Расположенная между Австралией и Антарктидой Новая Зеландия считается одним из красивейших уголков, земным раем. На географической карте мира два острова выглядят изящным женским сапожком эпохи пышного барокко. Хотя вряд ли аборигены из племени маори, когда-то составлявшие большинство населения этого островного государства, подозревали о таком сходстве. Прибытие сюда в XVII веке европейцев постепенно поменяло демографическую картину, и, согласно последней переписи 2018 года, здесь проживают не более 700 тысяч коренных жителей, что составляет всего 16,5 процента населения.
Современные новозеландцы являются в основном потомками выходцев из Великобритании, хотя конкуренцию им составляют значительные по численности диаспоры голландцев, немцев, хорватов, «белых» южноамериканцев. В этом плане армянская община значительно уступает им, поскольку сплотила в этническом единстве примерно 300 человек. В настоящее время они проживают в городах Окленд, Крайстчерч и Веллингтон и занимают достаточно статусное положение в новозеландском обществе. Это врачи, инженеры, бизнесмены, государственные чиновники, политики, юристы. В частности, в истории Королевского суда Новой Зеландии первой женщиной в должности Верховного судьи стала армянка Србуи Элиас, которая в своих интервью не раз подчеркивала: «Если бы не армянская идентичность моей семьи, я бы не добилась таких высот». Спустя много лет после интервью с ней известный журналист крупной английской газеты The Guardian Люк Хардинг в своих воспоминаниях напишет: «Србуи, или Сиан – так зовут ее местные жители, выкована из железа и крови, которую не сломить ни мыслью, ни словом. Ее роль в общественной жизни Новой Зеландии неоценима. Одним из самых громких процессов Элиас стала защита прав коренного населения Новой Зеландии. Благодаря ее усилиям представители полинезийского племени маори теперь могут свободно и в равных условиях жить в своей стране. Подобная позиция правозащитника не только укрепила ее авторитет как профессионала, но и стала для местного общества своеобразным брендом армянского благородства и порядочности. Армян в этой стране очень уважают как законопослушных граждан и добросовестных работников».
Примечательно, что точно так же заявили о себе и первые армянские переселенцы, прибывшие на острова в третьей четверти XIX века. Это была семья Бульфура Зограбяна из Карса, поселившаяся в 1860 году в Окленде. Младший сын главы рода Дуглас Зограб стал известным дипломатом и основателем одного из первых крупных печатных изданий в стране Wellington’s Post. Блестяще образованный молодой человек, к тому же безупречно владеющий английским, французским, русским, армянским и немецким языками, был аккредитован от Министерства иностранных дел своей страны в Англии, России, Франции, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, Польше. Младший сын Эдвард пошел, как говорят сейчас, в бизнес. Основанная им кофейная фабрика до сих пор остается одной из крупнейших в регионе. Столь же популярным полтора столетия назад был и народный врачеватель Сед Сем, уроженец Вана Седрак Самвелян. Как свидетельствуют документы, за всенародную любовь он даже избирался во властные структуры.
Всего, как следует из тех же источников, в конце XIX века в стране проживало 50 армян, зарекомендовавших себя трудолюбивыми и законопослушными гражданами. В начале ХХ века в крупнейших городах Новой Зеландии обосновались немногочисленные беженцы, спасшиеся от геноцида, учиненного Османской Турцией в 1915 году. В последующие годы армянские мигранты еще дважды переселялись в эту страну небольшими группами. Так, после Второй мировой войны из-за нестабильной политической ситуации сюда переехали армяне из Египта, Ливана, Ирана. А после развала СССР добавились переселенцы из бывших советских республик, в первую очередь из Армении, Азербайджана и России.
Прибывшие осели в городе Крайстчерч, название которого переводится с английского как «Церковь Христа». И хотя самоназвание Отаутахи продолжает активно использоваться внутри страны, тем не менее топоним Крайстчерч считается общепризнанным в мировой географии с 1850 года, когда архиепископ Кентерберийский Джон Самнер основал англиканскую колонию на Южном острове Новой Зеландии. Расположенный в зоне сейсмической активности, этот остров не скупится на природные катаклизмы. Мощные толчки в 7 баллов по шкале Меркалли близ города Крайстчерча в феврале 2016 года стали частью последовательной серии землетрясений, начавшихся в этом регионе в 2010 году. К счастью, по данным Министерства реабилитации, жертв среди армян не было, однако психологический фактор давал о себе знать, особенно среди тех, кто пережил разгул спитакской стихии в Армении. Но армяне, строители по натуре, в очередной раз отстроили на новой родине свои дома, превращая их в очаги семейного уюта.
Новозеландцы на разных уровнях подчеркивают удивительное сходство двух небольших горных стран с христианским населением. Вспоминают и о трагедиях. Для Новой Зеландии – это ужасы Галлиполи во время Первой мировой войны, когда австралийские и новозеландские солдаты боролись против османских турок, а османское правительство в то же время устроило кровавую резню среди своих сограждан христианского вероисповедания. Однако власти островного государства пока не торопятся признавать факт геноцида армян. «Мы всегда говорили о трагических и масштабных потерях армянского народа во времена распада Османской империи. Признавали и продолжаем делать это, но когда дело доходит до вопросов терминологии, то эти проблемы мы оставили до процесса примирения между сторонами. Но повторю: Новая Зеландия всегда признавала, что имели место большие человеческие жертвы», – заявила на пресс-конференции в 2018 году премьер-министр Джасинда Ардерн (в статусе «экс» с 2023 года), одновременно подчеркнув, что это больше связано с тем, что решение проблемы лежит непосредственно на участниках, которые работают над процессом примирения.
И все же, несмотря на отстраненность тамошних властей к столь важному для армян вопросу, на территории городского кладбища Веллингтона в 2018 году по инициативе армянской и ассирийской общин был открыт мемориал памяти новозеландским солдатам, участвовавшим в спасении армян и ассирийцев в Османской империи в 1915 году. «Около 1,5 миллиона армян и 300 тысяч ассирийцев стали жертвами геноцида в Османской империи в 1915 году. По сей день правительство Новой Зеландии официально не признало эту трагедию, которая известна миру как геноцид армян, – сообщала в те дни новозеландская новостная служба Newshub телеканала Three. – Один из выдающихся солдат новозеландской армии Роберт Никол погиб в начале XX века, спасая от истребления армянских и ассирийских беженцев. За свой героический поступок он посмертно был удостоен высших наград страны».
А годом раньше в парке Митвуд города Окленд был установлен «Памятник дружбы», изготовленный в Армении из местного туфа. Сюда наши соотечественники приходят в День памяти жертв геноцида армян. В маленькой общине пытаются сохранить связь с исторической родиной, чему в немалой степени содействует Армянское общество Новой Зеландии. В 1996 году в Окленде открылась первая и единственная воскресная армянская школа, в которой учились 15 человек. Детей обучали армянскому языку и литературе, знакомили с историей Армении и Армянской Церкви, с обычаями и традициями. Большой популярностью продолжает пользоваться созданный при школе музыкальный ансамбль. Дети часто выступают по случаю национальных и церковных праздников, исполняя армянские народные песни и танцы. Национальными песнями и танцами встретили в Окленде и парусник «Армения», который, совершая кругосветное путешествие в рамках экспедиции «Месроп Маштоц», зашел под армянским флагом в новозеландский порт. Команду возглавлял известный армянский писатель и общественный деятель Зорий Балаян, которому местные армяне рассказывали о себе и высказывали надежду на более тесную связь с Арменией. Но этому желанию так и не удалось в полной мере реализоваться.
Что касается школы, то со временем ее пришлось закрыть из-за отсутствия учеников. Сказывается растущее количество смешанных браков, что через одно-два поколения ведет не к интеграции, а к ассимиляции этнических армян в местный социум. Впрочем, в общине не хотят сдаваться, считая веру и язык основами армянской идентичности, а потому планируют возобновить школьные занятия в Окленде, чему в свое время содействовал ныне покойный предстоятель епархии Армянской Церкви Австралии и Новой Зеландии Аган Балиозян. Сменивший его епископ Айказун Наджарян также посещает небольшие приходы в Окленде и Веллингтоне. Единая епархия Армянской Апостольской Церкви Австралии и Новой Зеландии была создана в 1968 году в Сиднее, а в 2019 году новую резиденцию освятил находившийся с патриаршим визитом в Австралии Католикос всех армян Гарегин Второй. «Наше видение состоит в том, чтобы под этой крышей молодые армяне узнавали как можно больше о своих корнях, чтобы были вовлечены в духовную и национальную жизнь», – отметил Его Святейшество.
Еще лет восемь назад связь с исторической родиной тонкой ниточкой прослеживалась в активизации туристической сферы между нашими странами. Подобные поездки можно было назвать разведывательными. Путешественников интересовало все: люди, архитектура, кухня, культура. Особенно радовала гостей из Новой Зеландии большая синяя статуя «Киви» в музее под открытым небом в Центре искусств Гафесчяна на Каскаде. И хотя ее создал американский скульптор Питер Войтук, новозеландцы видели в ней в первую очередь свою страну. Ведь киви считается национальной птицей и неофициальной эмблемой Новой Зеландии.
Начиная с 1992 года, когда были установлены дипломатические отношения между странами, и до сих пор особо тесного и взаимовыгодного сотрудничества не наблюдается, хотя перекрестные визиты политиков и бизнесменов носили регулярный характер. Однако со временем и этот энтузиазм сошел на нет. Конечно, все можно списать на географическую удаленность, коронавирусную пандемию, войну с Азербайджаном, потерю Арцаха, нестабильность региона. Хотя, как признаются туроператоры, еще несколько лет назад новозеландские туристы ездили даже в Арцах, откуда приезжали полные восторженных впечатлений. Кстати, в 2011 году гражданин Новой Зеландии и Австралии Лен Уикс в своих путешествиях влюбился не только в Армению, но и в армянскую девушку Армине, которая вскоре стала его женой. В 2015 году они инициировали первый проекта «Усынови одно село» по благоустройству приграничных сел. Еще один проект – «Происхождение» касается популяризации культуры и истории Армении через роман в трех частях «Происхождение: Выявление». Он был издан в августе 2014 года на английском языке, а в ноябре того же года вышел уже на армянском. Повествование охватывает ряд исторических событий, включая геноцид армян в период Первой мировой войны. По словам Лена Уикса, ему важно показать факт непризнания геноцида армян как причину других геноцидов. И если первый проект в селах приграничья по известным причинам потихоньку сошел на нет, то второй продолжает развивать изначально возложенную на него миссию.
Сергей Тигранян