О миссии ЕС на границе Армении и Азербайджана, о том, будут ли отправлены в зону конфликта европейские военные и как сейчас идут переговоры по Арцаху, aif.ru побеседовал с первым заместителем председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином Затулиным.
Вопросы и ответы публикуем ниже:
– Константин Федорович, что это за миссия? Будут ли в ее составе натовские военные?
– Миссия не военная. С самого начала речи об этом не шло. Инициатива не согласована с российской стороной, и судя по всему, не полностью согласована с Азербайджаном. По крайней мере, так дело представляет азербайджанская сторона. Однако не стоит преувеличивать неготовность Баку признать эту миссию. Азербайджан тоже ведет свою игру с Западом. И хотя он выражает нам свое недовольство появлением наблюдателей, которое с ним не согласовано, не думаю, что он будет здесь обострять.
– Что означает такое решение Евросоюза с политической точки зрения?
– Сам факт этой инициативы свидетельствует о том, что ЕС пытается перехватить инициативу в посреднических усилиях по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта и его последствий и вытеснить из этого процесса Россию. Правительство Армении, недовольное тем, что России и ОДКБ не отреагировали так, как они считали необходимым, на сентябрьскую вспышку боевых действий и продвижение азербайджанских войск на 8 км вглубь территории Армении, вот уже 2 месяца ведет интенсивные переговоры с Баку на брюссельской площадке. По сути, российская переговорная активность оказывается на обочине этого процесса.
В то же время Россия продолжает полностью нести на себе миротворческую миссию в Нагорном Карабахе. Руководство Армении по сути сбросило карабахскую проблему на Россию.
В свою очередь Запад, не обремененный никакими обязанностями в зоне конфликта, фактически переживает медовый месяц во взаимоотношениях с правительством Армении. А то демонстративно ищет выходы из тупика, в котором оно оказалось как во внутриполитической, так и во внешнеполитической ситуации, на пути укрепления отношений с ЕС, НАТО и США. Речь не идет об отказе Еревана от союза с Москвой, но, насколько мне известно, активные контакты с Россией в последнее время фактически заморожены.
– Как сейчас продвигаются переговоры?
– Азербайджан хочет заключить мирный договор на своих условиях. Мы тоже за мирный договор, но при этом мы не считаем возможным отказаться от обсуждения проблемы самоопределения, прав и свобод армянского населения в Нагорном Карабахе. Азербайджан же относится к этому как к закрытию обсуждения этого вопроса. Они считают, что как только договор будет подписан, то вопрос гарантий армянскому населению станет вопросом внутреннего устройства Азербайджана. В Армении многие считают подписание мирного договора на таких условиях предательством Нагорного Карабаха. В этом расхождение и нерв всей ситуации.