В России существует праздник, который сформировался вокруг хачкара и проводится в Анапе ежегодно с 1992 года. Праздник организовывается Центром армянской национальной культуры им. Н.А. Испирьяна, церковью Сурб Геворг, администрацией муниципального образования города-курорта Анапа и руководством Дома культуры села Гай-Кодзор. Этот замечательный праздник под названием «Хачкар», возник в честь первого установленного хачкара, он является символом укрепления духовной жизни армян Анапы. Крест-камень освятили в последнее воскресенье весны, и с тех самых пор этот торжественный праздник армянской культуры, мира и дружбы ежегодно проходит на территории церкви Сурб Геворг. Праздник включен в реестр городских праздников Анапы. Хачкар напоминает о богатой истории и культуре армянского народа, а также о его стойкости и преданности своим традициям.
Праздник «Хачкар» – это событие, объединяющее многонациональный народ города и края более 30 лет. Он собирает представителей разных национальных культур, которые в мире и согласии живут на территории Краснодарского края.
Хачкар – это вечный символ армянской культуры и веры, который объединяет вокруг себя армянский народ. В этом празднике сливаются воедино прошлое и настоящее, традиции и современность.
На протяжении истории различные народы внесли в мировую культуру слова-символы, которые не поддаются прямому переводу, но понятны интуитивно, воплощая уникальные аспекты их идентичности и представляя созданные ими материальные и духовные ценности. Армения внесла в этот глобальный лексикон слово «хачкар». Происхождение и история хачкара изучены мало. Однако на основе археологических и библиографических материалов, благодаря сохранившимся резным крестам можно представить точные контуры той эволюции, которую пережило искусство хачкара. Армянские мастера с V века начали добавлять в свои работы художественные элементы. Эти элементы со временем становились все более разнообразными и сложными. Хачкар, отличающийся своей неповторимой формой, особенно в области каменного искусства, достиг пика своего совершенства в VIII–IX веках. В последующие периоды искусство хачкара продолжало развиваться и процветает по сей день.
В Армении в селе Арашалуйс живет и трудится скульптор Рубен Налбандян, который создает современные хачкары. За свою жизнь он создал более тысячи хачкаров. Самые знаменитые – в виде букв армянского алфавита. Налбандян стремится не только передать свои навыки и знания молодому поколению, но и создать пространство, где молодые люди могут изучать и сохранять национальные ремесла и традиции.
«Когда возводили церкви, в основание ставили хачкар как духовный якорь, связывающий здание с небесами. Хачкары воздвигали при строительстве городов и мостов.
Реальность армянского народа была очень жестокой, были частые войны, и хачкары возводились в память о павших воинах, превращая места скорби в символы стойкости и мужества.
По этой причине не стоит воспринимать хачкар как погребальный камень. Он является многогранным воплощением армянской идентичности, отражением как материальной, так и духовной культуры народа. В каждом хачкаре заключена не только история, но и надежда, вера и несокрушимый дух армянского народа».
Рубен Налбандян Мастер Налбандян отмечает, что, несмотря на современные технологии и возможности массового производства, такие хачкары не будут обладать той же глубиной и духовностью, что созданные вручную. Он говорит, что в прошлом мастера были служителями Церкви и создавали свои хачкары на протяжении многих лет, часто во время священной литургии. Именно поэтому многие древние хачкары обладают особой силой, переданной им во время их создания.
«После того как хачкар освящают, он обретает дыхание и превращается из простого камня в живое. Он словно впитывает в себя благословение Божье, становится местом, где вера обретает осязаемую форму. В нем собирается духовная энергия, которая может излечивать душу и приносить утешение. Хачкар словно превращается в маленькую церковь еще до того, как построят церковь, где можно проводить важные таинства, такие как крещение или бракосочетание».
Тер Еремия, настоятель церкви Сурб Геворг Тер Еремия также подчеркивает, что, уникальность хачкаров заключается в полном отсутствии повторений. Каждый из них является самобытным творением, отражающим неповторимое художественное видение мастера. Художники стремились создать оригинальные произведения, не прибегая к заимствованиям или самоповторам. Более того, даже отдельные элементы декора на одном хачкаре не повторяются.
В самом сердце армянской культуры лежит хачкар – бесценное творение, которое возвышается над временем и обстоятельствами.
Важно знать историю создания хачкаров – уникальных каменных скульптур. Сохранение и понимание хачкаров имеет решающее значение для сохранения армянской идентичности и культурного наследия.
Хачкар, поистине многогранное воплощение армянской идентичности, служит объединяющим символом для армянского народа во всем его многообразии. Его присутствие ощущается в различных формах и аспектах армянской жизни – от религиозной архитектуры до повода для праздника. Мастера прошлого и настоящего вкладывали в создание хачкаров свое мастерство и духовность, создавая произведения искусства, которые вызывают восхищение во всем мире. В течение многих веков развития он усовершенствовался и превратился в одну из великолепных областей прекрасного искусства. Будучи исключительно армянским явлением, он ознаменовался бесподобными памятниками, значительно обогатившими сокровищницу мировой художественной культуры.
Светлана Минасарян, заместитель председателя правления ОО МО г-к Анапа «Центр армянской национальной культуры им. Н. А. Испирьяна»