Единственным и основным союзником Запада в регионе является Турция. А Турция, Южный Кавказ и Центральная Азия в основном заселены тюрко-язычными народами. Таким образом, Срединный коридор, соответственно, Сюник, пытаются заполучить Турция и Запад. Подобное мнение выразил NovostiNk.net кандидат исторических наук, тюрколог Варужан Гегамян.
«Иран в свою очередь пытается эту идею нейтрализовать. Поскольку ее реализация лишит его дороги Север-Юг. Отсюда заинтересованность Тегерана в армянском варианте этого коридора. В то время как с 2018 года совершенно неслучайно существенных работ в направлении реализации данного проекта в самой Армении осуществлено не было», — считает он.
Согласно Гегамяну, в свою оппозиционную бытность Никол Пашинян совершенно неслучайно считал своей мишенью данный, инициированный тогдашними властями Армении проект, имеющий жизненную важность для всего региона. В то время как Сюник сегодня является одной из нескольких точек на карте мира имеющей важнейшее геополитическое значение для всех, включая Китай.
Последний совместно с Ираном, согласно тюркологу, играет роль сдерживающего Турцию фактора. Поскольку в Пекине, как и в Тегеране, понимают, что может сулить им усиление региональных позиций Анкары. На фоне чего Армения имеет исключительную возможность переосмыслить и изменить собственную геополитическую роль и позиции. Что возможно исключительно в случае если у кормила власти будут встанут национально-ориентированные силы.
Отмечая, что Турция и Азербайджан строят инфраструктуры которым предстоит стать основой «Зангезурского коридора», на правовой основе пункта 9 Трехстороннего соглашения от 9 ноября, тюрколог подчеркнул, что противостоять этим планам Армения может лишь в направлении недопущения внешнего контроля над этой дорогой.
«Меж тем, если Азербайджан получит дорогу даже под армянским контролем это легитимирует его нападение на Сюник при поддержке Турции. О чем уже сегодня вещает Алиев. Вывод — нашей задачей должно быть недопущение открытия путей для них под любым статусом и соусом. Поскольку реализация данной программы лишит смысла само дальнейшее существование армянской государственности», — подытожил Гегамян.
Карен Мирзоян