Интервью с генерал-лейтенантом Вооруженных сил Советского Союза и Российской Федерации, основоположником современной армянской армии.
– С момента нашего последнего интервью прошел ровно год. Тогда Вы предупреждали, что Азербайджан готовится выдворить армянское население Арцаха и что они создали ситуацию, похожую на блокаду Ленинграда. К сожалению, Ваше пророчество сбылось.
– К нашему общему несчастью.
– Как Вы оцениваете ситуацию сегодня, со всем, что произошло в сентябре прошлого года? Ведь сейчас Азербайджан претендует на какие-то территории уже в самой Армении! Как Вы это можете прокомментировать?
– Душа болит, я честно скажу. Потому что мы не заслуживаем того, чтобы подобным образом позорить армянский народ, армянскую нацию. Армении давно надо было признать независимость Карабаха. То, что Вы сейчас сказали, действительно, это все предвиделось – у нас, у военных, свои каноны, своя наука предвидения. Военные по-своему это все предвидят. Турция с Азербайджаном всегда имели, как говорится по-военному, «замысел совместных действий». То есть план войны – захват Карабаха, захват Зангезура, соединение с Нахичеваном и наступление на Ереван. И поэтому президент Азербайджанской Республики постоянно повторяет: «Ереван наш! Зангезур наш!» и так далее. Он готовит мировую общественность к новой агрессии при помощи активно действующей информационной политики своего государства. Они продвигают свои идеи так, что приучают народы мира и руководителей различных государств к тому, что так и должно быть. Вот посмотрите – война началась, и никто ведь не пошел против Азербайджана! Даже Организация Объединенных Наций! И армян сделали оккупантами!
– Они свою ложь представляют как истину в последней инстанции.
– Да. А армяне не захватывали ничего! Это армяне Карабаха освобождали территорию под свою безопасность. Я даже выступал по этому поводу, что азербайджанцы сами бомбили, своими самолетами, а летчики были украинцы! Да, там были украинские летчики.
– Украинцы воевали на стороне Азербайджана.
– Да, как сейчас Азербайджан оказывает помощь украинцам против России. Хотя Россия очень дружественно относится к Азербайджану.
– Ну, это история уже давняя, начала 90-х годов.
– Знаете, как по-русски говорится, все в мире взаимосвязано и все в мире взаимообусловлено. И сейчас уже президент Азербайджана, очень кровожадная личность, продолжает турецкую идею. Они же тюрки, и вот это – их идеология. Он позорит азербайджанский народ и превращает его в тех, кого в мире уже узнают как геноцидальный народ. И сейчас они хотят претворить в жизнь такой же план, как тот, что не удался раньше – захватить Зангезур. Положение дел очень сложное, и этому содействуют власти Армении.
– Но это же нонсенс.
– Когда мы создавали вооруженные силы, я был приглашен на должность командующего. Мы приступили к созданию армии. Мы развернули мотострелковые части в Мегри, Кафане, Горисе и Сисиане.
– Это 1992 год?
– Да, 1992 год, меня пригласили, и мы создавали армию. Я сразу разработал концепцию защиты для Зангезура. Потому что знал, как генерал из России, замысел противников. Я предложил план президенту Левону Тер-Петросяну, и они утвердили его. А сейчас, перед войной 2020 года, за месяц приехал в Ереван. 30 лет эта армия во взаимодействии с Карабахом обеспечивала безопасность страны, но с появлением новых властей была разрушена военная политика и доктрина, уничтожена концепция вооруженных сил!
И вот за месяц до войны я пришел оказать содействие и был у президента Армена Саркисяна, который затем уехал в Великобританию.
От президента звонил министру обороны Тонояну, которого сейчас судят. Взял трубку полковник, я прошу передать министру, что мне надо с ним встретиться, я сейчас у президента, через месяц будет война!
– Вы это хотели сообщить министру обороны?
– Я хотел это сообщить министру обороны, и я мог оказать содействие. Не буду сейчас уточнять, в чем. Я приехал специально, меня не приглашали. Хотел помочь.
– Вы приехали с конкретными вопросами, предложениями помочь и предупредить о начале войны 2020 года, кроме этого, Вы предлагали способы обороны, но Вас не приняли?
– Да, Тоноян не захотел меня принять. И тот же Армен Саркисян стоял рядом и слышал разговор… Я говорю: «Почему? Я всегда был созидателем, семью на 4 года бросил, Москву, вместе мы победили… Сейчас прошло 30 лет, почему не примут?». «Они знают Ваши способности, – хвалит он меня, – поэтому они боятся, что Вы их планы разрушите».
Сейчас судят Тонояна. Он мог бы взять трубку, поздороваться! Или же сказать: «Можно заместителей пошлю?» или «Приезжайте ко мне сюда». Нет, он проигнорировал! И поэтому я полковнику сказал: «Передайте этому типу, что мы и я лично – генерал-лейтенант Советского Союза и армянских вооруженных сил – мы создали армию, и мы знаем дух ее» – и выключил телефон.
– Норат Григорьевич, премьер-министр Армении и военное руководство отказались участвовать в заседаниях ОДКБ. Как Вы расцениваете этот шаг армянского руководства?
– По-честному я Вам скажу, что ОДКБ создала условия для подобного отношения руководства Армении. Когда была война 2020 года – а Карабах, конечно, непризнанное государство, – Россия не могла, не имела права помочь. Но когда снаряды летели в Варденис, а это уже территория Армении, и когда вертолет уничтожили на территории Армении, притом российский вертолет, погибли российские офицеры, ОДКБ тогда заявила: «У вас пограничные споры». То есть они дали возможность противнику продолжать свои действия. ОДКБ должна была вмешаться, это же договор о коллективной безопасности.
Ошибки, которые были совершены Россией и ОДКБ, руководители Армении использовали на высшем уровне, ведь именно как раз этого они и хотели. И они отказались от участия в заседаниях ОДКБ.
С появлением в вооруженных силах нынешнего Верховного главнокомандующего учения по-человечески – даже без ОДКБ – ни разу не проводились. Армия, вооруженные силы Армении после нас учения не проводили. Я сам звонил, говорил, что Турция и Азербайджан проводят учения вокруг, – а наши сидят. Я звоню, говорю: «Ну почему вы не проводите учения?» – «А что там?» Я говорю: «Посадите радиотехнические части, посадите солдат, знающих азербайджанский язык! Они будут слушать, передавать командованию, какие команды отдают, перемещение компунктов управления, замыслы операции! А пэвэошник, например, сидит за пультом и ловит самолет! У вас же самолетов нет, чтоб тренировать наших пэвэошников? Так тренируйтесь! Их самолеты летают! Вы будете оперативно знать их тактику!» Никто не проводил никаких учений. А вот то, что они на заседания ОДКБ не пошли – это очень глупо. Потому что «обиделись». Мало ли кто на что обижается! Но ведь это вопрос безопасности страны. Надо же взаимодействовать! Как же вы будете воевать вместе? Как вы будете взаимодействовать, координироваться? Это вопросы, которые связаны с безопасностью южного театра военных действий. Между прочим, ОДКБ отвечала не только за безопасность Армении. Любой враг все равно, как бы то ни было, думает: «А вдруг ОДКБ развернется?» ОДКБ управляет Россия, организованно. Ну что вы, дипломатически не можете договориться? А вот таким образом отказываться от участия глупо и
опасно.
И потом начинают проводить учения с американцами. Слушайте, так это другая тактика! Чтобы с американцами проводить учения, надо структуру иметь натовскую, технику натовскую, офицерский состав должен пройти учения натовские. Иначе они не смогут взаимодействовать.
– Норат Григорьевич, Вы хотите сказать, что с ОДКБ нужно работать дальше?
– Работать, конечно. И не надо выходить из ОДКБ! Потому что расформирование Министерства диаспоры – это потеря силы 8-миллионного народа, проживающего за пределами Армении, – уже нет теперь резервов. Против России выступают: мол, возьми свою базу и уходи – это уже союзника своего они выгоняют. Да еще ОДКБ отстраняют – это открытая дорога для любого противника, любой может напасть на Армению. И всё!
– Это же все делается по указке откуда-то?
– Я не следователь, но обстановка складывается так, что руководство Армении именно к этому и идет, причем очень грамотно. Вот смотрите: Верховный главнокомандующий расформировал боеспособные части в Зангезуре и теперь не имеет возможности отразить атаку сильного противника, он убрал всех союзников, которые могли бы ему помочь, и вообще пошел против ОДКБ. Еще у нас имеется двусторонний договор Россия – Армения на 49 лет, но даже по этому пути он не пошел! Он специально оголил и создал прекрасные условия врагу в лице президента Азербайджана и при поддержке господина Эрдогана, вплоть до того, что Алиев запросто говорит: «А мне вот это надо». Он готовится выполнять задачу, которая была еще 100 лет тому назад запланирована – чтобы Зангезур полностью соединить с Турцией. А вот зачем Пашинян это делает, видимо, армянский народ знает, раз он выбирает таких людей – ведь так? Наверное, так желает народ армянский, чтобы противник вошел, чтобы был геноцид. Ну, если вы так желаете – о чем тогда говорить?
– Норат Григорьевич, перед Новым годом Общественное телевидение Армении – первый канал армянский – отказало в предоставлении эфира для ежегодного обращения Католикоса всех армян к народу. Это, на Ваш взгляд, что – демарш против веры и Церкви? Или есть какая-то другая причина, на Ваш взгляд?
– Я не знал этого, потому что никогда не мог даже подумать, что такое может быть. Вы знаете, это уже вторая сторона предательства армянского народа. Почему? Да мы благодаря Церкви и жили, и создавались! И вот сейчас в России 3 миллиона армян! Мы живем в России, исполняем верой и правдой Конституцию Российской Федерации, но все-таки мы идем в Церковь, встречаемся, проводим крещения, свадьбы, мероприятия. Мы нашу Церковь просто на руках носим. И вдруг нашему Католикосу всех армян не дают возможности выступить перед народом?
Если это так, значит, правительство Республики Армения – действительно, как это пишут и говорят, ставленники англосаксов. Почему? А потому, что англосаксы в Европе, да и вообще во всем англосакском мире разрушили Церковь. Так сделали они и на Украине. Продвигают гомосексуализм, чертовщину, народ разлагается и становится просто отвратительными свиньями. Но армянам так делать очень опасно – это просто удар ножом в спину, это преступление! Я не знаю, в Конституции нет такой статьи, что оскорбление Церкви карается по закону? Но это грозит вообще уничтожением армянского народа. Неужели это армянское правительство так низко пало, что уже и против народа? Разрушишь Церковь, станешь гомосексуалистом – примут тебя в Евросоюз. Руководство Армении постепенно готовится в Евросоюз.
Зачем ты готовишься туда, для чего ты бросаешь единственного союзника, Россию, великую ядерную державу? Зачем ты портишь отношения? Вон Патриарх Кирилл наш как выступает, как поучительно, он направление дает для жизни, для деятельности. А ты почему нашему Гарегину не даешь слово сказать? Это преступление просто. Я выразил свою точку зрения.
– Норат Григорьевич, необычный Вам вопрос, но я надеюсь, что Вы ответите на него. Армения сегодня находится в очень тяжелом положении – с одной стороны, народ живет обычной жизнью, но политическая составляющая, эти постоянные угрозы нападения Азербайджана на Зангезур, на Сюник, на Ереван, претензии на озеро Севан, на север Армении и так далее создают стратегически очень тяжелое положение. Одновременно руководство Армении испортило отношения с Россией. Запад в лице Франции перед носом армян машет морковкой – мы вам поможем, дадим вооружение, финансовую помощь окажем… Мне кажется, она очень сомнительна, эта помощь. Что бы Вы сделали в таком положении, если бы Вы оказались на месте руководителя Армении?
– Не дай бог… Когда-то я отказался стать премьер-министром, уехал. За 4 года мы создали армию, победили. Мне предложили оставаться дальше, предлагали должность премьер-министра… Но это тогда, в 90-х годах. А вот сейчас, если бы предложили, я бы никогда в жизни не пошел на это, потому что разложена вся система. А что бы я изменил…
– Ну, теоретически.
– Несколько лет тому назад я приехал в Армению, опять к президенту и к секретарю Совета безопасности Григоряну. И представил 12 предложений по реанимации экономики страны.
– Кому Вы их отдали?
– Президенту Армену Саркисяну и секретарю Совбеза Армену Григоряну. Там были даже предложения нашего генерал-майора Шахраманяна – умнейшей личности, он на своей электронной странице такие разумные вещи предлагает! Вплоть до создания нефтегазовой промышленности в Армении!
И они палец о палец не ударили, ничего не сделали!
– Так что бы Вы сделали, Норат Григорьевич?
– Я, имея в виду то, что они ничего не сделали для поднятия экономики (а ведь еще Ленин говорил: «Политика есть концентрированное выражение экономики»), что бы сделал: в первую очередь полностью расформировал бы эту власть! Полностью провел бы реформу властных структур, начиная от уборщицы и заканчивая верховными. Не надо их уничтожать. Еще не хватало в Армении Майдана, чтобы друг друга уничтожали. Нет, просто надо по-честному, на демократической основе просто полностью их убрать.
– Хорошо, убрали. Дальше что?
– Восстановить экономику страны и одновременно выполнять задачи по реформированию вооруженных сил. Надо работать на этом направлении, хотя у нас соотношение сил с основным противником отвратительное. Мы, какую бы армию ни имели, никогда в жизни не победим полностью Турцию, вооруженные силы Азербайджана и так далее. Только если, например, как Северная Корея, иметь ядерное оружие – оружие сдерживания и оружие возмездия. Почему с руководством Северной Кореи даже Трамп обнимался? Да потому, что он может получить по побережью! И сейчас все боятся их! Поэтому Армении все равно надо иметь вооруженные силы – компактные, организованные, управляемые, оснащенные современными средствами массового поражения.
Надо реформировать вооруженные силы с учетом театра военных действий, с учетом соотношения сил и средств, с учетом наличия этого противника. Обязательно надо восстановить союз с Российской Федерацией – единственным союзником. Потому что без Российской Федерации раздавят, уничтожат и места не останется от Армении. Да, как бы ни обижались. Да, Российская Федерация тоже допустила ошибки – это уже пускай разбираются руководители.
Восстановить союз с ОДКБ, укрепить ОДКБ. Попросил бы ОДКБ укрепить силами и средствами. Я не знаю, сколько сейчас там находится – например если Армения в ОДКБ держала 1 батальон, то надо бригаду. Если в Казахстане – 2 батальона, то дивизию! А в Россию – целую десантную дивизию туда, дополнительную! В Белоруссию – еще несколько полков! И ОДКБ будет мощнейшей структурой. И никто не скажет, что «ОДКБ – это же не НАТО!» Усилить, изменить положение об ОДКБ, убрать национальный фактор, религиозный фактор. Независимо от того, какой ты нации, у нас общий враг, мы должны помогать друг другу.
– Норат Григорьевич, первым пунктом Вы сказали, что убрали бы всех от власти. А кто придет на это место? Кто будет этой новой уборщицей и новым премьером? Вы видите таких кандидатов?
– В народе нет таких людей, что ли?
– Кого Вы видите?
– Если я сейчас скажу, кого, его сразу посадят. Этого нельзя делать!
– Я имею в виду, Вы знаете кого-то конкретного?
– Да, есть умные люди. Да Вы возьмите свою же газету, прочтите, как политологи выступают. Да я бы этого политолога поставил президентом, хуже не будет. У него мировоззрение, логика, отношение. Да и вообще, армянский народ – умный народ. Есть люди, которые могут всё, только задачу поставь.
– А как отношения с диаспорой? Из диаспоры нужно привлечь людей?
– Еще при Серже Саргсяне мы говорили: «Сделайте так, чтобы в парламенте или в Госдуме армянской были депутаты со всего мира, из зарубежных диаспор. Чтобы соединял полностью народ. Вот из России пару человек депутатами и так далее». Тогда мы были бы едины и близки.
– Норат Григорьевич, Вы все-таки верите в армянский народ, что сегодня есть силы, которые могут прийти, возглавить и вывести Армению и армянский народ из этого тяжелого положения?
– Да, я верю. И есть люди в диаспоре – во Франции, в Аргентине, в Англии, в Америке, в России, и здесь найдутся люди – разумные, порядочные. Мне все равно, кто ты – Пашинян, Саргсян. Народу надо помогать! Дай возможность армянскому народу по-человечески пожить. При Советском Союзе жил народ – на высшем уровне, умнейшая республика. Но все развалили. А сейчас еще хуже разваливается. Ну зачем ты это делаешь? Потому что тебе сказал англосакс? Подожди, а ты что, подчиняешься англосаксам? Или кому? Я не следователь, это уже народ пусть скажет. Зачем ты разваливаешь страну, для чего, какую цель преследуешь? Ведь ты же войдешь в историю, и Бог накажет! Бог есть. Вот Гарегин – очень скромный человек. Правда, Церковь наша очень плохо работала. А попробуй в России, чтобы Патриарх Кирилл допустил с властями вместе столько сектантов, сколько в Армении? В России с этим строго. Поэтому у нас надо все поставить на место, решительно и бесповоротно.
– Вы опять говорите о том, что нужна крепкая власть, сильная рука.
– Да я же не говорю, чтобы Пиночет пришел туда.
– Нет, конечно, – закон сможет вывести Армению из этого тяжелого положения.
– Если бы я был на месте Пашиняна… Как ему Серж Азатович пришел и сказал: «Ты прав», как Ельцин, когда выступал, сказал: «Я устал, я ухожу» – теперь и ты скажи: «Народ армянский, вот вы меня избрали, я что мог с моими министрами – сделал. А сейчас давайте подумаем, давайте народное вече проведем, круглый стол проведем. Давайте скажем, кто может продолжить. Мы власть эту передадим, чтобы не было Майдана».
Армяне работают, создают все вдали от родины. Да ты верни все назад! Вы знаете, что армяне-мужчины уезжают, деньги посылают домой – в России, Америке, Аргентине асфальт кладут, дома строят – и семья получает 100 долларов, идет в пиццерию – и довольна. А его ребенок даже не хочет работать, потому что ему и не надо больше. Это разложение народа! Где труд? И потом разлагаются семьи! А если еще и Церковь уйдет – к чему ведут власти, – то тогда совсем конец. Надо проснуться нашему народу.
– Норат Григорьевич, спасибо большое за интересную беседу. Я думаю, что к Вашим словам прислушаются.
– Благодарю Вас.
Беседу вел Григорий Анисонян