В конце мая интенсивные осадки на севере Армении, особенно в Лорийском и Тавушском марзах, привели к резкому подъему уровня воды от трех до шести метров в реках Дебед и Агстев. Были разрушены инженерные инфраструктуры, нарушено транспортное сообщение между городами и поселками, затоплены дома, погибли люди. Правительство Армении объявило пострадавшие районы зоной бедствия. «Это стихийное бедствие огромных масштабов, которое уже причинило и продолжает наносить большой ущерб», – заявил прибывший на место природного катаклизма министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян.
С первых же часов из района паводка началась срочная эвакуация людей, однако нарушенное железнодорожное сообщение, разрушенные мосты, дороги и перебои с мобильной связью сильно затрудняли авральные работы сотрудников спасательной службы МВД Армении. И тем не менее силами армянских специалистов работы продолжались круглосуточно. Со своей стороны Россия одной из первых выразила готовность оказать полноценную помощь по ликвидации последствий стихийного бедствия. «В связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в Республике Армения из-за сильных ливней с грозами, Министерство обороны Российской Федерации готово оказать помощь в ликвидации последствий наводнения и селей», – сообщили в российском силовом ведомстве, уточнив, что командованию 102-й российской военной базы отданы соответствующие указания на выделение личного состава и необходимой техники, которые «будут немедленно направлены в районы стихийного бедствия» при запросе армянской стороны. Однако официальный Ереван ответил раздумьями, а в отечественном кабмине отметили, что государство в помощи извне не нуждается, хотя уже был направлен запрос властям Швейцарии на аккредитацию семи европейских специалистов.
Одновременно Министерство финансов открыло казначейский счет на электронные онлайн-переводы в любой валюте из любой точки планеты для пострадавших при наводнении людей. Позже, после посещения аккредитованными в Армении европейскими дипломатами зоны бедствия, ЕС предложил выделить на ликвидацию последствий наводнения 100 тысяч евро. Чтобы оценить щедрость европейских друзей, а заодно и соответствие сумм масштабам бедствия, то это стоимость двух-трехкомнатной квартиры не в самом лучшем состоянии в спальных районах армянской столицы. А ведь сложись наши бизнесмены, в том числе из диаспоры, то КПД спасательных работ был бы гораздо выше.
Между тем сотрудники компании «Южно-Кавказская железная дорога», кроме участия в работах по восстановлению разрушенных участков железных дорог, организовали доставку продуктов питания и средств первой необходимости в пять населенных пунктов. А к 15 июня, с недельным опережением графика, ЮКЖД открыла движение на восстановленных участках железной дороги. Кстати, в конце мая договоренность о поддержке между вице-премьером Армении Мгером Григоряном и заместителем председателя правительства России Алексеем Оверчуком все же была достигнута. «В режиме 24/7 был осуществлен беспрецедентный объем земляных работ, насыпаны десятки тысяч тонн бутового камня и щебня, восстановлены водоотводящие инженерные сооружения, тяговые электроподстанции, контактные сети, линии электропередачи различного напряжения, линии связи, станционная инфраструктура. В целом было отстроено около двух километров путей», – отметил генеральный директор ЮКЖД Алексей Мельников, одновременно подчеркнув, что масштабы разбушевавшейся стихии были беспрецедентными за всю историю существования железной дороги в Армении.
По воспоминаниям старожилов, река Дебед действительно лишь однажды с такой же силой выходила из берегов – в конце 60-х годов прошлого столетия, однако масштабы бедствия были несравнимы с нынешней катастрофой. До сих пор не озвучены причины случившегося, что дает широкое поле для размышлений. Никто не опровергает версию обильных дождей из-за проникшего на территорию Армении циклона, но, по мнению специалистов, это всего лишь следствие, а причины кроются гораздо глубже. По словам главы Центра общинной мобилизации и содействия Олега Дулгаряна, главная и основная причина последствий паводков заключается в нарушении градостроительных норм. «Без соблюдения этих норм, без оценки рисков в прибрежных зонах были построены сотни, если не тысячи объектов – жилые дома, магазины, гостиницы, рестораны, хлева. Очень часто, чтобы расширить свою территорию, засыпали реку, сужая речное русло. Все это не могло не аукнуться в нынешней ситуации», – считает он.
К сожалению, правящие власти игнорируют фактор стихийных бедствий. Например, план кризисного управления есть, но его хранят в сейфах. Учений не проводят. Не разрабатываются и коммуникационные планы по работе с гражданским населением в час «Х». Как отмечает глава организации «Эколур» Инга Зарафян, сегодня общины не готовы не только к наводнениям, но и к камнепадам, оползням, лавинам, граду и засухе. Особенно уязвимыми в этом отношении считаются пострадавшие Лори и Тавуш, где всегда высок риск оползней и селей. Нет и не разрабатываются планы, как надо работать с жителями, кто за что отвечает, в том числе среди гражданского населения. Эксперты считают, что готовиться к вероятному наводнению нужно годами, а альтернативная дорога, которую сегодня пытаются построить, должна была давно быть сдана в эксплуатацию с учетом возможных техногенных катастроф и природных катаклизмов. А теперь же на ликвидацию последствий разрушений потребуются большие усилия и большие финансы.
В этой связи армянские налогоплательщики вспомнили об армянском спутнике «Армсат-1», который предназначен для гражданских работ, в том числе по предотвращению и управлению чрезвычайными ситуациями. Дотошные журналисты даже запросили Министерство высокотехнологической промышленности: «Используется ли спутник для выявления проблем в зоне бедствия или для оценки масштабов катастрофы, произошедшей в Лорийской области?» Вскоре был получен ответ: «Спутник «Армсат-1» находится в нормальном рабочем состоянии. Есть стабильная связь со спутником. Он используется ЗАО «Геокосмос» в целях космической съемки. «ЗАО «Геокосмос» получило космические снимки происшествий в Лорийской области из других источников, которые сейчас анализируются». Дело ясное, что дело темное, но вот сколько еще времени потребуется на «анализ» информации (причем полученной из других источников), вопрос остается открытым. Хотя, исходя из ситуации, он должен быть проведен почти в формате экспресс-теста.
Но по прошествии месяца с момента катастрофы правительством не было сделано соответствующих выводов, как и не были определены масштабы бедствия, а следовательно, и размеры компенсаций. Гнел Саносян на одном из заседаний правительства отчитался о восстановительных работах, в том числе на железной дороге, «забыв» упомянуть, что этим непосредственно занимается армянская «дочка» российской РЖД.
А в отношении компенсаций премьер Никол Пашинян отметил, что здесь не будет дифференцированного подхода. «Мы не можем сказать, сколько столов и стульев было в той или иной квартире или был ли в доме телевизор Toshiba или Panasonic. Нас не должно интересовать, был ли у кого-то стул из дуба 50-летней давности или новый, – заявил «всенародный» избранник. – Правительство при расчете компенсаций будет руководствоваться лишь одним критерием – только квадратурой пострадавшего жилья. Поэтому не держите в гараже 10 кг золота, которое, как некоторые говорят, у них унесла вода. За него платить не будем». О том, что вряд ли у сельчан в каждом гараже, где стоит видавшая виды старенькая «Волга», хранится золотой слиток хотя бы в один килограмм, даже заикаться не стоит. Неблагополучный социальный фон армянской глубинки совсем не располагает к этому. А вот «бархатному» правительству не впервой кидать людей на ожидания, а тем паче на деньги.
Сергей Тигранян, Ереван