Каждый год Международный комитет Фэйр Плей вручает Трофей «За безупречное поведение на протяжении всей спортивной карьеры». Российский комитет Фэйр Плей при НОК России выдвинул в претенденты великого футболиста Никиту Павловича Симоняна. У него в соперниках были 13 знаменитостей: президенты крупнейших международных федераций, близкие к семье президента Джона Кеннеди организаторы Специальных Олимпийских игр и прославленные спортсмены. Признаться, я волновался: голосование тайное.
Волнения оказались напрасны. Никита Павлович победил с подавляющим преимуществом. Но начался ковид. Торжественная процедура награждения откладывалась и переносилась. И только на днях Трофей был доставлен в Москву. Вечером перед матчем «Спартака» с «Ахматом» он был вручен 97-летнему Симоняну на родном спартаковском стадионе.
Да, Никите Павловичу в октябре исполнится 98. Он по-прежнему первый вице-президент Российского футбольного союза. И не почетный, не свадебный генерал, а действующий.
Расскажу лишь об одном благородном поступке тогда еще футболиста «Спартака» Никиты Симоняна. 8 декабря 1956 года в финале олимпийского турнира в Мельбурне сборная СССР победила Югославию — 1:0. Отлично сыграл в том матче наш центрфорвард Никита Симонян. Он удачно заменил лучшего нападающего советской команды молодого Эдуарда Стрельцова, получившего травму в полуфинале. Футбольные правила в ту пору были суровы. Награды вручались лишь футболистам, вышедшим на поле в финальной игре. 30-летний Симонян получил честно заработанную золотую медаль. И отдал награду юному Эдуарду Стрельцову. Эдик, искренне уважавший Симоняна, уже считавшегося если еще не патриархом, то ветераном сборной, отказался. Но Никита Симонян объяснил: Стрельцов сыграл в четырех матчах, не получи травму, вышел бы на поле и в финале, потому он и заслужил «золото». Конечно, Никита Павлович понимал, что еще один шанс побороться за олимпийское чемпионство представится вряд ли. Но не мог он идти против совести.