребителями в этой жизни, а будем созидателями. Очень был рад и гордился, что мы с братом поступили в медицинский институт, ведь это была его несбывшаяся мечта. С раннего детства он часто посещал больницу, где врачом-физиотерапевтом работала наша бабушка Елизавета Сионовна, и с тех пор хотел быть врачом, но судьба распорядилась иначе. Маму он потерял очень рано и в раннем возрасте начал работать, времена были сложные.
Отец нас часто брал с собой на работу, нам нравилось быть в мире кино, приезжать с ним на киностудию, встречать там известных людей, присутствовать на съемочной площадке, наблюдать за тем, как создается кино. Когда мы немного подросли, отец решил и нас попробовать в кино, так мы с братом появились в эпизодических ролях его фильмов, а позже мне была доверена вполне большая роль в фильме «День бумажного змея». Но это была больше прихоть нашей мамы, а отец не очень поддерживал это и считал, что коллеги неправильно его поймут.
Помню встречу с Сергеем Параджановым на «Арменфильме», он тогда поприветствовал отца, они дружили, и, посмотрев на нас, сказал: «А вот и дети Кеннеди», посмеялся и пригласил в гости к себе в Тбилиси. Впоследствии мама и папа спорили, почему он нас назвал детьми Кеннеди. Мама считала, потому что мы были светлыми, с веснушками и были похожи на Кеннеди, а отец говорил, что это из-за того, что тот его называл Кеннеди.
В гостях у Параджанова я был зачарован, будто оказался в сказочном мире. Везде стояли куклы, на люстре висели украшения и виноград, все было увешано картинами и какими-то экспонатами, а на столе стояла огромная ваза, заполненная разными фруктами. Мы с братом с открытыми ртами на все это глазели, пока родители общались с великим Параджановым.
Помню начало 90-х, когда вовсю шла война в Карабахе, не было электричества, было холодно. Естественно, Армении было не до кино. К сожалению, начались процессы приватизации, распада киностудии, творческие процессы резко затормозились. Отец не переставал работать над сценариями, искал спонсоров для реализации фильмов, не уставал объяснять на разных уровнях, как важно развивать
отечественное кино. Но власть имущим и банкирам было не до этой сентиментальности. Это очень удручало отца и, думаю, повлияло на его здоровье.
В 1997 году отец нашел спонсоров и снял документальный фильм со своим другом Гарегином Закояном «Искусство зоны», фильм посвящен творчеству заключенных и основан на воспоминаниях из писем Параджанова, которые он писал, будучи заключенным в колонии. Затем был снят фильм «Прикосновение», посвященный путешествию А.С. Пушкина на Кавказ и произведению «Тазит», в котором расшифровал те самые строчки, которые очень любили некоторые цитировать в негативном контексте. Оба эти документальных фильма были посвящены предстоящему празднованию 1700-летия принятия христианства как государственной религии в Армении.
К сожалению, в 2001 году у отца выявили онкологию, по поводу которой в ноябре была выполнена операция. Но выявлено заболевание было на поздней стадии, и операция не повлияла на дальнейшее развитие онкологического процесса, который бурно развивался, и 30 мая 2002 года отца не стало.
Но память о нем живет и сейчас, в его детях, внуках, в его фильмах и творчестве. В 2019 году в Ереване, на площади имени Шарля Азнавура, которая перед кинотеатром «Москва», где находится Аллея славы, была заложена звезда имени Геннадия Мелконяна.
Также был учрежден специальный приз имени Геннадия Мелконяна, который присуждается режиссерам армянского происхождения, эту награду победители получают в рамках ежегодного международного кинофестиваля «Золотой абрикос».
Награда подразумевает и денежную премию, которая направлена на поддержку молодых деятелей кино и их дальнейшее развитие.
Полосу подготовили Марина и Гамлет Мирзоян, Москва