Мы должны активно обсуждать вариант отделения карабахского вопроса от армяно-азербайджанских отношений – Армен Григорян
Карабахский вопрос не является для нас территориальным вопросом. В этом смысле основополагающее значение для нас имеют безопасность и права армян Карабаха. В одном из своих выступлений в Национальном Собрании премьер-министр Пашинян отметил, что есть идея отделить нагорно-карабахский вопрос от армяно-азербайджанских отношений. Сейчас мы должны активно обсуждать этот вариант и решить, как действовать дальше. Об этом в интервью «Арменпресс» заявил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян.
Приводим интервью полностью:
— Г-н Григорян, из геополитических центров в последнее время звучат оценки, что существует серьезная возможность нормализации армяно-азербайджанских отношений и, таким образом, установления долгосрочного мира и стабильности в регионе. Видит ли правительство Армении такую возможность?
— Тот факт, что правительство Армении объявило мирную повестку государственной стратегией и политикой, является прямым свидетельством того, что мы видим такую возможность. Эта возможность становится еще более предметной, если учесть, что правительство Армении, политическое большинство, берет на себя ответственность за реализацию мирной повестки дня, понимая при этом, что это нелегкий путь.
Думаю, что приверженность правительства Армении и политического большинства мирной повестке дня является важным фактором для оценок, озвучиваемых с различных международных площадок.
— Какую дорожную карту Вы видите для реализации мирной повестки дня?
— Эта повестка известна: работы по делимитации и повышению уровня безопасности границы с Азербайджаном, которые уже начались, и второе заседание Комиссии по делимитации и безопасности границ запланировано на вторую половину августа в Москве, открытие региональных коммуникаций…
— Азербайджан утверждает, что Армения затягивает решение этих вопросов.
— Заседание Комиссии по вопросам делимитации и безопасности границ было назначено на вторую половину августа по предложению азербайджанской стороны. Армянская сторона была готова ко второй встрече и в июне, и в июле. Мы неоднократно выражали готовность к открытию региональных коммуникаций.
Недавно в сети появился пакет предложений, который мы передали по дипломатическим каналам в декабре 2021 года, и он в силе и сегодня. Мы внесли ряд других предложений и очень заинтересованы в открытии региональных коммуникаций, что является частью проекта «Армянский перекресток». Конечно, вопрос конкретного маршрута участка восток-запад проекта может быть обсужден, мы никогда не настаивали только на одном варианте, и нам нужно найти наиболее эффективный маршрут, потому что от этого зависит функциональность и привлекательность проекта «Армянский перекресток».
В трехсторонней рабочей группе по вопросу коммуникаций, сопредседателями которой являются вице-премьеры России, Армении и Азербайджана, мы замечаем определенный прогресс и готовы продолжать в том же духе.
— Установление мира с Азербайджаном состоит из этих двух шагов? Что будет со статусом Карабаха?
Нет, кульминацией упомянутой вами «дорожной карты» и мирной повестки дня является, конечно же, подписание мирного договора с Азербайджаном. Вы знаете, что Азербайджан представил по этому поводу пять пунктов, а Республика Армения заявила, что в них нет ничего неприемлемого.
— В том числе признание территориальной целостности Азербайджана? Т.е. признает ли Армения территориальную целостность Азербайджана и не имеет территориальных претензий?
— Армения признает территориальную целостность Азербайджана хотя бы в силу того, что это часть нашего законодательства. Мы неоднократно говорили, что Армения и Азербайджан признали территориальную целостность и нерушимость границ друг друга договором об образовании СНГ, подписанным и впоследствии ратифицированным в 1991 году. И сегодня этот документ является частью законодательства как Армении, так и Азербайджана. Это нужно выразить и на двустороннем уровне. И, как мы сказали, в такой перспективе для нас нет ничего неприемлемого, и Армения, да, не имеет территориальных претензий к Азербайджану.