Пятница, 26 апреля, 2024

ГЕНОЦИД ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Президент Форума армянских союзов Европы Ашот Григорян представил мнение одного из крупнейших геополитических деятелей современности Яна Кэмпбелла о ситуации в Арцахе.

Читаемое

Президент Форума армянских союзов Европы Ашот Григорян представил мнение одного из крупнейших геополитических деятелей современности Яна Кэмпбелла о ситуации в Арцахе.

Ян Кэмпбелл

(Сокращённый вариант)

Прага, 3 сентября 2023 г.

Многие читатели помнят прошлые посты, в которых я описывал ситуацию на Кавказе и в Армении, где в девяностых годах прошлого века я руководил одним из проектов Всемирного банка.

Артур Арутюнян был назначен Министерством финансов Армении уникальным мостом между моей западной командой и армянскими специалистами. Сотрудничество переросло в глубокую дружбу, которая будет отражена в будущей книге «77 и без сожалений», первый том которой должен поступить в продажу к Рождеству 2023 года.

В сегодняшнем посте я не буду описывать историю и общее значение Армении, отмечу только, что новый конфликт начинается в Грузии, Киргизии, развиваются новые конфликты в Казахстане и других странах. Я кратко упомяну несколько вызовов, которые в целом связаны с историей, территориальными претензиями, геополитикой, а также военной и другой деятельностью США, Великобритании, НАТО и ЕС, напрямую связанной или иным образом связанной с Российской Федерацией, включая вымирающее государство Украина и геноцид в целом. Я обсуждал некоторые проблемы несколько дней назад в Братиславе с президентом Форума армянских союзов Европы, Венского клуба и членом других организаций доктором Ашотом В. Григоряном.

ГЕНОЦИД

Автор концепции геноцида – Рафаэль Лемкин (1900–1959), польский юрист еврейского происхождения. Разрабатывать правовую концепцию геноцида он начал еще в 1920-е годы, в рамках изучения случаев массового насилия над христианами в Османской империи во время Первой мировой войны. Первое предложение Лемкина о юридической концепции наказания за массовое насилие было сделано на конференции в Мадриде в 1933 году (тогда называвшегося «варварством»), что символично в том же году, когда Адольф Гитлер захватил власть в Германии.

Однако Лемкин не нашел поддержки среди делегатов конференции. Лишь в 1948 году группе юристов и активистов вокруг Рафаэля Лемкина удалось продвинуть принятие Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это была первая международная конвенция по правам человека. В течение следующих десятилетий 152 страны (по состоянию на июль 2019 года) ратифицировали конвенцию, которая включила преступление геноцида в свои правовые системы.

Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, геноцид – это преступление, совершаемое с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Конвенция определяет конкретные действия, которые приводят к совершению геноцида.

1) Уничтожение члена данной группы; 2) тяжкое физическое причинение лицам этой группы, что повлечет за собой и психическое расстройство; 3) создание условий жизни какой-либо группы людей, которые приведут к ее полному или частичному физическому уничтожению; 4 ) меры, направленные на предотвращение рождения детей в такой группе и 5) принудительный перевод детей из одной группы в другую.

Покушение на геноцид, прямое и публичное подстрекательство, а также участие в геноциде считаются уголовными преступлениями.

Преступление геноцида стало частью так называемого Римского статута Международного уголовного суда, созданного в 2002 году. Будучи постоянным судом, базирующимся в Гааге, он занимается предотвращением геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и преступлений агрессии с 2010 года.

Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и Римскому статуту, определение геноцида также является отправной точкой для систематических исследований происхождения, причин и последствий актов геноцида в международной области исследований геноцида. Эта область возникла в 1980-х годах в англосаксонской академической среде. В настоящее время его представляет Международная ассоциация исследователей геноцида (International Association of Genocide Scholars).

Напоминаю, что культурный геноцид в том смысле, который представлен в книге «Культурный геноцид» (автор: юрист Татевик Григорян (2014, ISBN 978-99941-2-817-4)) и самогеноцид, осуществленный собственным правительством собственного народа входят в число вышеперечисленных и считаются общепризнанными преступлениями.

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ КАК ПРИМЕР

У Армении и Азербайджана давний спор по поводу этой территории. В 1992–1994 годах между Арменией и Азербайджаном шла открытая война из-за Нагорного Карабаха, образующего анклав на территории Азербайджана, который соединяется с Арменией через так называемый Лачинский коридор. С начала 2013 года столкновения на линии фронта усилились. Конфликт обострился 2 апреля 2016 года, когда на границе с Нагорным Карабахом вспыхнули бои.

Вторая Нагорно-Карабахская война 2020 года представляла собой военный конфликт между Арменией, международно непризнанной Республикой Арцах и Азербайджаном, которому Турция оказывает военную поддержку. Конфликт длился с сентября по ноябрь 2020 года и завершился подписанием соглашения. Об этом президент Путин заявил 10 ноября 2020 года, отметив, что российские наблюдатели и миротворцы будут следить за соблюдением режима прекращения огня. В мае 2023 года Армения выразила готовность признать Карабах частью Азербайджана.

Напоминаю, что непризнанная Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в 2020 году, проиграв Вторую Карабахскую войну, оказалась под угрозой блокады со стороны Азербайджана со всех сторон не только де-юре, но и де-факто. Единственным сообщением с Арменией был так называемый Лачинский коридор, который азербайджанцы фактически заблокировали с декабря 2022 года.

Все началось с предупредительных акций. Сначала так называемые экологические активисты препятствовали движению автомобилей по коридору. Окончательная блокада дороги с установкой военных блокпостов азербайджанцами началась в апреле.

Фактически армяне вынуждены либо покинуть Нагорный Карабах, либо признать суверенитет Азербайджана над этой территорией. Настоящая средневековая осада. Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян описал ситуацию, в которой таким образом оказалось население Нагорного Карабаха, находящегося сейчас вне контроля Баку. В сложившихся условиях, какие бы гарантии не обещал Баку, нет механизмов контролировать их выполнение.

В интервью La Repubblica премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил: «Мир между Арменией и Азербайджаном возможен только после взаимного признания территориальной целостности на основе Алма-Атинской декларации 1991 года». Он отметил, что иначе мира не будет никогда. Он подчеркнул, что права и безопасность карабахских армян должны быть обеспечены и гарантированы, и признал, что в настоящее время очень сложно оценить, насколько близки стороны к подписанию мирного соглашения.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЗАПАД ОБЕСПОКОЕН БЛОКИРОВАНИЕМ ЛАЧИНСКОГО КОРИДОРА?

Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила 31 августа, что маршрут из Армении в Нагорный Карабах должен быть бесплатным для гуманитарной помощи. Бербок сообщила, что ситуация в непризнанной республике включена в повестку встречи министров иностранных дел ЕС, которая пройдет в Испании 31 августа. В тот же день МИД Азербайджана также направил ноту протеста послу Франции в Баку Анн Бойон. Поводом стала отправка машин с гуманитарной помощью (и якобы провокационные высказывания эскорта, в том числе мэра Парижа Анн Идальго, в адрес Азербайджана на КПП Лачин).

Это создает впечатление, что роль Москвы как миротворца и гаранта статус-кво не видна. Армению, похоже, западные партнеры поддерживают лишь морально, а Азербайджан рассчитывает на комплексную поддержку Турции. Кроме того, мне кажется, что:

1) Существуют определенные российско-армяно-азербайджанские соглашения, дух которых предполагает де-факто независимое существование Нагорного Карабаха в течение определенного периода (гарантированное российским миротворческим контингентом);

2) Азербайджан решил воспользоваться возможностью, возникшей из-за трудностей России в украинском конфликте с коллективным Западом.

3) Правовые аспекты, связанные с соглашением от ноября 2020 года, ведущим к пересмотру ситуации, вызывают проблемы.

Почему я так думаю?

Цель эскалации ситуации в Карабахе, судя по всему, заставить Москву, настаивавшую на переносе вопроса о статусе Нагорного Карабаха в будущее, отступить и позволить окончательно закрыть вопрос Карабаха. Этой цели способствовала недальновидная, а порой и предательская политика властей Армении и правительства премьер-министра Пашиняна. Она позволяет Баку утверждать свой суверенитет над Карабахом вне соглашения и де-факто, и де-юре. Однако армяне анклава сопротивляются этому. Вопрос остается нерешенным из-за непоследовательного поведения премьер-министра Пашиняна и лицемерного намерения отправить гуманитарную помощь из Баку через Агдам.

Если премьер-министр Пашинян и руководство Армении действительно смирились с ситуацией, то население Карабаха и Армении справедливо возмущается. При этом оно будет винить не руководство Азербайджана или собственные власти, а дислоцированные в регионе российские миротворческие силы, которые (по их словам) не защитили их. Иными словами, по их мнению, российские миротворцы ничего не сделали для прекращения блокады.

Однако с этим не согласна Москва, которая считает, что миротворческие силы тут ни при чем. Пресс-секретарь МИД России Мария Захарова заявила: Ситуация, создавшаяся в Лачинском коридоре, является следствием признания Арменией Нагорного Карабаха частью территории Азербайджана. Кроме того, представитель МИД России напомнила факт признания Арцаха по итогам саммитов с участием глав двух стран под эгидой ЕС в октябре 2022 года и мае 2023 года.

Достаточно прочитать заявление МИД РФ от 15 июля относительно ситуации, создавшейся вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому Захарова подчеркнула, что «мы считаем нецелесообразным, неправильным и необоснованным перекладывать ответственность на российский миротворческий контингент в этом контексте», добавив, что Москва видит задачу контингента в оказании всей возможной помощи на местах для обеспечения прав и безопасности людей. Эта проблема возникла в результате навязывания властями Армении армянам Карабаха новых условий, то есть признания принадлежности к Азербайджану.

Из сказанного следует, что Россия вынуждена двигаться в крайне узких рамках тех новых условий, о которых говорила Захарова.

Каковы новые условия?

1) Старые новые двусмысленности мирного мандата. 2) Озабоченность России Украиной и коллективным Западом. 3) Усилия России по поддержанию хороших отношений с Баку и Ереваном. 4) Обязательства России как посредника в конфликте в исторически стратегически важном регионе; 5) признание Карабаха территорией Азербайджана всеми официальными субъектами.

Помимо вышесказанного, напоминаю: а) пресловутую пассивность нынешнего руководства Армении, которое вместе с Западом поставило цель вытеснить Россию с Южного Кавказа, б) молчание Москвы, вызывающее недопонимание. Армяне, которые не понимают сложную российскую и геополитическую игру, и в) вмешательство других государств и общин в Армению, в данном случае Франции и ЕС.

Сегодня, оказывая гуманитарную помощь, французы играют роль главного защитника простых армян. Об этом свидетельствует визит делегации во главе с мэром Парижа Анн Идальго на армяно-азербайджанскую границу, а также заявления члена делегации, сенатора Бруно Ратайо (председателя республиканской фракции Николя Саркози в верхней палате парламента) то, что происходит сегодня в Арцахе (армянское название Нагорного Карабаха), приводит к этническим чисткам и геноциду. «Первая причина, по которой мы здесь, заключается в том, что происходит трагедия. То, что происходит сегодня, превращает Арках в концлагерь под открытым небом. Эта попытка этнической чистки и геноцида направлена против 120 000 человек, 30 000 из которых — дети».

Галльский (Галлия — старое название Франции) петух, сенатор Ратайо, демонстративно живущий прошлым, также потребовал от президента Макрона принять резолюцию, которая позволила бы, наконец, открыть Лачинский коридор и поставить его под международную защиту. Другими словами, это означает поставить коридор под контроль Запада. Сенатор должен знать, что Франция не может захватить Лачинский коридор, что Франция не может добиться согласия Баку и Анкары, не говоря уже о согласии России. Франция никогда не могла и не может гарантировать безопасность карабахских армян, потому что у нее нет ни сил, ни возможностей, ни необходимых географических условий. Так почему же галльский петушок, у которого дома проблемы, громко кукарекает?

Французские политики, как и подавляющее большинство западных политиков, понимают настроения населения, в данном случае армянские настроения, поэтому они хотят продать это в эфире с помощью красочного риторического пакета, чтобы молча натравить армян на Москву. Лично я не исключаю, что армянское общество теряет доверие к России как к надежному союзнику, способному защитить не только союзнические, но даже собственные интересы в регионе. Какие интересы России я имею в виду?

Если Москва уйдет из Закавказья и оставит регион Турции, она потеряет наземную часть коридора на Ближний Восток и к Индийскому океану и ограничит коммуникации с Ираном. Стоит отметить, что руководство ИРИ постоянно выражает тревогу в связи с этим. В то же время это увеличит риски для Северного Кавказа и позволит возникнуть ряду других проблем в регионе и за его пределами. Не секрет, что в 2020 на стороне Азербайджана воевали исламисты из ИГИЛ (запрещено в России и других странах), не оставившие надежды проникнуть на российский Северный Кавказ.

Нерешительность Москвы в том, как США воспитывают политические кадры в Армении и перевоспитывают молодое поколение в антироссийском ключе, позволяет Азербайджану (бакинским властям) вести себя все более напористо по отношению к своему формальному союзнику – России. Наглость проявляется не только в региональных вопросах, но и в плане поддержки позиции Киева, которую до сих пор представляет президент Зеленский.

От редактора

Об этом свидетельствуют заявления посла Азербайджана в Украине Сеймура Мардалиева во время недавней встречи с заместителем главы МИД Украины. Посол Мардалиев выразил восхищение смелостью и решимостью отразить российскую агрессию, пообещал увеличить размер пакета помощи Украине, включая разминирование, и объявил о политических обязательствах по оказанию помощи. Напомню, что штаб-квартира ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) находится в Киеве, а её генеральный секретарь (гражданин Азербайджана со статусом чрезвычайного и полномочного посла МИД этой страны) Алтай Эфендиев в августе 2023 выступил со знаковым заявлением, которое вынужден привести здесь с незначительными изъятиями для подтверждения своей аргументации.

«Заявление Генерального секретаря ГУАМ на Третьем саммите Крымской платформы

Прежде всего хотел бы присоединиться ко всем предыдущим уважаемым ораторам и поздравить украинцев с Днем Государственного флага и Днем Независимости, который будет отмечаться завтра. Вот уже 18 месяцев украинцы защищают свои национальные символы, идентичность, достоинство, свободу и независимость в эпической борьбе против незаконной, аморальной, несправедливой и жестокой агрессии РФ. Мы желаем украинцам всяческих успехов в этой экзистенциальной борьбе за сохранение своей государственности. И мы призываем вас оставаться сильными и сплоченными!

Украинский народ при отражении этой агрессии проявил образцовую храбрость и мужество, несломленный дух, волю и стойкость. В то же время в этой битве за выживание нация платит очень высокую цену человеческими жизнями и разрушением городов, поселков, сел, гражданской инфраструктуры, экономики и т. д. Для меня, живущего в Киеве, это душераздирающе и больно пережить свидетельства всех зверств и преступлений, совершенных агрессором на украинской земле. Я хочу выразить глубочайшие соболезнования всем украинским семьям, пострадавшим в этой войне.

Я также хотел бы выразить нашу твердую солидарность с украинским народом. Мы подтверждаем нашу непоколебимую поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины в пределах ее международно признанных границ, включая территориальные воды. Наши государства-члены твердо поддерживают украинский народ, предоставляя гуманитарную и многостороннюю помощь.

Я хочу поздравить Украину с созывом третьего саммита Крымской платформы здесь, в Киеве, на фоне полномасштабной войны. Отрадно видеть, что Крымская платформа набирает обороты и расширяется в новые измерения, фокусируясь на конкретных вопросах. Также растет число стран и организаций, присоединяющихся к инициативе. Последнее является явным признаком того, что все больше и больше правительств и организаций объединяются вокруг Украины в защиту основанного на правилах порядка, который должен иметь непоколебимую основу для мирного сосуществования наций, больших и малых.

Мы желаем дальнейшего успеха этой инициативе и готовы способствовать достижению ее целей в сферах нашей компетенции. Организация ГУАМ поддерживает цели Крымской платформы, направленные на восстановление территориальной целостности и суверенитета Украины в ее международно признанных границах, а также послевоенное восстановление, реконструкцию и региональное сотрудничество.

Как межгосударственная полноценная региональная организация с развитой организационной структурой, инструментами и механизмом сотрудничества, объединяющая четыре дружественных государства и стратегических партнеров, а также охватывающая пространство возрастающего стратегического значения, ГУАМ может способствовать формированию региона как зоны мира, стабильности и сотрудничества, становясь, таким образом, основой региональной безопасности и развития.

В своих выступлениях на предыдущих саммитах Крымской платформы я упоминал нашу флагманскую инициативу – Транспортный коридор ГУАМ, который может сыграть важную роль в достижении целей Крымской платформы. Наша совместная инициатива направлена на создание современного, безопасного, надежного, конкурентоспособного мультимодального транспортного сообщения на основе европейских норм и стандартов TEN-T, которое простирается от восточных границ ЕС до берегов Каспийского моря. Соединения Черного и Азовского морей со свободной навигацией являются важнейшими частями этого коридора.

Мы твердо верим, что этот коридор может стать жизненно важной транспортной артерией, обслуживающей торговые потоки между Европой и Азией, тем самым служа интересам более широкого международного сообщества. Этот коридор может стать важной частью новой формирующейся архитектуры связей и безопасности в более широком регионе Черного и Каспийского морей и способствовать миру и стабильности в нашем нестабильном пространстве.

Сегодня актуальным является комплексное и последовательное решение вопроса о его практической реализации. Транспортно-логистическая инфраструктура стран-членов ГУАМ испытывает огромное давление в результате перенаправления грузопотоков с сухопутных маршрутов, находящихся в настоящее время под санкциями. Маршруты, проходящие через страны ГУАМ, становятся основной альтернативой сухопутным сообщениям Восток-Запад».

Создаётся впечатление, что этот контекст не учитывается Москвой в её политике на Южном Кавказе. На этом фоне значение визита Анны Акопян в Киев выглядит сущей мелочью. Тем не менее, на выступление Алтая Эфендиева МИД России не реагировал, а поездку жены армянского премьера осудил категорически. Всё это влияет на настроения среди армян во всём мире, прежде всего, в Армении и Арцахе.

Из сказанного и несказанного здесь следует, что момент подписания армяно-азербайджанского договора был упущен. У Москвы очень ограниченные возможности. Какие варианты есть у Москвы?

1) Россия должна наглядно показать и доказать, что она готова энергично защищать свои интересы в регионе. Например, Москва пошла на болезненный шаг против Баку с целью изгнать азербайджанские войска из зоны ответственности российских миротворческих сил и одновременно открыто объявить о наказании за антироссийские и антиармянские действия Никола Пашиняна.

2) Москва не готова принуждать стороны решать этот вопрос, поскольку сохранение связей и с Баку, и с Ереваном кажется на данный момент правильным. Если российская сторона поддержит сепаратизм, это оттолкнет Баку и еще больше приблизит его к Турции, Западу. Если Ереван будет вынужден капитулировать, Армения вступит в ЕС, а затем в НАТО.

3) Соглашение при российском посредничестве. Москва (в отличие от США, Франции, ЕС и Турции) не демонстрирует ни проармянской, ни проазербайджанской позиции, учитывая намерение властей Армении уступить Карабах. Но эта позиция имеет свои недостатки. Какие?

Согласно соглашению, Москва не будет восстанавливать свои позиции в Азербайджане, сделавшем ставку на Турцию. Имидж России не только властей Армении, но и армянского общества и в пророссийском Нагорном Карабахе, жители которого были наиболее пророссийски настроенными среди всего армянского населения, будет разрушен на десятилетия. Россия усилит напряженность в отношениях с армянской диаспорой как внутри, так и за рубежом, тем самым ослабив свою дипломатическую и переговорную мощь и возможности на международной арене.

Заключение

Учитывая растущую и сложную структуру так называемых коллективных провокаций Запада на украинском и черноморском полях сражений, а также если Россия хочет сохранить контроль над кавказским регионом, рано или поздно ей придется доказывать это не словами, а жесткими действиями.

ИсточникNovostiNk
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

В Армении в музеях внедрят единую автоматизированную систему электронных билетов

Правительство Армении на заседании 25 апреля приняло решение о предоставлении 23 млн. 759 тыс. драмов на создание и внедрение «Единой автоматизированной системы электронных билетов» в музеях.

Похожее