При желании переговоры с Арменией по визам можно было завершить параллельно с Грузией, но такой цели не стояло. Об отношениях с Евросоюзом и Россией, делимитации с Азербайджаном и других процессах мы поговорили с кадровым дипломатом.
Тему либерализации виз ЕС периодически достает «из шкафа», сказал в интервью журналистам бывший замглавы МИД Армении, Чрезвычайный и Полномочный посол Гегам Гарибджанян.
22 июля главы МИД стран ЕС одобрили выделение помощи и начало диалога о либерализации виз с Арменией.
«Дело в том, что подобные переговоры МИД Армении вел с ЕС годы назад. И, если не ошибаюсь, вел их (бывший замглавы МИД — ред.) Авет Адонц. То есть при желании, как в случае с соседней Грузией, так и Арменией, этот процесс можно было давно завершить. Но эта история с облегчением виз лежит в «кладовке», как банка с вареньем. И ее достают каждый раз при необходимости», — сказал кадровый дипломат.
По словам Гарибджаняна, у ЕС сейчас так много проблем, что они вряд ли планируют углубление сотрудничества с Арменией. Кроме того, сомнительна заинтересованность Брюсселя в таком стремлении.
«Армения в своей нынешней ситуации не представляет никакой ценности, чтобы говорить о заинтересованности ЕС. Нам диктуют то, что их чиновники считают правильным – как Армения должна жить и что она должна делать», — сказал бывший замглавы МИД.
Якобы «сильный» демократический мир, по его словам, ничего не делает в вопросе освобождения армянских пленных из Азербайджана.
«Но если кто-то «отдавит ногу» какому-нибудь представителю ЛГБТ, то вся Европа встанет на его защиту», — замечает дипломат.
Наблюдатели ЕС
По мнению Гарибджаняна, до сих пор институт иностранных наблюдателей в Армении не действовал в полной мере. У Армении десятилетиями была арцахская проблема, были войны. И ни одна из представленных наблюдателями стран не выступала в интересах Армении или армянского народа.
«Вспомните хоть один случай, чтобы наблюдатели или посольства данных стран сделали какое-то проармянское заявление», — отметил Гарибджанян.
По его словам, искать виновных в этом нужно в самой Армении. Нужно проанализировать ситуацию и определить очередность шагов для устранения причин.
А само наличие наблюдателей миссии ЕС, по его словам, призвано лишь создавать видимость какой-то работы.
По словам нашего собеседника, до сих пор непонятно, где именно, на взгляд наблюдателей, проходят границы суверенной территории Армении.
Отношения с Россией
«Золотое» ядро армянской интеллигенции, по словам дипломата, находится в России. Но потенциал мощнейшей диаспоры в РФ не используется.
«Сейчас часто критикуют «бывших», но у них были близкие личные отношения с руководством России. И эти отношения служили развитию Армении. Речь идет о всех высокопоставленных должностных лицах. Я помню, с какими людьми имел честь общаться… Вспомните, какая поддержка со стороны российской интеллигенции была Армении, Арцаху в период национального возрождения в 1988 г.», — сказал Гарибджанян.
Он отметил, что не раз встречался с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, замглавы МИД Григорием Карасиным, экс-главой МВД и бывшим секретарем Совбеза Владимиром Рушайло. Вместе они пытались развивать двусторонние отношения, и это приносило плоды.
Армения, по словам бывшего замминистра, представляет серьезный интерес для России, хотя он не согласен с нынешней политикой Москвы.
«В РФ должны разобраться в причинах изменения отношения армянского народа к России в последние годы. Я не говорю, что Запад, Сорос или кто-то еще не работает над сменой внешнеполитического вектора Армении. Но в России тоже должны проводить работу. Они не должны терять своих друзей. Нефть, газ важны, но друзья важнее», — считает Гарибджанян.
При этом Армения, по его словам, оказалась «перед разбитым корытом» из-за собственных ошибок. Нужно их проанализировать и найти решения. С другой стороны, бывший замминистра уверен, что со временем армянский народ поймет, кто его друг, а кто нет.
Делимитация с Грузией и Азербайджаном
Бывший в свое время сопредседателем армяно-грузинской комиссии по делимитации, Гарибджанян вспоминает, что они тщательно работали над каждым сантиметром границы.
«Комиссия не имела права утверждать хоть 1 см границы. Обсуждали, приезжали и докладывали руководству – премьеру, президенту и продолжали нашу работу», — рассказал Гарибджанян.
Были использованы карты 1920-х гг., 1938 г. и послевоенная карта. Карты тех же годов есть и по границам с Азербайджаном. Все они находились в Тбилиси, так как там находился Закавказский военный округ и архив.
Он вспоминает, что в комиссиях тогда ничего не принималось единогласно. Бывали споры, обсуждения. Однако проблемные вопросы с Грузией, по его словам, всегда благополучно решались без ущерба для добрососедских отношений.
«Для меня, как прежнего сопредседателя, удивительно, что сейчас говорится об обсуждении каких-то приграничных вопросов. Не может быть с Грузией приграничных вопросов», — отметил Гарибджанян.
При этом, по его словам, территория стран зафиксирована в ООН – в тех границах, в каких они вступали в Организацию.
«Сегодня никто не может самостоятельно решить и отдать землю, село или улицу. Конституция не позволяет никому ставить подобные подписи! Банковский работник уровня Микитана Сако (ростовщик в романе «Из-за хлеба» Перча Прошяна — ред.) не имеет права заниматься делимитацией», — сказал дипломат.
Эти работу должны выполнять специалисты. Он вспоминает, что в составе их комиссии работал тогдашний глава Комитета кадастра, участвовавший в делимитации с Азербайджаном еще в советский период под руководством первого заместителя председателя Совета министров Армянской ССР Владимира Мовсисяна.
«Коридор» и мирный договор с Азербайджаном
Дипломат вспоминает, что, будучи послом в Иране, всегда с гордостью проезжал на машине через Сюник. Сейчас же ситуация изменилась — люди там обеспокоены будущим.
В частности, речь идет о требованиях Азербайджана проложить «коридор» в Нахичевань.
«Получается, что «план Гобла» (по которому предлагался «обмен» Карабаха на Зангезур — ред.) был более выгодным, чем какие-то сегодняшние «правые-левые коридоры», «средние коридоры»… То есть на суверенной территории Армении должен появиться «коридор». О каком «коридоре» вообще может идти речь?», — отметил Гарибджанян.
По его словам, нужно создать условия, чтобы любой мог проехать через Армению в соседнюю страну без каких-либо особых привилегий.
Что касается заявлений о сроках заключения договора между Арменией и Азербайджаном, то, по словам дипломата, они ничего не значат пока не поставлены подписи.
«Ситуация очень тяжелая и я ничего не прогнозирую и не жду. Потому что пока не решен вопрос Арцаха, вопрос суверенной Армении. Армении есть что сказать, она должна усилиться. Но мы устали от слов «должна». Есть власть и оппозиция – обеим сторонам есть над чем поработать», — сказал Гарибджанян.
Нужно жить не лозунгами, говорит дипломат, а четкими программами – к чему следует стремиться и как этого достичь.
Он выразил сожаление состоянием нынешнего МИД-а, молодыми «дипломатами», которые не прошли профессиональную «школу», боятся смелых заявлений и шагов, и вместо работы лишь бахвалятся.